Резолюция ПАСЕ по Украине. Комментированный перевод

Среда, 28 января 2015, 09:00 — Европейская правда

Резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы от 27 января можно назвать более чем удачной для Украины.

Несмотря на скепсис сессионного зала, украинской делегации удалось пролоббировать почти все правки к документу с жесткой критикой в адрес РФ.

Причем – наверное, впервые за последнее десятилетие – украинские депутаты в Страсбурге работали на общую позицию, и делегация не была расколота привычными спорами между властью и оппозицией.

В конце концов, из отчета, посвященного только гуманитарной ситуаций на Донбассе, резолюция превратилась в комплексный документ, описывающий подробности конфликта и утверждающий вину Российской Федерации за его эскалацию.

Единственной ключевой нормой, которую украинцы не смогли пролоббировать, стал пункт о "финансировании терроризма" Российской Федерацией. Эту фразу в конце концов несколько смягчили, определив, что РФ финансирует и осуществляет военную поддержку боевиков.

При этом Надежда Савченко и другие украинские граждане, которых продолжают незаконно удерживать в российских тюрьмах, в документе названы "военнопленными, которых незаконно удерживают на территории РФ".

Это непосредственно указывает на участие РФ в военном конфликте.

* * * * *

В первой части документа (пункты 1–8) содержится перечень обстоятельств конфликта, включая признание вины РФ, нормы о незаконности "так называемых гумконвоев" и т.д.

Требования к России, в том числе об освобождении Савченко, перечислены в заключительной части резолюции (пункт 15).

Кроме того, в пунктах 13–16 указаны требования и рекомендации к Украине, ко всем сторонам конфликта и к международному сообществу.

Объектом критики ПАСЕ стали также некоторые действия и бездеятельность Киева, в частности бюрократические препятствия, мешающие получению помощи беженцами. Отдельно указаны проблемы цыган, которые часто не имеют документов, а потому сталкиваются с дискриминацией при оформлении статуса беженца.

Необходимо отметить, что санкции по ограничению прав России в ПАСЕ в документе отсутствуют. Они содержатся в другой резолюции, которую ассамблея рассмотрит в среду вечером.

К сожалению, в этом процессе уверенности в победе украинской стороны пока нет – слишком много государств и политических сил готовы идти на уступки Москве, чтобы сохранить Россию в зале ассамблеи (подробнее об этом – в статье "ПАСЕ готовит первый пересмотр наказания для РФ").

"Европейская правда" будет следить за развитием событий в течение дня. А пока – публикуем собственный украинский перевод резолюции со всеми дополнениями и изменениями.

* * * * *

Гуманитарная ситуация
относительно украинских беженцев и вынужденных мигрантов

1.
Парламентская ассамблея глубоко обеспокоена продолжающейся нестабильностью в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и длительными нарушениями режима прекращения огня, заключенного в Минске 5 сентября 2014 года. Особое беспокойство вызывает непосредственное участие Российской Федерации в появлении (проблем) и ухудшении ситуации в этих регионах Украины. Положение всех людей, пострадавших от конфликта, в том числе внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и беженцев, а также тех, кто живет в районах, контролируемых пророссийскими незаконными вооруженными формированиями, вызывает особую тревогу.

2.
Многочисленные сообщения о серьезных нарушениях прав человека, предположительно совершенных во время военных действий и сопровождавшихся большим числом жертв среди гражданского населения, исчезновений и массовых захоронений, требуют объективного расследования, а виновные должны быть привлечены к ответственности. Ассамблея подчеркивает: важно не допустить, чтобы виновные избежали наказания, это является одним из условий установления безопасности в регионе.

3.
Кроме того, Ассамблея выражает сожаление по поводу ухудшения ситуации с правами человека в Крыму, о чем сообщает комиссар Совета Европы по правам человека по итогам своего визита в сентябре 2014 года. В частности, речь идет о запугивании, преследовании и дискриминации этнического украинского и крымскотатарского населения.

4.
В результате аннексии Крыма Российской Федерацией и вооруженного конфликта на украинском Донбассе более 921 тыс. человек (по состоянию на январь 2015 года) были перемещены в пределах Украины и свыше 524 тыс. бежали в Российскую Федерацию. Несколько тысяч человек искали защиты в других европейских странах, главным образом в Польше и Беларуси. Более двух миллионов людей остаются в районах, контролируемых сепаратистскими силами, склонными к нестабильности, серьезным нарушениям прав человека и созданию неадекватных условий жизни.

5.
После минских соглашений от 5 и 19 сентября 2014 года и относительного улучшения в сфере безопасности около 50 тыс. человек вернулись в районы, контролируемые правительством Украины. Тем не менее, неспокойная ситуация в сфере безопасности, разрушенная или поврежденная инфраструктура, объекты государственной и частной собственности остаются серьезной проблемой в регионе.

