"Девушки-лесбиянки тоже мечтают о фате и белом платье"

Четверг, 11 февраля 2016, 17:24 — Оксана Наумчук, Житомир-Луцк

"Европейская правда" продолжает публиковать работы призеров конкурса региональных журналистов, пишущих на европейскую тематику.

Мы уже публиковали статью, которая получила награду "Выбор редакции" – История черкасских орехов, ставших лакомством для королевской семьи в Нидерландах, а также первого и второго призеров – публикацию об админреформе Как Украине избежать ошибок и повторить успех Польши и опыте выхода на европейский рынок предприятия из Краматорска Завод на Донбассе без советского прошлого, но с европейским будущим.

Сегодня вашему вниманию – текст, получивший третью премию. Но его автор стал настоящим открытием конкурса, ведь Оксана... только учится журналистике в Луцком университете. Статья публикуется на ЕП с незначительными редакционными сокращениями. С оригинальной версией можно ознакомиться по этой ссылке.

* * * * * 

Небольшой одноэтажный дом в одном из дворов города. На нем нет флагов, из окон не доносится громкая музыка, а соседские мальчишки прибегают спрашивать разрешения сорвать орехи с дерева, что растет рядом.

 

Все тривиально и неприметно, за исключением одной особенности – здесь собираются представители житомирского ЛГБТ-сообщества.

В Житомире о таком говорить не принято. Здесь никто не собирается на парады, чтобы громко отстаивать свои права. Но 36-летний Максим согласился встретиться и поговорить о том, как в маленьком городе живется представителям секс-меньшинства, есть ли в этом что-то особенное, какое к ним отношение в Европе и изменилось ли что-то после Майдана.

"В Житомире довольно большое ЛГБТ-сообщество, но оно очень скрытое, – рассказывает мужчина. – За полтора года 250 человек посетило наш офис. Но это, наверное, только процентов 10-15, потому что некоторые люди даже сюда приходить не хотят, настолько они боятся засветиться.

Город маленький – все друг друга знают или просто постоянно пересекаются, и люди очень-очень боятся выходить куда-то в свет и даже просто заявлять о себе открыто.

Они могут жить вместе, много кто будет о них знать или подозревать, что это люди из ЛГБТ-сообщества, но когда у них об этом открыто спрашивают, они говорят: "Нет-нет-нет, мы не такие". У ЛГБТ есть очень большой страх внутренний, иногда даже больший, чем реальный. И общество у нас довольно гомофобно".

Максим – координатор житомирского Queer home и житомирской ЛГБТ-организации. Queer home – региональное представительство организации "Гей-альянс Украина".

Их деятельность весьма разнообразна: дискуссионные клубы, информационные занятия, группа с психологом, мастер-классы различных направлений, уличные информационные акции по правам человека, вечеринки, выезды на природу, походы. Приходят на собрание и гетеросексуальные люди. Все мероприятия организуются на волонтерских началах.

Единственное, на что жалуются – отсутствие юриста: "В сообществе, к сожалению, и до сих пор нет юриста, который бы излагал основы правовых знаний. А юридические знания крайне важны: что мы отстаиваем, если мы не знаем своих прав?"

"Я хожу в церковь и не буду обслуживать ЛГБТ-организацию!"

Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются ЛГБТ – дискриминация.

В декларации прав человека указано: "Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей эту Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации".

На практике же складывается не так, как должно быть...

"Если ты не говоришь о своей ориентации, то ты и не чувствуешь вот эти дискриминационные моменты, – говорит Максим. – Но если где-то в новом коллективе открыто заявляешь об этом, то сразу чувствуешь, как меняется отношение к тебе: от насмешек до презрительного и даже до крайне агрессивного.

Недавно в университете проводили тренинг по правам человека, и вот что странно: так, хорошо, чернокожих уважаем, ко всем религиям будем толерантно относиться, но ЛГБТ – нет. Их надо убивать, расстреливать!

В Житомире с дискриминационными моментами сталкивался, когда меня отказывались обслуживать в магазинах, на складах. У нас это в основном связано с баптистами, которые говорили: "Я хожу в церковь, придерживаюсь таких правил и не буду обслуживать ЛГБТ-организацию".

За такое в Европе вкатали бы штраф! Сейчас работают над обновлением законодательства, и хочется заметить, что преступление на почве ненависти даже не прописано в отношении ЛГБТ. Прописано по национальности, по цвету кожи, по религии и прочее. Мы попадаем вот в это "и прочее". А мы хотим, чтобы было прописано: с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью – вот, два словосочетания. Чтобы было четко указано. В цивилизованном мире за преступления из-за ненависти кара серьезная, потому что это разжигание ненависти внутри общества".

"У нас не может быть детей "по залету"

Не менее важным вопросом является заключение браков.

Интересным наблюдением является то, что вопросом узаконивания отношений чаще озабочены лесбиянки. Геи же к этому относятся более лояльно.

Максиму 36 и он тоже хотел бы официально создать семью со своим партнером, с которым сейчас в отношениях. С предыдущим он прожил 12 лет.

