Правый вектор: радикалы по-европейски

Вторник, 1 июля 2014, 08:45 — Правый вектор: радикалы по-европейски
slon,ru

Во вторник, 1 июля, официально начнет работу Европейский парламент (ЕП) нового созыва. С 2014 года у представительского органа власти Евросоюза появилась новая черта, которая до сих пор казалась невозможной: в ЕП прошло рекордное количество праворадикальных депутатов.

Причем большинство из них избрано в странах "старой Европы".

Но это не единственный повод для удивления. Крайние правые, пробившиеся в Европарламент, становятся главными союзниками Кремля в европейской власти.

Это выглядит особенно парадоксально, если вспомнить, что украинских правых радикалов, прозванных "бендеровцами", та же Россия использует как повод для вооруженного конфликта на территории Украины.

Впрочем, тут нет ничего удивительного, ведь у Кремля и у европейских радикалов – схожие задачи. Европейские партии правого толка не скрывают, что их цель – расколоть ЕС изнутри.

Однако о безоговорочном успехе крайних правых речь не идет.

Хотя союзникам Москвы удалось значительно увеличить свое присутствие в новом Европарламенте, они так и не смогли оформиться в политическую группу, которая дала бы им гораздо больше инструментов влияния.

Как оказалось, в европейском правом лагере нет единства. Поэтому объединиться в ЕП удалось не правым радикалам, а правым популистам.

Союз против ЕС

Во времена холодной войны главной опорой СССР на "вражеском" Западе были левые.

Сегодня же в унисон с Кремлем поют и многие европейские правые. Россия "дружит" со всеми, кто против единой Европы, и здесь правые радикалы стали для нее лучшими союзниками. На руку еврофобам сыграли финансовый кризис, меры жесткой экономии, принятые национальными правительствами, и увеличивающееся недовольство ростом числа мигрантов.

Результат не заставил себя ждать.

В новом Европарламенте европейцам придется пожинать плоды майских выборов, которые эксперты назвали для ЕС "катастрофическими".

Партии, выступающие за развал Евросоюза, стали победителями выборов в ЕП во Франции – стране-основателе ЕС (!), Великобритании и Греции. В Дании, Нидерландах и Германии они серьезно усилили свои позиции.

Главным триумфатором в новом созыве ЕП станет французский "Национальный фронт", который возглавляет харизматичная Марин Ле Пен. За пять лет, минувших с прошлых выборов Европарламента, ее партия поднялась с шестого на первое место, получив четверть голосов французов.

В новом созыве ЕП у "Национального фронта" будет 24 представителя, при том что в прошлом их было только трое.

Ле Пен считается первым союзником Владимира Путина на Западе, и она совершенно не скрывает своих симпатий к российскому руководству.

Идеология партии построена на критике ЕС, на руинах которого ее лидеры предлагают создать Панъевропейский союз с участием России и Швейцарии, при этом категорически исключая возможность участия США и Турции.

Еще одной неожиданностью выборов стал результат "Партии независимости Великобритании" – 26% голосов. Впервые в истории страны она обошла грандов британской политики – лейбористов и консерваторов.

Подчеркнем еще раз – они обошли даже консерваторов Дэвида Кэмерона с его умеренным евроскептицизмом.

К чему полумеры? "Партия независимости Великобритании" выступает за выход Соединенного Королевства из ЕС! На ближайшие пять лет у нее есть 24 места в Европарламенте, что на 11 больше, чем в прошлом политическом сезоне.

В Дании выборы Европарламента выиграла праворадикальная "Датская народная партия". Но поскольку страна размером поменьше, ее вес в ЕП также несколько скромнее – радикалы получили четыре мандата.

В Греции на первое место вышли левые радикалы и евроскептики из партии "Сириза", а на третьем оказались праворадикалы неофашистского толка "Золотая заря", впервые принявшие участие в избирательном процессе.

Свои, хоть и скромные, места получили и праворадикалы Нидерландов, Венгрии, Болгарии, Германии, Финляндии, Польши, Литвы и других стран.

В итоге новый парламент ЕС оказался антиевропейским более чем на четверть!