6.
В связи с этим Ассамблея приветствует усилия украинского правительства по удовлетворению потребностей тех, кто был вынужден покинуть свои дома. Ассамблея одобряет то, что Верховная рада Украины приняла 20 октября 2014 года закон "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" и соответствующее законодательство по вопросам налогообложения и гуманитарной помощи, принятое в сотрудничестве с Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией). Она также приветствует удивительную щедрость и солидарность, проявленную населением страны и гражданским обществом в ответ на гуманитарный кризис.

7.
Ассамблея с удовлетворением отмечает ряд позитивных шагов, предпринятых российскими властями в ответ на увеличение потока украинских беженцев после начала военных действий в юго-восточной части Украины, в частности резолюции, устанавливающие упрощенный порядок предоставления временного приюта гражданам Украины и предусматривающие выдачу разрешений на работу для граждан Украины, прибывающих в РФ из-за "срочных и массовых обстоятельств".

8.
Гуманитарная помощь от международного сообщества способствует эффективному реагированию на тяжелую гуманитарную ситуацию ВПЛ, беженцев и лиц, которые остались в районах, пострадавших от конфликта. В то же время так называемые "гуманитарные конвои" РФ, которые неоднократно направлялись в Украину без запроса к украинской власти и без получения необходимого разрешения, без необходимых процедур пограничного и таможенного контроля, без согласования с Международным комитетом Красного креста, грубо нарушают нормы международного права и сложившуюся международную практику.

9.
Ассамблея выражает признательность Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) за его достойную похвалы помощь в ответ на неотложные нужды перемещенного населения и призывает его продолжать свои усилия, особенно в свете увеличения потребностей в течение зимних месяцев.

10.
Ассамблея выражает свою полную поддержку усилиям комиссара Совета Европы по правам человека, направленным на обеспечение эффективного соблюдения прав человека в Крыму и в пострадавших от конфликта районах Донецкой и Луганской областей Украины. Она предлагает комиссару продолжать следить за ситуацией в сфере прав человека на всей территории Украины, включая Крым, используя все доступные средства.

11.
Другой серьезной проблемой является растущее число лиц со всех сторон конфликта, которые считаются пропавшими без вести.

12.
Ассамблея подчеркивает, что только устойчивое политическое решение, основанное на уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины, на уважении к правам всех граждан Украины может привести к улучшению гуманитарной ситуации. Диалог является необходимым условием мирного будущего Украины.

13.
Поэтому Ассамблея призывает все стороны конфликта:

13.1. в полной мере уважать и выполнять положение о прекращении огня, предусмотренное минскими соглашениями от 5 и 19 сентября 2014 года, и воздерживаться от применения силы и насилия, особенно в отношении гражданских лиц и гражданской инфраструктуры;

13.2. безоговорочно придерживаться международного гуманитарного права и прав человека и, в частности, Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 года, Женевской конвенции от 1949 года и дополнительных протоколов к ним, а также Европейской конвенции по правам человека (ETS № 5);

13.3. освободить в рамках обмена всех военнопленных и лиц, задержанных в результате конфликта, а также обменяться всеми останками погибших;

13.4. обеспечить немедленный и беспрепятственный доступ в любое время ко всем районам конфликта для гуманитарных организаций и следователей, в том числе для наблюдательной миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

13.5. предоставить соответствующим органам украинской власти и, при необходимости, международным следственным органам все имеющиеся доказательства и информацию, что позволяет проведение расследований преступлений и нарушений прав человека, совершенных на территории Украины;

13.6. гарантировать добровольное право на возвращение всем лицам, которым пришлось сменить место проживания в ходе нынешнего конфликта, с уверением, что их возвращение будет происходить при достойных и безопасных условиях; способствовать и облегчать процесс реконструкции;

13.7. немедленно и в тесном сотрудничестве с Международным комитетом Красного Креста (МККК) принять все необходимые меры, направленные на оказание помощи семьям пропавших без вести лиц в ходе поиска и, при необходимости, идентификации останков их близких;

13.8. принять меры для эффективной защиты имущества, оставленного ВПЛ, с целью обеспечения возврата такого имущества собственникам в будущем;

13.9. обеспечить беспрепятственную доставку украинской и международной гуманитарной помощи для жителей украинских территорий, неподконтрольных правительству, и принять все меры, направленные на предотвращение блокирования гуманитарной помощи.

