Санкции минского действия. Когда Евросоюз снимет с РФ ограничения?

Пятница, 20 марта 2015, 18:23 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

Информационное поле Украины на протяжении последней недели было переполнено сообщениями типа "все пропало" и "Европа нас сливает".

Порой речь шла о реальной опасности, но иногда – о мнимых проблемах и о не совсем корректном понимании процедур и правил Евросоюза.

"Европейская правда" не питает особых иллюзий по поводу позиции некоторых европейских столиц. В ЕС достаточно тех, кто хочет отменить санкции как можно скорее.

Мы решили разобраться: какова ситуация на самом деле? То есть – снимут ли санкции с России, какие именно и когда?

И выяснили, что есть вполне реальная связь между ограничениями против РФ и правом голоса переселенцев из Донбасса. Как бы странно это ни выглядело.

О каких именно санкциях идет речь?

Прежде всего, напомним о сути санкций ЕС против российского агрессора. Упрощенно их можно разделить на две группы (а каждую из них – еще на две, и это – важная деталь, но о ней – чуть позже).

Первая группа: персональные ограничения.

Это санкции, введенные против отдельных физических лиц и организаций. Фамилии и названия компаний должны быть перечислены в санкционном решении ЕС.

Вторая группа: секторальные экономические санкции.

Это более мощное оружие, под действие которого подпадают даже те компании, о которых в ЕС могли и не задумываться. То есть – запрет поставок отдельных типов продукции или ограничение бизнеса с теми, кто имеет определенные экономические признаки.

Почему это разделение так важно?

А потому, что процедура утверждения персональных и секторальных санкций отличается. Они внедрялись отдельными решениями и так же отдельно будут продлеваться или отменяться.

История секторальных и персональных санкций пока похожа: в ЕС велись активные дискуссии об отмене санкций, в итоге решили продлить ограничения, но – не на полный годичный срок. Однако это не означает, что все проблемы удалось решить.

Так что же принял ЕС?
Персональные санкции

Это событие прошло почти незамеченным украинскими СМИ, но неделю назад, в пятницу 13 марта, Совет Евросоюза утвердил решение о продлении персональных санкций.

В него вошли все сепаратисты – от "Моторолы" до Аксенова, от Кобзона до Ротенберга. Так же без изменений был продлен перечень из 37 находящихся под ограничениями организаций – от "ДНР" до военного предприятия "Алмаз-Антей".

Но санкции в их отношении утверждены не на год, как это было прежде, а только на шесть месяцев.

То есть в сентябре Евросоюзу придется снова пересматривать санкционный список.

Неизбежно возникает вопрос – чего ждет ЕС? Что должно произойти в сентябре? И с кого могут снять санкции осенью?

Стоит отметить, что перечень из 150 человек, которые находятся под санкциями ЕС, весьма неоднороден. Выше мы уже писали о "двух группах" тех, против кого введены санкции. Поясним, о чем идет речь.

Первая группа – боевики Донбасса и "шестерки" Кремля в руководстве Крыма. Вторая – близкий круг Путина и представители руководства России (к примеру, спикер Госдумы Сергей Нарышкин).

Вряд ли "Гиви" или даже "лидер" "ДНР" Захарченко когда-либо обратятся за шенгенской визой. Ни один из боевиков или, к примеру, батальон "Сомали" не имеют собственности на территории ЕС. Поэтому "запрет въезда" и "арест активов" этих лиц и организаций – символическое решение, не имеющее связи с реальностью.

Вместе с тем те же санкции, наложенные в рамках того же решения на миллиардера Аркадия Ротенберга или компанию "Добролет", весьма действенны. К слову, после введения санкций "Добролет" был вынужден закрыться. А вот Ротенберг продолжает жить и работать над тем, чтобы санкции против него однажды были сняты.

Нет сомнений, что санкции против Захарченко, Аксенова и других будут продолжены и в сентябре. А вот ближайший круг Путина вполне может исчезнуть из списка после очередного продления ограничений.

В ЕС, кстати, уже был похожий прецедент – в рамках белорусских санкций. В 2012 году Евросоюз не договорился о внесении в санкционное решение одного из друзей Лукашенко, бизнесмена Юрия Чижа. Против выступила Словения, заинтересованная в деловом сотрудничестве с белорусом.

В то же время – и это важно – не стоит играть в конспирологию и думать, что "короткое продление" персональных санкций было задумано, чтобы помочь кому-то из друзей Путина, внесенных в список. Вовсе нет. Причина – конфликт в ЕС, обострившийся после победы в Греции левых популистов.

Шестимесячные санкции стали единственным возможным на тот момент компромиссом. В то же время в РФ наверняка попытаются воспользоваться этим; а, следовательно, в сентябре ждем новую битву в Брюсселе.

