Стоит ли украинскому бизнесу бояться конкуренции с европейским?

Вторник, 10 февраля 2015, 10:17 — Жослин Гитон, для Европейской Правды

Меньше чем через год, с 1 января 2016 года, вступит в силу торговая часть Соглашения об ассоциации между Европейским союзом и Украиной.

Это означает, что большинство продукции, произведенной в ЕС, сможет выйти на украинский рынок со сниженной импортной пошлиной и даже во многих случаях без пошлин. Так же, как и украинские товары уже сейчас - с апреля 2014 года - могут беспошлинно выходить на европейский рынок.

Конечно, это усилит конкуренцию на украинском рынке.

Естественно, что немало украинских компаний видят в этом угрозу для существующих бизнес-моделей.

Им придется приложить много усилий, чтобы конкурировать с более эффективными европейскими компаниями или продукцией лучшего качества.

Как следствие, можно ожидать появления новых требований защитить украинский бизнес - или путем установления высоких тарифов, или с с помощью дальнейших отсрочек выполнения Соглашения о свободной торговле между ЕС и Украиной.

Но такие шаги были бы большой ошибкой!

Прижде все - по той причине, что конкуренция и открытость станут положительными факторами для экономики в целом.

В краткосрочной перспективе конкуренция означает более дешевую и лучшую по качеству продукцию не только для потребителей, но и для компаний. А в средне- и долгосрочной перспективе конкуренция создает стимулы для инноваций.

Вместо того, чтобы пытаться заработать деньги на производстве тех же знакомых продуктов по тем же самым технологиям, не беспокоясь о конкурентах, компании будут обязаны пересмотреть свои продукты и методы производства, чтобы конкурировать по качеству, цене и инновационности продукта.

От этого выиграет каждый!

Существует огромное количество эмпирических доказательств того, что наиболее успешными странами в мире сегодня являются те, которые – проходя путь от развивающихся стран, стран с переходной экономикой и, наконец, до стран с развитой экономикой, – приняли вызовы глобализации и вытекающей из нее жесткой конкуренции.

Такие требования были бы ошибочными, учитывая то, что эти страхи часто основаны на представлениях о торговых цепочках, которые существовали в прошлом, а именно когда один продукт полностью производится в одной стране и экспортируется в другую на продажу конечным потребителям.

Но такие формулы уже далеки от реальности в современном глобализированном мире.

Экономически успешными сегодня являются те страны, которые импортируют промежуточные товары, добавляют им стоимости с помощью различных процессов преобразования, сборки, а затем экспортируют их клиентам со всего мира.

Как можно прочесть на обратной стороне любого iPhone: "разработано в Калифорнии, собрано в Китае".

И это только одна часть истории, поскольку эта маркетинговая фраза не отражает тот факт, что между этим первым и последним шагами нередко оказываются разные компании, разные страны и даже разные континенты. И лишь впоследствии они опинються составляющей одного продукта, одного смартфона.

Экономисты называют это "интеграция цепочки создания стоимости" – модель, в которой значение "Произведено в стране Х" становится все менее и менее содержательным, поскольку продукты становятся "произведенными в мире".

Эта модель была успешной не только для отдаленных азиатских стран, но и для ближайших соседей Украины.

По данным Всемирного банка, в 1996 году, сразу после подписания странами Восточной и Центральной Европы соглашений об ассоциации с ЕС, в Польше, Венгрии и Словакии экспорт составлял соответственно 22%, 49% и 53% от ВВП. Через пятнадцать лет, в 2011 году эта доля увеличилась в целом вдвое, до 45%, 94% и 89% соответственно.

То же самое произошло с долями импорта в ВВП этих стран. Это означает, что эти страны как больше экспортируют, так и больше импортируют. В настоящее время они полностью интегрированы в сложные цепочки создания стоимости в Европе.

И напротив, за тот же период соотношение экспорта к ВВП в Украине остается в целом стабильным (от 46% до 54%), поскольку ее импорт направляется на конечное потребление, а экспорт представляет собой товары с низкой добавленной стоимостью.

Эта эволюция демонстрирует два важных урока для успешной торговой политики в Украине.

Защита украинского рынка не позволяет компаниям быть более интегрированными в европейские и мировые цепочки создания стоимости.

Как следствие, иностранные инвесторы воздерживаются от вложения средств, поскольку они не уверены, что им удастся получить необходимые промежуточные товары.

Например, украинские фермеры могут быть конкурентоспособными во всем мире, только если они покупают семена (которые они, как правило, импортируют) по самой низкой цене. Любые дополнительные тарифные пошлины на семена просто сделают их менее конкурентоспособными на местном уровне и во всем мире.

Второй урок заключается в том, что европейские компании следует рассматривать не только как потенциальных конкурентов, но и как возможных партнеров, которые могли бы производить часть своей продукции в Украине.

Впереди для Украины еще не простая дорога, особенно в нынешней конфликтной ситуации. Но нет никаких причин, почему она не может следовать по пути своих соседей, которые успешно интегрировали свою экономику с европейским рынком, и даже больше – со всем миром.

 

 

Автор: Жослин Гитон,

первый секретарь Представительства Европейского союза в Украине, доцент экономики Института политических исследований (Париж).

Мнение, высказанное в этой статье, представляет собой личные взгляды автора.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.