Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 8: выборы, финансирование партий

Четверг, 19 февраля 2015, 14:15 — Сергей Никитенко, Сергей Карелин, для Европейской правды

"Європейська правда" продовжує аналіз того, чи виконує Україна свої зобов’язання в рамках Контракту з розбудови держави.

Європейський союз виділив Україні 355 млн євро на безповоротній основі з однією умовою – проведення реформ.

"Европейская правда" продолжает анализировать, выполняет ли Украина свои обязательства в рамках Контракта по обустройству государства.

Европейский союз выделил Украине 355 млн евро на безвозвратной основе с одним условием – проведение реформ.

Эти деньги должны пойти на поддержку реформ в системе государственного управления (реформа государственной службы и службы в органах местного самоуправления, системы управления государственными финансами, системы предоставления административных услуг, усиление борьбы с коррупцией); улучшение доступа к информации, представляющей интерес для общественности; завершение конституционной реформы и гармонизацию избирательного процесса. Но потрачены ли они на эти цели, мы утверждать не можем.

250 млн евро мы уже получили – авансом.

Остальные деньги поступят в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.

Прогресс в каждом из них оценивается по ряду индикаторов.

В частности, для выполнения своих обязательств украинское правительство должно продемонстрировать "ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией", повысить "уровень добропорядочности и ответственности в государственном секторе", добиться прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок. И это еще не все. Среди других обязательств: обеспечение доступа граждан к информации, повышение прозрачности управления госфинансами, а также проведение комплексной реформы государственной службы. а также завершение конституционной реформы.

Восьмое и последнее обязательство Контракта по обустройству государства касается завершения гармонизации избирательного законодательства и финансирования политических партий.

Этот раздел поделен на три пункта.

нажмите на изображение для просмотра инфографики

8.1. Учет рекомендаций БДИПЧ

Прежде всего, необходимо объяснить, что скрывается за аббревиатурой БДИПЧ. Это бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, которое обеспечивает поддержку и помощь в том, чтобы государства и гражданское общество участвовали в целях содействия демократии, верховенства закона, прав человека, терпимости и недискриминации.

БДИПЧ наблюдает за выборами, знакомится с законодательством и консультирует правительства о том, как развивать и поддерживать демократические институты. Также бюро проводит учебные программы для государственных и правоохранительных органов, неправительственных организаций о том, как поддерживать, поощрять и контролировать соблюдение прав человека.

Рекомендации Бюро касаются предоставления избирательного права лицам, имеющих непогашенную или неснятую судимость, проживающих на территории Украины менее пяти лет.

Эти рекомендации ОБСЕ так и не были учтены украинским правительством и парламентом.

Хотя 21 февраля прошлого года в ст. 76 Конституции были внесены изменения, указанных положений они не касались.

Также в законодательстве Украины сохраняется норма о запрете ведения предвыборной агитации иностранцами и лицами без гражданства (ст. 74 закона "О выборах народных депутатов Украины") .

Нет прогресса в законодательстве и в решении вопроса о двойной юрисдикции избирательных комиссий и судов в рассмотрении жалоб.

8.2. Принятие Верховной радой Украины и вступление в силу соответствующих законов, направленных на гармонизацию избирательного законодательства.

В окончательном отчете миссии наблюдения за выборами ОБСЕ/БДИПЧ от 19 декабря 2014 года указан целый ряд рекомендаций, в т.ч. первоочередных, направленных на совершенствование избирательного процесса.

Среди первоочередных предложений – необходимость рассмотреть возможности для проведения комплексной избирательной реформы, которая бы гармонизировала избирательное законодательство, регулируя все виды выборов и включая другие неучтенные давние рекомендации ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссии.

В частности, в рамках реформирования должны быть отменены необоснованные ограничения прав кандидатов, а также свободы мандата. Ограничение на создание избирательных блоков может быть отменено, чтобы усилить состязательность в избирательном процессе и обеспечить широкое представление в парламенте.

Избирательная реформа должна быть проведена заблаговременно, до следующих выборов, а сам процесс должен быть прозрачным и всеобъемлющим.

