Досрочные выборы в Греции – спасение или новый кризис

Пятница, 18 сентября 2015, 17:03 — Елена Медведева, для Европейской правды

Выборы в Греции в последнее время проходят почти так же часто, как и в Украине.

В частности, парламент Греции, избранный в этом году, не проработал и девяти месяцев. Уже в эти выходные состоятся вторые нынешние внеочередные выборы в парламент.

Это обусловлено ситуацией, сложившейся в стране, а именно накопленными за много лет очень высокими государственными долгами.

Греческие выборы воспринимаются в Украине чаще всего как "страшилка" для тех, кто не выполняет договоренности с Европейским союзом.

Но есть и другое, более рациональное, объяснение, почему эти выборы надо провести именно сейчас.

Триумфально пройдя под милым рядовым греческим избирателям лозунгом типа "Европа не будет указывать нам, что делать", коалиция левых радикалов СИРИЗА (SYRIZA), которая состоит из крайне левых, экс-марксистов и коммунистов, в январе получила 149 мест в парламенте из 300 возможных.

Для создания большинства в парламенте, до которого самой СИРИЗА не хватило всего два голоса, коалиция крайних левых объединилась с правыми популистами ANEL, что произошло впервые в современной Европе.

Для многих европейских демократов это стало сигналом тревоги, поскольку коммунисты и правые экстремисты в 20-30-х годах прошлого века работали вместе, чтобы свергнуть демократию в таких странах, как Германия, Италия и др.

Коалиция с правыми популистам дала СИРИЗА возможность создать правительство и назначить своего премьер-министра – Алексиса Ципраса.

Во время первого заседания нового кабинета Ципрас объявил приоритетом своего правительства реализацию предвыборных обещаний СИРИЗА, а именно: борьбу с "гуманитарным кризисом" в Греции, неприемлемость переговоров с ЕС и Международным валютным фондом о реструктуризации греческого долга, а также отмену политики предыдущего правительства по приватизации.

 

И хотя через месяц Афины подписали с Еврогруппой (состоит из министров финансов еврозоны) соглашение о продлении поддержки для Греции еще на 4 месяца, Ципрас искал способы удовлетворить европейских кредиторов без проведения реформ. Он активно поднимал тему невозврата долгов и выхода Греции из еврозоны, чем не слишком расстроил саму еврозону, но очень напугал часть населения собственной страны.

В конце июня истекал срок действия четырехмесячного упомянутого выше соглашения о поддержке Греции. Время шло, а договоренности все никак не достигали, потому что обе стороны твердо стояли на своих позициях.

Еврогруппа требовала возврата долгов и не давала новой финансовой поддержки без осуществления всех реформ, а правящая политическая сила, хоть и очень нуждалась в средствах для страны, не могла на это согласиться, поскольку пришла к власти под совершенно противоположными лозунгами.

Как следствие, правящая коалиция решила переложить ответственность за "Соглашение о спасении Греции 2015" на избирателей.

Был объявлен референдум, на который вынесли один вопрос: должна или не должна Греция принять условия соглашения, предложенного совместно Еврокомиссией, Международным валютным фондом и Европейским центральным банком. Тем временем с 29 июня банки Греции перестали работать, чтобы предотвратить массовый отток средств из банковской системы страны.

Референдум состоялся с результатом 61,3% против условий соглашения, что никак не повлияло на результаты переговоров Греции с Еврогруппой.

Переговоры завершились на условиях, что Греция получит кредит в 86 млрд евро, которые должны быть переданы ей поэтапно с 2015 года до июня 2018 года. Такой результат можно считать победой, но для политика, который опирается на внутренние рейтинги и поддержку избирателей, это была своеобразная "зрада".

Итак, Греции придется:

 

- увеличить НДС;

- реформировать пенсионную систему;

- обеспечить независимость государственной службы статистики;

- автоматически сократить государственные расходы, чтобы получить первичный профицит;

- реформировать правосудие таким образом, чтобы решения принимались быстрее;

- придерживаться предложенных реформы;

- отозвать популистские законы, принятые действующим парламентом.

