Закрывают ли оккупированные территории путь Украины в НАТО?

Пятница, 10 июля 2015, 13:30 — Юлиан Кифу, Бухарест

В украинском обществе и даже среди аналитиков бытует мнение, что для каждой страны на пути к членству в НАТО есть одно неформальное требование: отсутствие каких-либо открытых конфликтов с соседями.

Впрочем, новая угроза, которая встает перед Западным миром, и война, развязанная Россией, открывают возможность для создания на территории Украины новой линии обороны, фактической границы – демаркационной линии, которая может стать новой границей между Востоком и Западом на ближайшие десятилетия.

Вступление в НАТО: условия и положения

НАТО – организация, которая не вносила изменений в свои уставные документы со времен Вашингтонского саммита 1949 года.

Текст договора был написан очень качественно и настолько обще и широко, насколько позволяет юридический английский, а значит, его можно было с одинаковым успехом применять во время падения Берлинской стены, в конце холодной войны, после распада Советского Союза на независимые государства, формальной ликвидации Организации Варшавского договора и расширения НАТО, который охватывал бывшие коммунистические государства ради построения объединенной, свободной и мирной Европы.

Для сравнения, поправки к Договору ЕС вносились после каждой волны и на каждом этапе дальнейшей интеграции государств-членов, а также при учреждении новых институтов.

Расширение Альянса предусмотрено статьей 10: "Стороны могут, по единодушному согласию, пригласить присоединиться к Договору любое другое европейское государство, способное развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе".

Условия понятны: единодушное решение стран-членов, уважение принципов Договора и содействие безопасности в Североатлантическом регионе.

То есть страна может присоединиться к НАТО, если она уважает принципы Альянса и вносит вклад в его безопасность.

Существуют также условия, выдвигаемые Альянсом и государствами-членами и касающиеся уровня демократии, соблюдения прав человека и прав меньшинств, а также рыночной экономики, верховенства права, независимости судебной системы и борьбы с коррупцией.

В этом контексте, как по мне, Украине нужен широкий спектр эффективных реформ, в том числе всеобъемлющая реформа сектора безопасности, которая будет включать обеспечение Украина-НАТО: диагностика партнерства гражданского контроля над вооруженными силами, создание профессиональной и качественной армии и связанных с ней служб безопасности и разведки, соблюдение демократических правил, а также деполитизация вооруженных сил, службы безопасности и разведки.

Во-вторых, страна-претендент должна доказать свою ценность, учитывая географическое положение и военный потенциал, а также свою "добавленную стоимость" для Альянса.

Для того чтобы Украине это удалось, нужны реформы во всех сферах, в том числе те, которые уже предусмотрены в рамках Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС, а также те, которые осуществляются в ходе процесса либерализации визового режима.

Однако есть одно очень специфическое требование, которое касается территории государства, стремящегося присоединиться к Альянсу, поскольку любой кандидат в члены НАТО вступает в организацию как страна, имеющая население, определенную территорию, контролирует свои границы, политическую волю и волю граждан к вступлению в НАТО.

Не существует прецедента вступления в НАТО страны, которая бы не имела полного контроля над своими границами или не была способна защитить себя и сделать вклад в коллективную оборону союзников.

Однако это не означает, что при условии выполнения требований Вашингтонского договора, Украина не сможет вступить в НАТО.

Впрочем, подобное решение потребует от стран-членов беспристрастного подхода и принятия некоторых оговорок. И это касается всех стран-участниц Альянса.

Возвращение к истокам: территориальная оборона

Украина является партнером Альянса, принимает активное участие в программе "Партнерство ради мира", разработала план индивидуального партнерства, а НАТО, в свою очередь, уделяет особое внимание отношениям с Украиной в оборонной сфере.

Согласно декларации Уэльского саммита 2014 года НАТО не только принимает во внимание стремление украинского народа и политического класса стать членом Альянса и повторяет условия для дальнейшего сближения, но и делает конкретные шаги для того, чтобы помочь Украине выполнить требования, необходимые для самозащиты и, наконец, при наличии такого желания, для вступления в Альянс.

Соответствующие обязательства можно найти во всех документах не только Уэльского саммита, но и последующих встреч альянса на всех уровнях.

Это связано с возвращением к своей первоначальной и важнейшей миссии – защиты граждан и территории своих государств-членов.

В этом контексте Украина должна сформулировать, каким будет ее собственный вклад в безопасность и коллективную оборону Альянса после завершения реформ. В частности, она может играть роль защитника западных ценностей и границы нового Альянса между Востоком и Западом.

Россия изменила символический рубеж между Востоком и Западом, который в рамках Восточного партнерства ЕС описывался как зона пересечения и воздействий всех действующих лиц. Москва прибегла к военной агрессии, чтобы помешать свободному выбору украинского народа и законно избранной власти присоединиться к Зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли с ЕС – шага, который якобы блокировал стремление Путина восстановить Советский Союз в новом формате и под его авторитарным контролем.

Это означает, что новая граница между Востоком и Западом, которую Москва предлагает миру и Европе, является укрепленным, милитаризированным и обороноспособным.

