Польша–Румыния–Украина: треугольник стратегического сотрудничества, созданный Путиным

Пятница, 7 августа 2015, 10:55 — Антон Бендаржевский, Венгрия, для Института мировой политики и ЕвроПравды
фото прес-служби президента

До 2014 года было трудно представить мощный стратегический альянс Польши и Румынии, а тем более – их союз по украинскому вопросу. Впрочем, уже полтора года это является геополитической реальностью. И это напрямую связано с событиями в Украине.

Оккупация Крыма и агрессия России против Украины сплотили тех, кто никогда не были близкими партнерами. Россия смогла сделать это гораздо лучше, чем любые конференции, совещания и встречи на высшем уровне.

Образование альянса в Центральной и Восточной Европе

Двусторонние отношения Польши и Румынии были не слишком активными до 2014 года, и это не удивительно – у них были разные приоритеты. Бухарест сосредоточился преимущественно на внутренних делах и отношениях с Молдовой, а для Польши главным региональным альянсом было Вышеградское партнерство, членом которого Румыния не является.

Так что до 2014 года президент Польши Бронислав Коморовский посетил Румынию лишь однажды. (Для сравнения: в Венгрию в то же время он совершил четыре официальных визита).

Впрочем, после начала российской агрессии против Украины ситуация стремительно изменилась. Польша оказалась в новых геополитических реалиях и столкнулась с неожиданными угрозами.

Однако остальные страны Вышеградской группы – и Словакия, и Чехия, и Венгрия – были другого мнения.

Вскоре стало понятно, что Румыния является единственной страной в регионе, которая разделяет озабоченность и взгляды Польши.

Так приоритеты начали меняться.

Для Румынии стратегическое направление был однозначным: от румынской границы до Крыма – 230 км, а Приднестровье находится всего в 100 км от румынской границы.

Дестабилизация региона, экспансия России совсем рядом с Румынией, а также увеличение военной активности Москвы в Черном море сейчас являются основными угрозами для официального Бухареста.

Так что не так удивительно, что Варшава и Бухарест стали главными сторонниками увеличения военного присутствия НАТО в регионе и создания системы обороны на европейской периферии.

Так, Польша планирует потратить в этом году 9,3 млрд евро (то есть 2,1% ВВП) на оборонные расходы, а Румыния заявила, что к 2017 году увеличит расходы на оборону с нынешних 1,33% ВВП (1,78 млрд евро) до 2%.

Треугольник "Польша – Румыния – Украина"

Румыния имеет более протяженную границу с Украиной, чем Польша – 530 км против 420, но до 2014 года взаимоотношения между Украиной и Румынией не были безоблачными.

Со времен распада Советского Союза страны вели серьезные споры из-за границ в Черном море, румынского национального меньшинства в Украине, а также судоходного канала в устье Дуная.

Все эти годы Киев и Бухарест смотрели друг на друга с подозрением, ища потенциальную угрозу с другой стороны.

Смена власти в Украине, а вскоре – и избрание нового президента Румынии, позволили сторонам начать все с чистого листа.

И оказалось, что у Румынии и Украины гораздо больше общего, чем они могли ожидать: общая угроза, исходящая от России, общие цели и стратегические интересы. Поэтому Польша, имевшая тесные связи с Украиной, получила шанс выступить в роли миротворца и объединить эти две страны.

Запрос на перезагрузку отношений наблюдался как в Киеве, так и в Бухаресте.

Румыния стала первой страной, которая ратифицировала Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной. А 17 марта 2015 года президент Румынии Клаус Йоханнис посетил Киев, чтобы встретиться с президентом Петром Порошенко.

Это, к слову, был первый визит румынского президента в Украину за последние семь лет – сравните с частотой украинско-польских визитов.

Во время мартовской встречи президенты договорились о сотрудничестве в таких направлениях, как размораживание ситуации в Приднестровье и укрепление безопасности в черноморском регионе. Однако, вероятно, важнейшим итогом стало образование нового формата регионального сотрудничества – треугольника "Польша – Украина – Румыния".

"Мы должны расширить сотрудничество между Украиной, Польшей и Румынией в регионе и создать своеобразную группу солидарности", – заявил президент Йоханнис.

За несколько дней до визита в столицу Украины – 12 марта 2015 года – президент Румынии встретился также со своим польским коллегой Брониславом Коморовским, что тоже было частью стратегии по созданию "треугольника".

