Великое переселение в Европу

Среда, 22 апреля 2015, 15:22 — Тарас Ибрагимов, Алена Савчук, для Европейской правды

После Арабской весны, которая привела к затяжным военным конфликтам в Сирии и Ираке, лидеры ЕС начали опасаться "эффекта отдачи". В узком смысле этот термин описывает нежелательный или непреднамеренный перенос насилия с одной территории на другую. Пример – теракт в редакции французского еженедельника Charlie Hebdo.

Еще одно проявление такого эффекта – бесконечный поток беженцев из охваченных войной стран.

В основном в Европу стремятся попасть беженцы из Сирии, Ирака, Судана, Нигерии и Эритреи. Главные причины миграции – угроза жизни, преследования по религиозным мотивам, репрессии и голод вследствие перманентных гражданских войн в этих странах.

По данным Управления ООН по делам беженцев, число вынужденно перемещенных лиц в мире впервые после Второй мировой войны превысило 50 миллионов.

Европа, которая десятки лет с разной степенью успешности справлялась с потоками беженцев, сегодня столкнулась с беспрецедентным миграционным кризисом.

Взаимосвязь между войнами в странах третьего мира и ростом трафика беженцев частично отражают данные Евростата о количество соискателей убежища в ЕС. Неофициальная статистика говорит еще о сотнях беглецов, которые чуть ли не ежедневно пытаются попасть в Европу нелегальным путем.

По подсчетам ООН, в этом году в Европу через Средиземное море попало уже более 36 тыс. беженцев. Число погибших за четыре месяца достигло 1,6 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибли лишь за минувшую неделю.

Статистика будет ухудшаться, поскольку лето – самый благоприятный сезон для беженцев.

Последняя крупная трагедия произошла в ночь на 19 апреля. Лодка с африканскими беглецами на борту направлялась в Европу, однако перевернулась, не отплыв и 100 км от побережья Африки. По словам одного из спасенных, на судне было около 950 мигрантов.

Несмотря на быструю реакцию мальтийских и итальянских спасателей, живыми из воды удалось извлечь лишь несколько десятков человек. Многих беглецов контрабандисты заперли в трюме, поэтому у них не было ни единого шанса на спасение.

Крупнейшим пунктом отправки нелегальных мигрантов является охваченная гражданской войной Ливия. Суда направляются из подконтрольных исламистской группировкой городов – в частности, Триполи и Мисураты.

За переправу беглецы платят контрабандистам от 600 до 3 500 евро.

В целом существуют воздушный, сухопутный и морской пути нелегальной миграции из Африки в Европу. Наибольшей популярностью среди беженцев пользуются два последних. Агентство по безопасности внешних границ Европы Frontex говорит о шести основных таких маршрутах. Несмотря на повышенную опасность водной переправы, три из них пролегают через Средиземное и Эгейское моря, а также через Атлантический океан до Канарских островов.

Нажмите для увеличения 

Первыми мощнейший удар волны нелегальной миграции принимают на себя так называемые "ворота в Европу": Италия, Испания, Греция и островная Мальта.

Только за январь-февраль этого года число беженцев из Африки, которые пытались добраться до берегов Италии через Средиземное море, выросло на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, цитирует римских чиновников агентство Reuters.

Тех, кому повезло добраться до европейского берега, размещают в лагерях для нелегальных мигрантов. Оттуда начинается не менее сложный путь к получению официального статуса беженца.

Процедура рассмотрения запроса от беглеца может длиться полтора года.

Все это время мигранты живут в вышеупомянутых лагерях, где действуют определенные ограничения: нужно регулярно отмечаться, не покидать определенную территорию, кроме того, нельзя работать.

Условия проживания в лагерях для беженцев разнятся. К примеру, на Мальте такие места ограждены по всему периметру массивной металлической сеткой, а в одном помещении может жить до 400 человек. Иная ситуация – на итальянском острове Лампедуза, где беженцам разрешают покидать лагерь и выходить в город.

Правозащитные организации жестко критикуют такую систему. В частности, за то, что процедура рассмотрения ходатайства об убежище длится слишком долго.

Главная проблема дальнейшей интеграции беженцев – Дублинская конвенция, которая составляет основу европейской системы предоставления убежища нелегальным мигрантам.