В этом контексте Украина должна получить возможность защитить себя, а для этого следует как можно скорее организовать линию обороны к западу от существующей демаркационной линии на Донбассе и на севере Крыма.

Предоставление Украине оборонительного вооружения и подготовка Национальной гвардии, сил обороны и внутренних войск Украины крайне важны для противостояния вероятной дальнейшей агрессии. Уточним – это вооружение не может быть использовано для силового освобождения территории Донбасса. Любая попытка ликвидации сепаратистского анклава может привести к тому, что Россия введет дополнительные войска и вооружение, и, соответственно, к усилению кровопролития.

С другой стороны, помощь Украине в укреплении ее способности противостоять любым дальнейшим атакам или попыткам захвата новых территорий (т. е. подготовка вооруженных сил и предоставления Киеву необходимого оборонительного вооружения) вполне оправданна. И это могло бы стать основой будущей границы между Востоком и Западом.

Это не означает, что Украина должна когда-то отказаться от своих прав на территории, определенные международным правом и международно признанными границами. Во всех документах НАТО говорится, что в Крыму произошла аннексия Россией территории Украины, а составляющей решения конфликта на Донбассе является возвращение Украине полного контроля над ее границами.

Стремление Киева улучшить свою способность контролировать и защищать свою территорию при помощи и поддержке НАТО, в ходе реформирования государственных органов, и внедрение принципов ЕС и НАТО (если это действительно является выбором граждан Украины) не повредит и не повлияет в отрицательном смысле на перспективу восстановления в будущем контроля Украины над всей ее территорией.

Украина: угрозы и возможности

Подобное развитие событий несет в себе серьезную угрозу.

Если конфликт не будет разрешен (а это вполне возможно), население, которое останется в некоторых регионах Востока Украины и в Крыму, окажется отрезанным от суверенного пространства Украины на десятилетия; возникнет ощущение отчужденности, подобно тому, как это произошло в других зонах замороженных конфликтов, например в Приднестровье. Эта часть населения будет зависеть от финансовых ассигнований из Москвы и будет де-факто интегрирована в Россию.

С другой стороны, на территории, которая остается под контролем законной власти в Киеве и будет защищена, можно проводить реформы, что будет означать введение соответствующих норм и создание соответствующих органов, т. е. обеспечение реального присутствия демократических и евроатлантических институтов.

Это станет важным шагом к вступлению Украины в ЕС и НАТО. Выполняя обязательства, взятые с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС и ЗСТ, а также в рамках процесса либерализации визового режима, Украина сможет стать ближе к ЕС и НАТО, а следовательно – имеет больше шансов в средне- или долгосрочной перспективе стать полноправным членом обеих организаций.

Подчеркнем – это может произойти еще до того, как Киев возобновит полный контроль над своей международно признанной территорией.

Государство, не являющееся членом НАТО, не может иметь права вето на внутренние решения Альянса относительно вступления Украины, или, по крайней мере, на решения по части территории, контролируемой законными властями.

Действенной стратегией в отношении Крыма может стать твердое осуждение аннексии территории военной силой, своеобразного аншлюса с угрозой применения оружия против местного населения.

Также стоит обратить внимание на нарушения прав человека и национальных меньшинств, прежде всего – крымских татар.

На Донбассе же, по ту сторону фактически внутренней границы, должны быть реализованы минские соглашения. Это означает вывод всех военных и военизированных групп, сил и средств из зоны конфликта и восстановление полного контроля Украины над границей. Это также предполагает соблюдение принципов, которые Москва признает, по крайней мере, на словах, если верить Министерству иностранных дел России, а именно территориальной целостности, независимости и суверенитета Украины.

Такая стратегия исключает любые особые условия для "соотечественников за рубежом" либо другие формы брежневской "доктрины ограниченного суверенитета", что пытается навязать РФ.

Если Россия отвергнет такой вариант развития событий, то есть прекращение огня и полное соблюдение минских соглашений, либо попытается изменить ситуацию в свою пользу с целью обмена мира на ограничение суверенитета Украины, ее права самостоятельно выбирать инструменты для поддержания своей безопасности (присоединения к НАТО) и процветания (вступление в ЕС), Киев будет иметь выигрышную позицию для дальнейших переговоров по вступлению в ЕС и/или НАТО.

Даже временное отсутствие контроля над всей территорией не может исключать перспективу возвращения утраченных территорий в будущем.

Это трудный выбор для Украины и это также станет сложным выбором для НАТО и ЕС в случае успешного проведения Киевом реформ и подачи формальной заявки на вступление в обе организации.

Однако чрезвычайные условия и ситуации требуют чрезвычайных решений. И такая ситуация вполне возможна, если украинская суверенная власть примет соответствующее решение, а народ Украины поддержит его.

 

Автор: Юлиан Кифу,

президент Центра предотвращения

и раннего предупреждения конфликтов (Бухарест)

Эта статья является частью аналитического сборника Института мировой политики "Украина-НАТО: диагностика партнерства", подготовленного по итогам "Стратегического дискуссионного клуба в регионах". Проект осуществлялся в партнерстве с Офисом связи НАТО в Украине и при поддержке правительства Норвегии.

Публикуется на "Европейской правде" с редакционными изменениями

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.