К слову, победа Анджея Дуды на майских президентских выборах в Польше тоже может сыграть в пользу союза Польши и Румынии: раньше Дуда критиковал Коморовского за недостаточно эффективное противодействие российской агрессии.

Также новый президент Польши выступает против "Нормандского формата" и требует включения стран-соседей – Польши, Словакии, Венгрии и Румынии – в переговорный процесс по  украинскому урегулированию.

Следовательно, его победа может дополнительно увеличить темпы расширения сотрудничества между Польшей, Румынией и Украиной.

Расширение НАТО в Центральной и Восточной Европе

Еще в 2002 году на повестке дня НАТО появился вопрос о развертывании европейской системы противоракетной обороны, однако впоследствии процесс приостановился в связи с неоднозначной реакцией европейских стран и "перезагрузкой" российско-американских отношений в 2008 году.

Однако действия России в Крыму и на востоке Украины существенно повлияли на готовность стран-участниц Альянса к сотрудничеству.

До недавнего времени у России были очень прочные позиции в противостоянии расширению НАТО в Европе, но из-за своих действий на протяжении последнего года Москва потеряла доверие Альянса и легитимизировала его оборонительные действия, которые активно лоббируются Вашингтоном.

В рамках второй фазы система противоракетной обороны "Aegis Ashore", которая охватит всю Южную Европу, будет развернута в Румынии в 2015 году, а в ходе третьей фазы второй объект системы "Aegis Ashore", который охватит Северную Европу, будет размещен в Польше до 2018 года.

Активизация США в регионе является дополнительным рычагом в пользу сотрудничества в рамках "треугольника".

На протяжении последних месяцев США неоднократно подчеркивали, что Румыния и Польша являются их важнейшими союзниками в регионе. С начала года Румынию уже посетили несколько высокопоставленных чиновников из США и НАТО, в том числе Йенс Столтенберг, Виктория Нуланд, генерал Филип Бридлав и Фрэнк Роуз.

Более того, Польша и Румыния наименее зависимы от российских энергетических ресурсов среди стран региона.

В газовом балансе Румынии доля российского газа составляет лишь 20%. В Польше этот показатель выше – 60%, но в этом году, после запуска нового СПГ-терминала в Свиноуйсьце, он существенно уменьшится.

Фундамент для регионального сотрудничества

Россия тоже не теряла времени на протяжении последних лет: несколько источников указывают на то, что Москва развернула тактические баллистические системы "Искандер-М" в Калининградской области, и, согласно заявлениям ГК "Ростех", до 2020 года запланировано развертывание 120 новых систем.

Ракетные системы "Искандер" имеют радиус действия 400 км. Тот факт, что Варшава расположена на расстоянии 275 км от Калининграда (а от Бухареста до Тирасполя – 383 км), безусловно, заставит европейских лидеров понервничать.

По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, Москва также увеличила мощность радиолокационных станций в Калининграде. Радары класса "Воронеж-ДМ" могут одновременно отслеживать до 500 целей на расстоянии до 6000 км.

Понятно, что агрессия России против Украины, начавшаяся в 2014 году, составляет прямую угрозу и вызов европейской системе безопасности, а следовательно, и угрозу для благосостояния и развития Европы. Ремилитаризация Черного моря, военная кампания на востоке Украины, размещение "Искандеров", поддержка Кремлем регионального национализма, а также дестабилизация Украины, Молдовы и Приднестровья – все это однозначные угрозы, которые сегодня стоят перед нами.

Всем этим угрозам безопасности можно эффективно противостоять лишь совместными усилиями, путем регионального сотрудничества.

Треугольник, образованный Польшей, Румынией и Украиной, может стать хорошей основой для этого.

А пример эффективного и успешного сотрудничества должен со временем привлечь к этому стратегическому альянсу и других соседей – Болгарию, Чехию, Венгрию и Словакию.

Автор:

 

Антон Бендаржевский,
директор Геополитического института исследований России и Центральной Азии (PAGEO, Венгрия)

Взгляды автора, изложенные в этой статье, не обязательно отражают взгляды Института мировой политики и "Европейской правды".

Публикация статей европейских аналитиков осуществляется при поддержке Фонда Фридриха Эберта в Украине.

Статья была подготовлена по результатам рабочего визита европейских лидеров мнений в Украину, организованного Институтом мировой политики

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.