В ней сказано, что беглец может просить о легализации своего статуса в той стране ЕС, на территорию которой прибыл впервые. То есть если африканец попал в Италию незаконным путем, то получить убежище он может только в Италии. Если же мигрант переберется в другие страны Европы и будет просить убежища там, его запрос отклонят автоматически, а его самого отправят обратно в Италию.

Поэтому недовольство в принимающих странах неуклонно растет. Нынешний кризис в очередной раз указывает на то, что система не работает и правила нужно менять. Евросоюз остается либо открыто и последовательно противодействовать нелегальной миграции, либо же смириться с нескончаемым потоком беженцев и максимально расширить поисково-спасательные операции в Средиземном море.

В случае радикального решения вопроса ЕС мог бы взять пример с Австралии, в свое время тоже столкнувшейся с подобной проблемой.

Всех нелегалов, которые плывут в страну, австралийская власть отправляет в лагеря крохотного островного государства Науру. Там беженцы живут годами без всяких перспектив попасть в Австралию.

Однако логика либеральной Европы другая. Так, Германия, которая несет бремя внутренней миграции, помимо этого, предоставляет убежище наибольшему числу беженцев из охваченных войной стран. Лучшим вариантом в нынешней ситуации станет равномерное распределение нелегалов между всеми странами-участницами ЕС.

Но для этого нужен не отмечавшийся до сих пор консенсус среди европейских лидеров.

Часть руководства Евросоюза продолжает настаивать на расширении поисково-спасательных операций, другие высказываются за патрулирование береговой линии африканских стран.

Однако идея прочесывание берегов Ливии протяженностью 1770 км представляется малоэффективной. В конце концов, что помешает контрабандистам отправлять переполненные беженцами суда из Туниса или Марокко?

Недавние катастрофы заставили руководство Евросоюза действовать хотя бы в ответ, если не на опережение. Результатом состоявшейся в понедельник в Люксембурге встречи европейских министров иностранных дел стал план неотложных действий из 10 пунктов.

Хотя данный пакет договоренностей еще должен утвердить Европейский совет на экстренном заседании в четверг, верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини уже назвала его "мощной реакцией Евросоюза на трагедии".

Прежде всего, ЕС планирует увеличить финансирование агентства по охране внешних границ Frontex.

Именно оно отвечает за усиление и расширение зоны действия в Средиземном море совместных поисково-спасательных операций Triton и Poseidon.

Стоит отметить, что операция Triton в ноябре прошлого года заменила широкомасштабную программу по спасению беженцев Mare Nostrum. Закрытие Mare Nostrum вызвало шквал критики со стороны международных правозащитных организаций, поскольку благодаря этой программе удалось за один год спасти более 150 тыс. нелегальных мигрантов.

Принятый план также предусматривает проведение операций по захвату и уничтожению судов контрабандистов, зарабатывающих на транспортировке беженцев из Африки в страны Средиземноморья.

Кроме того, планируется совместное рассмотрение запросов на предоставление политического убежища в течение двух месяцев с момента подачи заявления (в противовес нынешним 1,5 годам); регистрация и снятие отпечатков пальцев у всех новоприбывших нелегалов; пакет помощи мигрантам, которые захотят вернуться домой; разработка проекта расселения беженцев по всему Евросоюзу (однако участие в таком проекте будет добровольным).

Проблема нелегальной миграции в Европу – это составляющая глобального контекста мировых вооруженных конфликтов, и лидеры ЕС осознают это. Они понимают, что сейчас не устраняют причину, а борются с последствиями. Именно Евросоюз на последней международной конференции по гуманитарной помощи Сирии пообещал выделить наибольшую сумму пострадавшей стране – $1,5 млрд из общих $3,8 млрд.

Единую политику в отношении нелегальных мигрантов Евросоюз не может выработать как минимум последние пять лет. Сегодня Европа продолжает придерживаться стратегии половинчатых решений, пытаясь угодить одновременно и международным правозащитным организациям, и радикально настроенной против беженцев части сообщества ЕС.

Очередная трагедия в Средиземном море снова вызвала обсуждение старых наболевших вопросов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.