21 ноября 2014 года пять парламентских фракций приняли коалиционное соглашение относительно дальнейшей работы коалиции. В самом тексте соглашения по реформе избирательного законодательства прописано, что в течение i квартала 2015 года коалиция обеспечит подотчетность и действенность парламента, стабильность партийной системы и возможности для ротации политических элит.

Достичь этого планируется благодаря отказу от смешанной избирательной системы и введению пропорциональной системы выборов в Верховную раду. Также планируется обеспечить ответственность субъектов избирательного процесса за нарушения на законодательном уровне.

Что же касается местных выборов, то в тексте коалиционного соглашения прописано проведение их в течение I полугодия 2015 года с учетом особенностей реформы децентрализации.

По состоянию на сегодня реформа децентрализации только задекларирована, а изменений в законодательство относительно местных выборов не проведено.

Однако можем сделать вывод, что они состоятся осенью – как и указано в действующем законодательстве.

Фактически на законодательном уровне внесены изменения в Уголовный кодекс Украины с целью усиления ответственности за нарушение избирательных прав – соответствующий закон принят 14 октября 2014 года (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1703-18).

Он усиливает ответственность за подкуп избирателей, фальсификацию избирательных документов, незаконное использование избирательного бюллетеня и т.д, а также усовершенствует редакцию статей Уголовного кодекса.

Других законов, которые бы соответствовали рекомендациям ОБСЕ/БДИПЧ по совершенствованию избирательного процесса, в период после президентских выборов принято не было.

8.3. Учет рекомендаций GRECO относительно прозрачности партийного финансирования

Отчет с 25 рекомендациями группы государств Совета Европы против коррупции (GRECO) был утвержден еще в 2007 году.

По состоянию на март прошлого года было признано, что из 25 рекомендаций реализованы удовлетворительным образом только 16.

При этом в перечень не вошли вопросы, связанные с обеспечением прозрачности партийного финансирования и выполнением государственного финансирования политических партий.

Попыткой решить этот вопрос стал законопроект № 4846 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения прозрачности финансирования политических партий в Украине и предвыборной агитации", внесенный в Верховную раду еще 12 мая прошлого года.

Основные положения документа направлены на детализацию положений законодательства по вопросам финансовой отчетности политических партий об использовании средств предвыборных фондов во время избирательного процесса, обеспечении доступа общественности к информации об источниках финансирования предвыборной агитации и направлении расходования соответствующих средств.

Среди прочего, предлагается установить административную ответственность за нарушение порядка представления отчетности о поступлении и использовании средств избирательных фондов и порядка финансирования предвыборной агитации.

Вопрос государственного финансирования политических партий в нем не рассматривается.

Можно утверждать, что принятие этого законопроекта встречает яростное сопротивление. Документ был включен в повестку дня лишь с пятой попытки – 1 июля 2014 года. Информация о его дальнейшем рассмотрении на официальном сайте Верховной рады в настоящее время отсутствует.

Вместе с тем следует отметить, что по данным исследований украинское общество готово к внедрению практики государственного финансирования политических партий при условии их активной партийной жизни и регулярной отчетности перед общественностью за полученные средства.

БДИПЧ также рекомендует рассмотреть меры по повышению прозрачности и подотчетности финансирования избирательных кампаний, а также усилить существующие или ввести эффективные и соразмерные санкции за невыполнение требований относительно обнародования информации.

Что в результате имеем?

Приходится констатировать, что восьмой раздел Контракта по обустройству государства совершенно не выполнен. По этому вопросу наша страна ничего не сделала.

Как видим, несмотря на общественное признание необходимости таких изменений, добиться их реализации все еще очень трудно.

Для многих украинских политических сил прозрачная система финансирования может уничтожить их политические амбиции и усложнить избирательный процесс.

Исследование провели:

эксперты и партнеры Центра политических исследований и аналитики в рамках проекта "Создание и внедрение системы мониторинга за использованием публичных средств 'Открытый бюджет'" при поддержке Европейского союза.

Содержание публикации не является отражением официальной позиции ЕС.

Авторы текста:

Сергей Никитенко, директор Агентства гражданской журналистики "МОСТ"

Сергей Карелин, эксперт отдела бюджетной политики ОО "Центр политических исследований и аналитики"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.