"Ждем от ЕС членства и реформ": правительство просит изменить Восточное партнерство

Вторник, 7 апреля 2015, 12:25 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

Кабинет министров, при посредничестве Центра поддержки реформ, обнародовал проект правительственных предложений к Евросоюзу.

Правительство Украины решило посоветоваться с обществом, и это, казалось бы, можно только приветствовать. Однако от прочтения творчества Кабмина становится грустно...

Ранее, в марте, Брюссель объявил, что начинает пересмотр Европейской политики соседства (ЕПС) и ее "украинской" части – Восточного партнерства (ВП), формата, регулирующего отношения ЕС с Украиной, Молдовой, Беларусью, Грузией, Арменией и Азербайджаном. Всех желающих, в том числе страны-соседи, пригласили подавать свои предложения.

Но в украинском документе весьма желательные, корректные и ожидаемые предложения соседствуют с такими пунктами, которые дают основания задуматься:

возможно, в Кабмине до сих пор ждут, что ЕС все сделает за них?

Правительственный документ – достаточно краткий, поэтому ознакомиться с ним может каждый. Но мы сжато перескажем, о чем идет речь.

Дорога к членству

Сначала о позитивном.

ЕПС в целом и Восточное партнерство в частности нередко критикуют за "уравниловку". Так, в рамках ВП Украина вынуждена "сожительствовать" с Беларусью и Азербайджаном – странами, далекими от евроинтеграции. И если для "аутсайдеров" формата такое обобщение может быть положительным, то для нас оно точно таковым не является.

Несколько лет назад Брюссель уже начал дифференциацию ЕПС и ВП, внедрив принцип "больше за большее". Тем странам, которые активнее проводят демократические реформы, предоставляется больше возможностей сотрудничества с ЕС и более значительные объемы финансирования.

Киев предлагает дать странам-лидерам еще больше стимулов.

И, должны отметить, "Европейская правда" полностью поддерживает такое предложение.

"Дифференциация должна быть реальной и учитывать различные устремления государств-партнеров", – отмечает правительственный документ.

А на тот случай, если в ЕС не поймут, о чем идет речь, в Кабмине добавили: речь идет о возможности полноценного членства в Евросоюзе для тех государств, которые демонстрируют лучшие результаты.

"Необходимо общее согласие, что государство-партнер имеет право сам выбирать глубину своих отношений с Европейским союзом, следовать стремлениям в соответствии со статьей 49 Договора ЕС", – добавили в правительстве. В Брюсселе прекрасно знают, что эта статья посвящена подаче заявки на вступление в ЕС.

В правительственном документе о перспективе членства упоминается в трех различных формулировках – видимо, чтобы в ЕС точно никто не сказал, что не заметил намека ;)

""Больше за большее" должно означать четко определенные ориентиры и индикаторы для участия государства-партнера в более амбициозных этапах партнерства, включая как конечную цель переход к политике расширения", – пояснили в Кабмине. В проекте предложений Украины к ЕС относительно модернизации политики соседства выделен даже отдельный блок под названием "Определение возможности статуса кандидата или потенциального кандидата на вступление в ЕС".

Особое значение имеет упоминание о статусе "потенциального кандидата".

ЕС уже много лет по политическим мотивам отказывается документально фиксировать перспективу членства Украины.

Возможно, фокусировка на новом сроке позволит выйти из тупика в вопросе европейских стремлений Украины.

Для Киева признание даже "перспективы стать потенциальным кандидатом" имеет ровно тот же смысл, потому что покажет нам свет в конце тоннеля. В то же время для ЕС это может быть более приемлемым вариантом. В настоящее время потенциальными кандидатами ЕС признает только балканские страны – те, которые еще не получили полноценный "кандидатский статус".

Не все так позитивно

Если два первых политических блока правительственных предложений производят хорошее впечатление, то следующие (которые, как очевидно по стилю, писались другими людьми!) вызывают сомнение – понимают ли их авторы, о чем пишут.

Напомним, правительственный документ должен касаться изменения политики соседства ЕС.

Но предложения Кабмина свелись к перечислению реформ, которые должна провести Украина.

Выполнение таких пунктов, как "Развитие малого и среднего бизнеса", "Обеспечение развития конкуренции", "Формирование современного трудового законодательства" или "Создание профессиональной и политически нейтральной государственной службы" – точно не является задачей Евросоюза.

Это – задачи Украины, которые должны быть выполнены только нами и для нас.

"Европейская правда" неоднократно слышала от европейских чиновников нарекания в адрес Киева – мол, украинские чиновники хотят переложить на Евросоюз и ответственность за проведение реформ, и саму эту работу.

К сожалению, правительственный документ подтверждает этот тезис.

И мы можем представить разочарование Брюсселя, если в полученном из Киева письме там увидят не предложения, а только просьбы и требования.

Стоит отметить, что ЕС в своем обращении к странам-соседям представил четкое описание того, что он хочет увидеть в предложениях по реформе ЕПС/ВП. Украинский документ, как понимаете, совсем не похож на эту "матрицу".

"Европейская правда" обратилась к Правительственному офиса по евроинтеграции с просьбой прокомментировать выбранный ими формат документа.

Источник в правительственной структуре заверил, что чиновники консультировались с экспертами перед тем, как обнародовать данный документ, и поэтому не считают проблемой отступление от ожиданий Брюсселя.

"Нам, безусловно, важно, чего ожидал ЕС в своем пейпере (документе), но, наверное, все же важнее, что думают украинское общество и экспертное сообщество", – пояснил собеседник, отметив, что в Офисе готовы модифицировать свои предложения к ЕС и будут рады получить другие идеи от экспертного сообщества.

Остается надеяться, что после этих консультаций документ существенно доработают и не будут шокировать Брюссель тем, что есть сейчас.

... но не все и плохо

Напоследок стоит добавить, что в правительственном документе – хоть он и требует существенной доработки или даже полного переписывания – есть немало полезных для Украины идей, которые есть смысл учесть при изменении ЕПС/ВП.

В частности, Киев предлагает выделить группу стран Евросоюза, которые будут более задействованы в ВП.

"Участие стран Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) и стран Балтии в дальнейшем развитии ВП должно быть более системной. У этих стран есть ценный опыт регуляторной и экономической конвергенции с Европейским союзом, который лучше всего подходит для Украины", – отмечается, в частности, в документе.

Также предлагается предоставить студентам из стран ВП, в частности, из Украины, больше возможностей для обучения в европейских университетах. Один из пунктов правительственных предложений звучит так: "Полноценная интеграция страны в программы и возможности в сфере образования и молодежи. Обретение статуса программной страны в ERASMUS+".

Наконец, некоторые дельные предложения касаются общей политики энергетической безопасности Евросоюза с привлечением восточных соседей, а также усиления роли ЕС в региональной политике безопасности.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.