"Хочу, чтобы разрешили хотя бы партнерство в Украине. Оно от брака отличается тем, что ЛГБТ-семьям позволяют усыновлять детей.

Партнерство нужно нашей общине ради каких-то практических вещей, например, для передачи наследства в однополой семье, потому что по закону все отдается бывшей жене/мужу и детям (если они есть). Хотя люди могут быть давным-давно разведены и совершенно не общаться или, например, когда один из партнеров попадает в больницу, то второй не может к нему прийти, потому что по закону они друг другу никто", – объясняет мужчина.

Разрешать ли однополым парам усыновлять детей – вопрос едва ли не самый дискуссионный. 15 стран дали разрешение на усыновление однополыми парами детей и в двух странах действует разрешение на усыновление ребенка партнера.

Украинские же нетрадиционные семьи находят свои способы решить этот вопрос:

"Бытует мнение, что детям в однополых семьях жить лучше, потому что у нас не может быть детей "по залету", – объясняет мужчина. – То есть только когда люди уже точно созрели, они обдумывают вариант завести ребенка: хватит ли финансов, распределяют обязанности.

Современные нетрадиционные пары часто делают так: парень-гей встречается с одной или с парой девушек-лесби, и они с помощью искусственного оплодотворения заводят детей.

В Житомире ЛГБТ-пар с детьми немного. Есть две, которые стали родителями таким вот образом.

Я тоже хотел бы иметь потомство. У меня даже в прошлом году была такая переписка с одной парой, у которых уже есть ребенок. Одна из женщин – мама, но другая тоже хочет родить. Однако они из Восточной Украины, сейчас переехали в Киев, и теперь им уже не до детей. А вообще, я считаю, что прежде чем становиться родителями даже таким образом, все равно надо пообщаться с будущей матерью, договориться о том, как будем воспитывать ребенка.

На практике же сейчас получается, что обычно нетрадиционные пары воспитывают детей от предыдущих браков. В основном это женщины.

Мужчины могут разве что видеться со своими детьми, но малыши все равно остаются с мамами. Я сам видел примеры, когда дети от первых браков живут в однополых семьях. И абсолютно нормально живут, развиваются, получают образование. Единственное, что на этих детей действительно давит – это гомофобия общества".

Прайд и парад. Разница есть

Одна из причин негативного отношения к секс-меньшинствам – гей-парады.

В Украине, как и во многих других странах, где еще существует серьезная дискриминация ЛГБТ, они не проводятся. Более того, большинство самих представителей ЛГБТ считают, что такая форма – яркая и карнавальная – неуместна для их нынешнего состояния.

В нашей стране в рамках прайдов (от английского "гордость") ЛГБТ регулярно пытаются проводить публичные мероприятия – Марши Равенства. Цель таких маршей – привлечь внимание общества к тому факту, что права части граждан Украины не соблюдаются. Тем не менее, даже марши постоянно становятся мишенью для агрессивно настроенных радикалов:

"Мы показываем, во-первых, что мы есть, и нас много, а не какая-то кучка в 100 человек по всей Украине. Во-вторых, мы хотим показать обществу, что мы не стесняемся быть ЛГБТ. Общество говорит: "Если уж ты родился таким уродом, то сиди дома и не высовывайся", а мы хотим показать, что мы не уроды, а нормальные обычные люди. Общество должно привыкнуть, что мы есть, и мы имеем право собраться – это наше право, которое записано в Конституции.

В Житомире пока даже трудно представить проведение гей-прайда. Не из-за гомофобов, хотя и из-за них тоже, а потому, что никто из наших не выйдет на подобные акции.

Люди привыкли быть в подполье – всю свою жизнь подстраивали так, чтобы о них никто ничего не знал, и тут им говорят, что все уже хорошо, все изменилось, мы идем в Европу, можно на улице ходить за ручку – люди сами к этому еще не готовы. На это надо время.

Но если будет более дружеское отношение к ЛГБТ, если они смогут себя проявлять, то поверьте мне, голых парадов никто не будет устраивать, но какие-то интересные мероприятия вполне возможны, потому что среди нас очень много творческих людей. Если бы общество умело с нами сотрудничать, то мы бы смогли с ними много чем интересным поделиться".

Обращаются к житомирскому сообществу и подростки. Но единственная работа, которую с ними могут проводить, это тестирование на СПИД.

В Европе же такую молодежь направляют к психологам, потому что самая большая смертность у подростков именно среди ЛГБТ.

Сейчас основной работой участников Queer home является ведение диалогов с людьми и сотрудничество с международными организациями, которые готовы делиться опытом.

Однако главная идея, которой делится координатор житомирской ЛГБТ-организации, такова: "Просто говорить о правах ЛГБТ – это нонсенс, надо чтобы вообще не нарушались права человека, не было общей дискриминации, тогда не будет проблем и с правами и дискриминацией ЛГБТ".

Автор: Оксана Наумчук,

Житомир-Луцк,
онлайн-медиа "Житомир.today"

Статья вошла в число победителей конкурса для журналистов, пишущих на европейскую тематику.

Републиковано "Европейской правдой" с разрешения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.