Европейская помощь для бизнеса. Когда удочка важнее рыбы

Понедельник, 23 февраля 2015, 10:23 — Любовь Акуленко, для Европейской правды

Сложная экономическая ситуация в Украине ставит бизнес на грань выживания. Цены производителей растут, а покупательная способность падает, рынок России для многих закрывается, а выход на европейский требует значительных инвестиций, которые негде взять на фоне падения экономики...

Во время кризиса 2008-2009 годов в прессе всячески обыгрывали цитату Джона Кеннеди: "Слово "кризис", написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает "опасность", другой – "благоприятную возможность".

Сегодня эти слова снова актуальны, как никогда.

Тем более, что европейские институции предлагают целый ряд возможностей для развития малого и среднего бизнеса.

Все эти программы не новы, уже есть конкретные кейсы компаний, которым помогли европейские деньги. К примеру, компания "Мономах" получила консультационные услуги по оптимизации бизнес-процессов, часть их стоимости компенсировал Европейский банк реконструкции и развития. Через год после консультирования доход компании вырос более чем в 2,5 раза, а производительность труда персонала увеличилась более чем в полтора раза.

ЕБРР наполовину профинансировал проект энергомодернизации для спортивного клуба "Аква-спорт". Бассейн, построенный в 1976 году, оснастили системами вентиляции, а также воплощен проект по теплоутилизации из сточных вод, благодаря чему затраты на газоснабжение сократились на 12%. Впереди у компании (в соответствии с планом, разработанным консультантом) – вторая очередь системы вентиляции с теплоутилизацией, которая позволит сократить объемы потребления газа на 70%, создание системы инфракрасного обогрева в бассейне до конца 2016 года.

Консультационная помощь от ЕБРР помогла харьковскому производителю продуктов питания "Чигринов" вывести на рынок порционные десерты под новой ТМ и даже начать экспортировать их: за год объем экспорта составил 3% от годового оборота компании.

Анализ предложений для малого и среднего бизнеса от ЕБРР, Немецкого государственного банка KfW, Европейского инвестиционного банка и информационной кампании "Stronger Together!" четко показывает приоритетность консультационных и образовательных услуг перед кредитованием или грантами. Консультации (как иностранных, так и отечественных экспертов) покрывают самые различные стороны предпринимательской деятельности: от составления стратегического плана и вплоть до управления финансами.

Сейчас ЕБРР, к примеру, предлагает помощь в двух формах: консультационную и финансовую.

В 2015 году на гранты малому и среднему бизнесу будет выделено 1,5 млн евро.

В 2014 году помощь от ЕБРР получили 95 украинских предприятий. Главными критериями для получения грантов является количество работников – до 250 человек, прозрачная структура собственности, в которой более 50% составляют резиденты Украины, не занимающие руководящих должностей в органах государственной власти. ЕБРР готов сопровождать проекты от разработки до реализации и покрывать до 10 тыс. евро стоимости такого проекта (50-75% стоимости в зависимости от программы, размера и расположения предприятий).

В немецком банке KfW одной из главных проблем, которые тормозят развитие малого и среднего бизнеса в Украине, считают недоступность кредитов на ведение предпринимательской деятельности, поэтому предоставляют займы по среднерыночным процентами через финансовых партнеров. За десятилетие таких кредитов было предоставлено свыше 150 тыс.

Европейский инвестиционный банк планирует в 2015 году открыть кредитные линии на 400 млн евро через банки-посредники, в частности для проектов малого и среднего бизнеса в отраслях энергомодернизации, развития социальной и экономической инфраструктуры и т.д.

В планах европейцев – создание бизнес-центров в небольших городах по всей Украине, где будут оказывать образовательные услуги для предпринимателей, желающих развиваться.

Акцент на консультационных услугах не случаен: украинцам словно предлагают мифологизированную "удочку" и обучение уже самостоятельной рыбалке.

Мотивы западных соседей просты и очевидны: "Нам нужна стабильная, демократическая и безопасная Украина, которая никому не угрожает. Ну и, в конце концов, мы хотим делать с вами бизнес", – сказал на одной из презентационных конференций руководитель программ сотрудничества представительства ЕС в Украине Беренд де Гроот.

Правда, кроме инноваций и желание искать возможности украинским предпринимателям, похоже, все еще не хватает ... ответственности.

На упомянутой конференции один из экономистов спросил у представителей европейских институций, почему вместо того, чтобы предоставлять новые кредиты, европейцы не помогут отечественным предпринимателям "реструктуризовать" ранее взятые на себя валютные обязательства.

Этот вопрос – яркая иллюстрация того, что отечественный бизнес научился брать долларовые кредиты, не имея валютной выручки, но пока не научился играть по европейским правилам и брать на себя риски и ответственность. Правительство, парламент или европейцы не должны отвечать за политику владельца или за свой счет модернизировать наши предприятия (хотя есть и такие проекты).

Полноценный выход на европейские рынки возможен лишь при условии, что украинская продукция (пищевая и промышленная) будет соответствовать европейским стандартам. Достичь этого, как правило, можно путем модернизации самого производства, а также бизнес-процессов на предприятии, что, конечно, требует дополнительных инвестиций.

От отечественных предпринимателей приходилось слышать: вы купите у нас, а мы тогда начнем вводить стандарты. Но дело в том, что европейский бизнес не работает по схеме "утром деньги – вечером стулья", и модернизация обязательно должна предшествовать полноценному сотрудничеству и выходу на рынки ЕС. Владелец бизнеса должен понимать, что расходы на совершенствование и развитие – это прежде всего инвестиции в будущее компании, путевка в международную торговлю, а следовательно, и путь к большим прибылям.

Нам предлагают знания и возможности свободно торговать в рамках ЗСТ – осталось разработать и воплотить четкий план "рыбалки".

 

Автор: Любовь Акуленко, координатор информационной кампании "Stronger Together!"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.