14.
Кроме того, Ассамблея призывает соответствующие органы украинской власти:

14.1. полностью соответствовать международным стандартам, как предусмотрено Руководящими принципами по вопросам перемещения лиц внутри страны от 1998 года;

14.2. продолжать реализацию закона о правах и свободах ВПЛ и убедиться, что существующая правовая база является полной, последовательной и прозрачной, а также учитывает мнения соответствующих международных организаций и гражданского общества;

14.3. гарантировать, что ВПЛ будут систематически информировать и консультировать относительно их прав и уважать их право свободно выбирать – либо вернуться домой, либо интегрироваться в местные общины, либо переселиться в другую часть страны, а также принять меры, чтобы помочь им в реализации их выбора;

14.4. устранить случаи дискриминации лиц ромской национальности без документов, удостоверяющих личность, которые якобы сталкиваются с трудностями при регистрации в качестве ВПЛ;

14.5. разработать и воплотить в жизнь политики, структуры и программы для тех ВПЛ, которые смогут безопасно вернуться в свои дома, или найти альтернативные долгосрочные решения для тех, кому может быть отказано в возврате;

14.6. избегать осуществления и/или отмены мер, касающихся предоставления основных государственных услуг в контролируемых сепаратистами районах, которые могут привести к обострению крайне тяжелого положения тех, кто там живет;

14.7. обеспечить подотчетность и прозрачность получения и распределения международной помощи, поддержки и финансирования для вынужденных переселенцев;

14.8. устранить лишние бюрократические препятствия для деятельности по оказанию гуманитарной помощи международными и неправительственными организациями;

14.9. расследовать и, при необходимости, привлекать к ответственности за все случаи нарушения прав человека и нарушений международного гуманитарного права, беспристрастно и в полной мере сотрудничать с международными расследованиями, где это необходимо.

14.10. принять надлежащие меры для поддержания гармоничных отношений между ВПЛ и принимающими общинами, в том числе путем предотвращения возможной травли и дискриминации вынужденных переселенцев, а в более общем смысле – способствовать национальному единству и примирению;

15.
Ассамблея призывает российские власти:

15.1. воздерживаться от дестабилизации Украины, а также финансирования, военной поддержки незаконных вооруженных формирований, и использовать свое влияние на них, чтобы они в полной мере уважали и выполняли положения минских соглашений.

15.2. обеспечить безопасность и соблюдение прав всех, кто живет под де-факто незаконным контролем Российской Федерации в Крыму, и обеспечить полное уважение всех обязательств оккупационного государства, согласно международному гуманитарному праву, а также обеспечить немедленный и беспрепятственный доступ на Крымский полуостров международных миссий по наблюдению за правами человека;

15.3. оперативно проводить эффективные и адекватные расследования всех случаев нарушения прав человека в Крыму, в том числе случаев исчезновений;

15.4. прекратить непропорциональные и чрезмерные обыски и проверки, проводимые вооруженными сотрудниками сил безопасности в масках в крымскотатарских религиозных учреждениях, предприятиях и частных домах;

15.5. продолжать предлагать защиту украинским беженцам, которые просят об этом, и оказывать помощь тем украинским беженцам, которые желают вернуться в Украину;

15.6. упростить процедуру подачи заявления о предоставлении убежища и разрешить подавать такие заявления и в регионах Российской Федерации, не прилегающих к Украине, в частности в Москве и Санкт-Петербурге;

15.7. позволить украинским беженцам переезжать также в Москву и Санкт-Петербург в тех случаях, когда, например, там уже живут их близкие родственники;

15.8. воздерживаться от введения квот в отношении лиц, ищущих убежища;

15.9. гарантировать, что лица, получившие убежище, систематически обеспечиваются удостоверениями личности, которые позволяют им получать доступ к социальным услугам;

15.10. обеспечить, чтобы усилия по защите украинских беженцев не привели к дискриминации и неравномерному распределению ресурсов в случае с просителями убежища других национальностей;

15.11. немедленно освободить всех военнопленных, в том числе члена украинского парламента и члена украинской делегации ПАСЕ Надежду Савченко и других украинских граждан, которых продолжают незаконно удерживать в российских тюрьмах;

15.12. обеспечить, чтобы все инициативы по оказанию гуманитарной помощи Украине были согласованы с правительством Украины и осуществлялись в соответствии с законодательством Украины, нормами международного права и общепризнанными международными практиками.

16.
Ассамблея призывает международное сообщество:

16.1. продолжать оказывать материальную и организационную помощь украинским беженцам и вынужденным переселенцам, в частности, в зимние месяцы, содействовать украинской власти в разработке и внедрении долгосрочных программ помощи, в том числе материальной, организационной и медицинской помощи, тем ВПЛ, которые смогут безопасно вернуться в свои дома, а также тем, кому может быть отказано в возвращении;

16.2. обеспечить немедленную и долгосрочную поддержку основных усилий по реконструкции, проектов по восстановлению водоснабжения и других необходимых услуг;

16.3. обеспечить подотчетность и прозрачность получателей помощи, будь то правительство, местные органы власти, международные организации, неправительственные организации или другие лица;

16.4. продолжать внимательно следить за ситуацией в Крыму, в частности, за ситуацией с крымскими татарами, с целью обеспечения полного осуществления их прав человека и основных свобод;

16.5. упростить процедуру подачи заявления о предоставлении статуса беженца для граждан Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.