Беларусь снова с Европой. Что изменится в стране после отмены санкций ЕС

Среда, 17 февраля 2016, 10:06 — , Минск, для Европейской правды
Фото AFP

Евросоюз перестал считать Александра Лукашенко "последним диктатором Европы" и снял почти все санкции с Беларуси.

"Евросоюзовцы молодцы, они поняли, что надо отойти от этого блокового мышления и противостояния с Беларусью. Они приняли абсолютно удовлетворяющее нас решение. Поэтому давайте действовать по совместным проектам. Это большой, сильный сигнал для инвесторов в Европе. Мы открыты для этого", – заявил в ответ на этот шаг  Александр Лукашенко.

Другая оценка у оппонентов нынешнего режима. Бывший политзаключенный и кандидат в президенты на выборах 2010 года Николай Статкевич, который провел почти 5 лет в тюрьме и вышел на свободу в августе прошлого года, разочарован решением ЕС. "Я против снятия санкций в ответ на фальсификацию президентских выборов. Это опасный шаг, который наносит удар по проевропейской части белорусского общества, по его идеалам, стремлениям. Нас предали", – сказал он.

Заявление о предательстве ЕС неслучайно.

Александр Лукашенко получил такой подарок от Евросоюза, уступив ему лишь в одном требовании – летом он освободил всех политзаключенных.

Но президентские выборы 11 октября прошлого года ОБСЕ не признала свободными и справедливыми. 

В день, когда ЕС снял санкции, в Беларуси был вынесен смертный приговор, уже второй в этом году. А отмена или приостановка исполнения смертной казни является едва ли не основным требованием Европы к Лукашенко. Из-за наличия смертной казни Беларусь – единственная европейская страна, которая не является членом Совета Европы.

Выходит, что Лукашенко помирился с ЕС на своих условиях.

Отмена санкций не была неожиданной – их действие было приостановлено четыре месяца назад. Но даже с учетом этого масштаб смены курса ЕС впечатляет. 

Санкции отменяются в отношении 170 высших чиновников, в том числе Александра Лукашенко и его старших сыновей Виктора и Дмитрия, главы Центризбиркома Лидии Ермошиной, министра информации Лилии Ананич, председателя КГБ Валерия Вакульчика и его предшественника Степана Сухоренко. Это те люди, которых на Западе наиболее часто связывали с нарушением прав человека и сворачиванием демократии.

Кроме того, из черного списка исключаются находившиеся там 10 компаний, которыми владеют близкие к Лукашенко бизнесмены.

ЕС оставил в силе лишь эмбарго на поставки оружия. Также санкции сохранены в отношении четырех человек, которых считают виновными в исчезновении оппозиционных политиков в конце 1990-х годов. 

Политолог независимой информационной компании БелАПАН Александр Класковский уверен, что приблизить Лукашенко к Европе Евросоюз вынудила политическая ситуации в регионе: "На фоне Владимира Путина Лукашенко кажется уже не самым плохим парнем. Европейцы и американцы убедились, что он более или менее предсказуем, увидели, что он, насколько мог, с учетом колоссальной экономической и политической зависимости, дистанцировался от агрессивной политики Москвы, предложил Минск в качестве миротворческой площадки. Вот за это все Брюссель и решил вознаградить Лукашенко".

Класковский уверен, что экономическая ситуация, которая в Беларуси даже хуже, чем в Украине, будет вынуждать белорусские власти лавировать между Москвой и Брюсселем.

Доказательство этого можно было увидеть уже в день снятия санкций. 15 февраля буквально в двухстах метрах от президентской администрации прошла акция протеста мелких предпринимателей.

Редкая для сегодняшнего Минска картина – на акции, где выступали все оппозиционные политики, не только никого не задержали, но даже не составили ни одного протокола. И это при том, что митинги возле административных зданий по-прежнему запрещены!

"В прежние времена этих выступающих тут же скрутили бы, никто не дал бы им возможности произносить лозунги против режима. Но белорусские начальники не стали либералами, просто они заинтересованы в продолжении игры с Европой, – уверен Класковский. – Они хотят получить доступ к европейским кредитам, содействие вступлению в ВТО, улучшение инвестиционного климата.

Экономическая необходимость будет подталкивать власти к улучшению отношений с Западом. По крайней мере, не будут бить по голове, закрывать и душить СМИ".

Второй год в стране продолжается экономический спад, который происходит за счет обрабатывающей промышленности. Падают доходы населения, перед людьми встала проблема безработицы. Белорусский рубль обвалился за год на 43,7% по отношению к доллару США. Едва ли не каждую неделю правительство повышает налоги либо вводит новые.

В такой ситуации традиционно спасением для страны были кредиты РФ. Однако ситуация изменилась. Россия теперь все чаще отказывает Беларуси в кредитовании – на недавней встрече Владимир Путин пообещал  кредит, но дальше обещаний дело пока не двинулось. И наконец, для белорусской экономики становится все сложнее и сложнее обслуживать уже полученные российские кредиты. 

В такой ситуации, уверены проевропейские белорусы, отмена санкций – единственная возможность спастись от все более удушающих объятий Москвы. 

Именно поэтому проевропейская часть белорусов встретила решение ЕС со сдержанным одобрением. Их беспокоит резко участившиеся в российских сетевых СМИ имперские притязания России на белорусскую территорию.

В ситуации, когда без улучшения отношений с ЕС избежать "соседского поглощения" почти невозможно, заморозка нынешнего режима уже не выглядит излишне высокой ценой. 

И наконец, отмена санкций ЕС – просто находка для экономики. Перспективы Беларуси как хорошей площадки для инвестиций оценил Петер Шпулер, владелец и председатель правления ведущего европейского производителя легкорельсового транспорта Stadler Rail Group, который три года назад открыл завод в Беларуси.

"Окончание действия санкций ЕС явится дополнительным фактором, который повысит привлекательность Беларуси как производственной площадки. Экономика Беларуси имеет все шансы быть привлекательной", – считает он.

Однако главная надежда – в перспективе заманить европейских инвесторов, бегущих сейчас из РФ. Не секрет, что многие европейские бизнесмены, не готовые терять российский рынок, ожидали снятия санкций с Беларуси, чтобы перенести свои производства в страну, находящуюся в таможенном союзе с Россией.

Насколько реализуемы такие надежды? С одной стороны, курс России на изоляцию от Запада заставляет всерьез задуматься о "белорусской альтернативе".

С другой – для реализации такого плана власти страны должны показать реальную готовность к сотрудничеству. Удержаться от разгона одного митинга для этого явно недостаточно. 

Автор:  

Татьяна Калиновская, Минск,

для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.