Фан-клуб Путина

Всего в Европе существует 25 основных ультраправых партий, подсчитали эксперты венгерского института Political Capital, посвятившие исследование влиянию российской политики на крайних правых. Из них 15 открыто поддерживают Россию, семь – "нейтральны" и только три – "враждебны". К последним можно отнести крайних правых из некоторых бывших советских республик и стран соцлагеря, к примеру Румынии и Латвии.

Там даже радикалам не позволено дружить с Кремлем – избиратель не поймет.

На чем же основана идеология фан-клуба Путина?

Одним партиям (часто с религиозным уклоном) импонируют его категоричные взгляды – борьба с гомосексуализмом, национализм, политика порядка, государственный контроль над стратегическими секторами. Другие руководствуются исключительно геополитическими расчетами, воспринимая Россию в качестве противовеса США.

Правда, разница в идеологии этих партий не сводится исключительно к России. И в других сферах деятельности у них немало противоречий. Одни хотят выхода своей страны из Евросоюза, другие жаждут реформ, а третьи – просто смены власти. Как результат, правых в новом парламенте будет действительно больше, но это не прибавит им единства. До этого еще далеко.

Партии правого толка, попавшие в Европарламент, условно можно разделить на три группы.

Марин Ле Пен, topwars.ru

Первая – объединение правых вокруг Марин Ле Пен.

Впрочем, после победы на выборах от француженки отвернулась удача. Главе "Национального фронта" не удалось создать политическую группу (фракцию) на базе своего "Европейского альянса за свободу".

Создание группы гарантировало бы ее представителям места в комитетах и открывало бы доступ к минимум 20 млн евро бюджетного финансирования.

Радикальных депутатов, готовых работать в ЕП под ее руководством, было более чем достаточно. В радикальную политгруппу согласились записаться 38 депутатов при минимуме в 25 человек.

Но сработал другой предохранитель, заложенный в правилах ЕП: в группе должны состоять партии из как минимум семи государств. Марин Ле Пен не хватило двух стран. Решающим стал отказ участвовать в объединении польских "Новых правых" и литовской "Порядок и справедливость".

Найджел Фараж, svejo.net

Литовцы предпочли присоединиться к конкурирующей группе правых еврофобов под началом Найджела Фаража.

Это – вторая условная группа правых в Европарламенте.

Фараж – старожил Европарламента, он уже возглавлял группу евроскептиков в ЕП прошлого созыва. Ему, в отличие от Ле Пен, удалось вновь создать фракцию, которая будет носить название "Европа свободы и прямой демократии" (ЕСПД). Правда, его альянс не будет настолько правым и радикальным, каким была бы группа под началом Ле Пен.

Ключевой союзник Фаража – партия итальянского комика Беппе Грилло "Движение 5 звезд". Как говорит ее лидер, партия не вписывается в традиционные понятия "правых" и "левых", он сам называет ее популистской. То же самое касается и "Партии независимости Соединенного Королевства", которая хоть и декларирует правую идеологию, но старается дистанцироваться от "крайних". Чаще всего ее характеризуют как правопопулистскую.

Правда, это не отменяет пророссийской ориентации и лидера ЕСПД, и представителей "5 звезд". В прошлом составе ЕП группа Найджела Фаража была автором множества пророссийских резолюций, как в политической, так и в энергетической сферах. Фараж называет Владимира Путина тем лидером, который вызывает у него восхищение.

Примечательно, что группе Фаража принадлежит авторство самых острых формулировок в отношении украинской партии "Свобода". В своих вариантах резолюций по Украине группа нередко называет ее сторонников "экстремалами и шовинистами".

И, наконец, особняком стоит третья подгруппа правых партий, попавших в ЕП.

Это те политсилы, с которыми никто не хочет иметь дела.

К ним можно отнести венгерскую "Йоббик", греческую "Золотую зарю" и немецкую "Национал-демократическую партию". Даже Марин Ле Пен их заявления показались уж слишком "фашистскими", чтобы оформлять с ними официальные союзы.