Кроме того, необходимо:

- осуществить рекапитализацию банков;

- провести приватизацию государственного имущества приблизительной стоимостью 50 млрд евро;

- снизить стоимость государственного сектора.

В свою очередь Греции будет выделен так называемый "пакет Юнкера" – 35 млрд евро, предназначенных для поддержки роста греческой экономики.

Ради спасения экономики политическая партия СИРИЗА была вынуждена принять реформы, полностью противоположные ее предвыборным обещаниям.

14 августа греческий парламент поддержал новое антикризисное соглашение.

Хотя более 40 депутатов от СИРИЗА проголосовали против, Ципрас нашел поддержку не только у большинства родной партии, но и среди проевропейской оппозиции: партий "Новая демократия", "Потами" и ПАСОК.

В завершение обзора возникает вопрос: зачем нужны выборы?

Все наладилось на некоторое время. Средства выделены, а реформы, как мы знаем, не происходят быстро (действующему на то время правительству отводилось на их проведение до полугода). Почему же при таких условиях Ципрас объявил о своей отставке, и, соответственно, еще одних перевыборах парламента?

Ответ – не в критике избирателей, а в греческом законодательстве. Если досрочные выборы происходят раньше 18 месяцев после предыдущих, тогда избирательные списки формируют только главы фракций.

То есть мы наблюдаем попытку очистить представительство партии СИРИЗА в парламенте Греции от тех, кто не поддержал Алексиса Ципраса или выступил против него.

25 из них уже создали в конце августа партию Popular Unity и отдельную фракцию. Политическая судьба остальных пока точно не известна.

Сейчас трудно сказать, насколько высокой будет поддержка СИРИЗА. С одной стороны – действия властей, которые противоречат предвыборным обещаниям.

С другой – угрозы о выходе из еврозоны и отсутствие в стране наличных средств на протяжении трех недель. Последние аргументы могли изменить настроения избирателей по поводу соглашения с Еврогруппой.

Если взять данные последних социологических опросов, проведенных 10-14 августа, то СИРИЗА и "Новая демократия" получают наибольшее количество голосов. Еще неделю назад данные выглядели так, что побеждает СИРИЗА, на этой неделе шансы изменились.

Главная интрига именно греческих парламентских выборов заключается в том, что партия, которая выходит на первое место, получает бонус в виде 50 мест.

Таким образом, не исключен вариант, по которому СИРИЗА до получения парламентского большинства – 150 мандатов – не хватает лишь 16-20 парламентариев.

Это создает для Ципраса удобное поле для политических маневров. Если "новые демократы", которые могут получить 77 мандатов, откажутся от создания "широкой коалиции", их могут заменить другие. Согласно опросам, еще 7 партий предварительно заходят с количеством мест от 8 до 20 каждая.

Кстати, сюда входит и вновь созданная партия Popular Unity, созданная недовольными членами СИРИЗА; она предварительно преодолевает 3%-ный барьер и заводит в парламент 8-10 парламентариев.

Именно поэтому абсолютно реальным представляется вариант, по которому парламентские выборы дадут "второе дыхание" Ципрасу. А также – новые аргументы для споров с ЕС.

Соответственно, в случае победы такое же поле для политического маневра получает "Новая демократия", которая может стать первой ласточкой окончания противостояния Греции и еврокредиторов.

Напоследок попробуем задаться другим вопросом – как результаты выборов в Греции повлияют на Украину?

Прежде всего – о позитивном сценарии. Если победит партия "Новая демократия", которая является членом Европейской народной партии, и сформирует коалицию, получив своего премьера, то Греция вернется на общеевропейский курс относительно санкций против России и скорейшей имплементации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС.

Однако если победит СИРИЗА, то ратификация Соглашения об ассоциации с Украиной может стать предметом политической торговли с Евросоюзом относительно долгов Греции и реформ.

Более того, предметом таких торгов станет по очереди все, что интересует ЕС.

Леворадикальные популисты будут использовать украинский вопрос и визиты в Россию для шантажа ЕС и приостановления или смягчения реформ.

 

Автор: Елена Медведева,

исполнительный директор

Украинского института международной политики

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.