Что и когда еще примет ЕС?
Секторальные санкции

Процесс согласования продления секторальных санкций был значительно сложнее, ведь экономические санкции бьют не только по России, но и по экономике государств-членов ЕС. Кроме того, РФ летом прошлого года приняла контрсанкции (запретила ввоз европейских фруктов), а это – дополнительные потери для европейского бизнеса, особенно в "проблемных" южных странах.

Поэтому давление на руководство Евросоюза для отмены этих санкций было нешуточным.

Но результат оказался наилучшим из возможных для Украины.

В пятницу по итогам Саммита ЕС было объявлено, что лидеры Евросоюза договорились о продлении экономических санкций минимум до конца 2015 года.

Полный текст решения в переводе вы можете прочесть на сайте "Европейской правды". Но ключевой его элемент – короткий, поэтому его стоит процитировать.

Саммит ЕС единогласно решил, что продолжительность секторальных санкций "должна быть четко связана с полной реализацией минских договоренностей, помня, что это (выполнение минских соглашений) ожидается лишь к 31 декабря 2015 года. Необходимые решения (о продлении санкций) будут приняты в ближайшие месяцы".

А поскольку европейская система принятия решений имеет существенно отличается от украинской, этот пункт требует дополнительного комментария.

Читатель может обратить внимание на то, что решение о продлении еще должно быть подтверждено – ЕС ждет каких-то решений, которые "будут приняты в ближайшие месяцы".

Но это никоим образом не означает, что ЕС планирует пересматривать данное решение. Такая формулировка является стандартной и не несет никакой угрозы "срыва санкций".

Дело в том, что согласно процедуре, действующей в Европейском союзе, любые решения саммита должны быть подтверждены другим органом Евросоюза – Советом ЕС. Это связано с тем, что на саммите принимают политические решения, которые не являются обоснованными и отшлифованными с юридической стороны.

А Совет ЕС по поручению саммита должен подготовить и утвердить юридически корректные решения.

В истории Евросоюза еще не было случаев, чтобы решения саммита были провалены на уровне Совета ЕС. Поэтому сомнения в том, что санкции против России будет продлены, безосновательны.

Похоже, что Ангела Меркель и Франсуа Олланд, которые "выстрадали" минские соглашения на 12-часовых переговорах, нашли рычаги, позволяющие убедить другие европейские государства, включая Грецию, продолжить санкции на длительный период.

Так что же с Донбассом?

Привязка к минским соглашениям – не формальность. Она позволяет Киеву затягивать санкции против России на длительный дополнительный период.

Собеседники "Европейской правды", причастные к минскому процессу, подтверждают – в желание Путина выполнять Минск-2 не верит почти никто. Даже Меркель, которая в начале года откровенно верила, что проведение местных выборов на Донбассе позволит выйти из кризиса, теперь гораздо менее оптимистична.

Потому что пока не выполнен даже первый пункт минских договоренностей о прекращении огня. И в Брюсселе, Берлине и Париже прекрасно понимают, что нарушает его именно российская сторона.

Сейчас Киев, Берлин и Париж продолжают переговоры о том, как именно должно выполняться минское соглашение. Но есть общая позиция всех европейских столиц – минские договоренность не считаются выполненным до тех пор, пока не проведены выборы в соответствии со стандартами ОБСЕ.

А это значит – с реальной многопартийностью, свободными СМИ, со спокойной ситуацией в сфере безопасности, под контролем наблюдателей. Фактически – ПОСЛЕ того, как Киев сможет установить хотя бы частичный оперативный контроль над зоной АТО.

"ОБСЕ должна иметь полный доступ к каждому уголку. Как только появится кто-то из боевиков – выборы не будут признаны", – пояснил один из собеседников ЕвроПравды, приобщенный к переговорам.

Еще одна идея Киева, которая, правда, пока не согласована с партнерами из ЕС –

на вероятных выборах планируется предоставить право голоса переселенцам – тем, кто выехал с территории боевых действий в "большую Украину".

Но – не в Россию (потому что там избирательные участки можно открывать только в диппредставительствах).

"Они тоже должны выбирать, кто придет к власти в Донецке", – пояснил собеседник.

Этот план, правда, имеет один недостаток. В случае, если Кремль решит согласиться на эти условия, Киев не сможет сделать шаг назад. Почти уверены, что тогда – даже при голосовании дончан по всей Украине – к власти на Донбассе гарантированно придут пророссийские силы.

В этом случае санкции с РФ будут сняты.

Хотя в сравнении с продолжающейся войной этот вариант является приемлемым и для Киева. И, тем более, для ЕС.

Но вряд ли это произойдет. Сейчас все свидетельствует о том, что в Москве настроены вести войну до экономического краха. Рассчитывая, что первой окончательно рухнет экономика Украины.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.