К слову, украинская "Свобода" входила на правах наблюдателя в Альянс европейских национальных движений, основанный печально известным "Йоббиком", выступающим за присоединение Закарпатья к Венгрии. Но в марте этого года "свободовцы" заявили о невозможности дальнейшего участия в объединении. Это произошло после того, как Альянс публично поддержал действия России в отношении Украины.

Помимо крайне правого фланга, есть у Москвы поддержка и на крайне левом. "Коалиция радикальных левых" под руководством главы греческой "Сиризы" Алексиса Ципраса последовательно настаивает на необходимости сохранить добрые отношения с Кремлем.

Ципрас называет новое украинское правительство фашистским, а на ЕС возлагает ответственность за пролитую в Украине кровь. Левые и правые радикалы в данном вопросе выступают заодно, традиционно пытаясь блокировать антироссийские резолюции в ЕП.

"Дружественная" поддержка

Слухи о том, что Россия финансирует отдельные праворадикальные партии в Европе, ходят давно. Но конкретных подтверждений этому не было до недавнего времени – до скандала, разразившегося в Венгрии в конце мая, буквально за несколько дней до выборов в ЕП.

Власти страны обвинили представителя партии "Йоббик" Белу Ковача в шпионаже в пользу Москвы. Прокуратура обратилась с официальным запросом лишить неприкосновенности евродепутата, занимавшего третий номер в списке.

Следователи не разглашают детали выдвинутых ему обвинений. Из тех фактов, которые на виду: политик слишком часто встречался с российскими дипломатами, раз в месяц летал в Москву и согласился быть наблюдателем на крымском референдуме.

По данным WikiLeaks, тесными связями с Кремлем может "похвастаться" и болгарская праворадикальная партия "Атака". Ее представители последовательно выступают против антироссийских санкций, всячески поддерживают кремлевский энергетический проект "Южный поток" и, конечно же, признают переход Крыма под юрисдикцию РФ.

Исследователь Синикукка Саари (Sinikukka Saari) из Финского института международных отношений выделяет несколько направлений, в которых действует Россия, чтобы поддержать нужные для себя движения.

Первое – это установление контактов и открытие новых политических проектов. Второе – создание неправительственных организаций. Третье – поддержка дружественных СМИ.

При этом скрывать близость с Россией никто даже не пытается. К примеру, венгерская "Йоббик" и греческая "Золотая заря" приглашены на Русский национальный форум, организованный Intelligent Design Bureau – компанией, считающейся близкой к Владимиру Путину. Мероприятие пройдет 4–5 октября в Санкт-Петербурге и соберет около 1500 делегатов. Главным вопросом повестки дня станет формирование новой национальной доктрины для России и Европы.

 Украинский вопрос

Логично, что европейские националисты поддерживают Россию не только в ее антиевропейских, но и в антиукраинских стремлениях.

"Я думаю, мы можем быть хорошими партнерами России в Европейском парламенте, и Россия видит в нас потенциального партнера", – заявил недавно представитель бельгийского "Фламандского интереса" Филип Девинтер (Filip Dewinter).

У пророссийских (и заодно антиевропейских) партий пока нет контрольного пакета голосов в ЕП. Однако они способны умело использовать моменты, когда ключевые проевропейские группы (Европейская народная партия, социал-демократы) будут расходиться во мнениях и вынуждены будут искать союзников на стороне.

Правые националисты поддерживают РФ не только в институтах Евросоюза, но и за их пределами. Особо преданные сторонники даже не побоялись поехать в оккупированный Крым, чтобы стать "наблюдателями". Впоследствии их присутствие даст повод Кремлю говорить о честности и прозрачности референдума – мол, "даже европейские представители были".

Дружественные Москве СМИ тогда растиражировали фото с так называемыми "представителями ЕС". Их откомандировали венгерская "Йоббик", французский "Национальный фронт", болгарская "Атака", австрийская "Партия свободы", бельгийский "Фламандский интерес", итальянская "Лига Севера" и некоторые крайне левые партии. Лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен неоднократно заявляла, что "Крым – исторически российская территория".

Теперь, после начала работы нового созыва Европарламента, Россия получает право каждый раз говорить, что ее политика по украинскому вопросу находит поддержку в Европе. И, благодаря ультраправим, в этих словах тепреь будет доля правды.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.