Как США изменят политику по Украине после выборов: ключевые сценарии и различия кандидатов

Среда, 24 февраля 2016, 17:02 — Иван Мединский, Институт мировой политики
Дебаты кандидатов от Демократической партии, фото publicradioeast.org

До конца срока полномочий администрации Барака Обамы осталось меньше года, и в этот период не стоит ожидать существенных изменений в ее позиции в отношении Европы и Украины.

Сейчас все надежды обращены к будущему руководству США, то есть прежде всего – к кандидатам в президенты от Республиканской и Демократической партий. Российская агрессия против Украины стала для них настоящим тестом на понимание внешней политики и международной безопасности.

И, с украинской точки зрения, этот тест прошли не все кандидаты.

Несмотря на то, что украинский вопрос уже не так часто появляется на повестке дня президентских дебатов, это не говорит об игнорировании, а скорее свидетельствует о "созревании" взглядов кандидатов. В целом все фавориты кампании осуждают российскую агрессию против Украины, но предлагают разные пути решения конфликта.

Аналитический центр "Институт мировой политики" проанализировал для ЕвроПравды позиции самых рейтинговых кандидатов по украинскому вопросу.

Попробуем ответить на вопрос: что нас ждет при новом президенте США?

* * * * *

Как выяснилось, партийность кандидатов не является определяющим фактором. Так, представитель демократов Хиллари Клинтон пообещала противостоять Путину и поддерживать Украину как в экономическом, так и в военном аспекте. Вероятнее всего, она будет выступать за укрепление отношений между НАТО и Украиной.

В противовес этому, ее однопартиец Берни Сандерс видит в расширении НАТО провокацию против России. Он будет продолжать стратегию Обамы, которая характеризуется сочетанием дипломатических усилий и санкций в отношении России.

В лагере республиканцев тоже нет единства.

Тед Круз и Марко Рубио обещают радикально усилить поддержку Киева: они высказывали мнения об абсолютной необходимости обеспечения Украины летальным оборонительным вооружением, укрепления украинской экономики и расширения торговых отношений.

Оба кандидата выступают за более жесткие санкции против России,

которые, по мнению Теда Круза, должны сопровождаться размещением систем ПРО в Европе и диверсификацией энергоресурсов.

В отличие от других кандидатов-республиканцев, Дональд Трамп настаивает на "налаживании отношений" с Россией с целью совместно противостоять ИГИЛ, а также на том, что конфликтами в Крыму и на востоке Украины должны заниматься европейские государства.

Демократы или республиканцы – кто "лучше" для Украины?

Еще одним аспектом, заслуживающим внимания, является американское общественное мнение: согласно опросу, проведенному Pew Research Center,

население США поддерживает экономическую помощь Украине (62%) и ее членство в НАТО (тоже 62%).

Однако если анализировать отдельно ожидания сторонников Республиканской и Демократической партий, то разница становится очевидной.

Республиканцы более склонны поддержать поставки оружия Украине (60%) и ее членство в Альянсе (71%), тогда как в демократическом лагере такую политику поддержали только 39% и 59% избирателей. Поэтому, несмотря на радикальные заявления некоторых участников гонки, делать предположения о "лучшем кандидате для Киева" несколько преждевременно.

Часто обещания кандидатов после избрания сталкиваются с реальностью и остаются невыполненными. Новоизбранный президент может скорректировать их не только из-за нехватки политической воли, но и отсутствия консенсуса между различными ветвями власти.

Политический тупик в Конгрессе, преследовавший администрацию Обамы в течение всего срока его пребывания при власти, вряд ли закончится в ближайшем будущем.

Но уже сейчас возможно выделить лучшие и худшие сценарии, исходя из заявлений политиков в ходе гонки.

Худшая стратегия, которую Украина может ожидать от нового американского президента, будет включать в себя сохранение экономической помощи с одновременным снижением объема военной поддержки, постепенным снятием санкций и сближением между Россией и США на фоне игнорирования последними проблемы Крыма и оккупированных территорий Восточной Украины.

Самый лучший курс может предусматривать укрепление торговых отношений между США и Украиной, диверсификацию поставок энергоносителей, углубление партнерства с НАТО, а также дальнейшее давление на Россию через санкции и другие меры, которое будет продолжаться до возвращения аннексированных и оккупированных территорий под контроль Украины.

Чтобы определить место каждого кандидата в этом спектре, мы проанализировали опыт, предвыборные обещания и аргументы, использованные в ходе дебатов ключевыми кандидатами от демократов и республиканцев.

Хиллари Клинтон (средний рейтинг – 49,2%)

Здесь и далее средний рейтинг кандидата указывается по состоянию на 22 февраля 2016 года, по данным проекта FiveThirtyEight.

Бывший госсекретарь и сенатор Хиллари Клинтон, несомненно, имеет больший практический опыт в области внешней политики в сравнении с другими кандидатами, о чем не забывает напоминать во время дебатов. Она подчеркивает свои достижения на посту главы Госдепартамента во время "перезагрузки" отношений с Россией, такие, как соглашение New START, направленное на сокращение ядерного арсенала обеих стран.

Клинтон однозначно заявляет о готовности противостоять Путину. В частности – в экономической сфере, снижая зависимость Европы от российской нефти. Что же касается санкций против России, то Клинтон настаивает: европейские государства должны приложить больше усилий в этой сфере.

Хиллари Клинтон хорошо разбирается в украинском вопросе. Она посещала Украину как первая леди, а впоследствии – как глава Государственного департамента США.

Клинтон готова увеличить объем финансовой поддержки Украины, но в то же время настаивает: предоставление дальнейшей помощи должно сопровождаться усилением ответственности украинского правительства.

Она считает: украинская армия и украинский народ достойны большего, когда речь идет о поставках военной техники и помощи инструкторов.

По мнению Клинтон, Путин воспринимает мир таким образом, что усиление безопасности других государств означает ослабление позиций России. Она полагает, что аннексию Крыма можно рассматривать именно в этом свете.

В 2008 году Хиллари Клинтон стала соавтором резолюции Сената о решительной поддержке предоставления ПДЧ НАТО Украине и Грузии. Даже после того, как бывший президент Янукович заявил, что Украина не планирует вступать в НАТО, Клинтон заявила, что двери в Альянс остаются открытыми.

Она остается твердым сторонником продолжения политики открытости НАТО к расширению.

Берни Сандерс (средний рейтинг – 39,2%)

Опытный конгрессмен Берни Сандерс построил свою кампанию на принципах демократического социализма, а также на разочаровании нынешним политическим истеблишментом. Со времени объявления решения об участии в гонке его рейтинг вырос втрое.

Берни Сандерс заручился поддержкой молодых американцев и, как показали праймериз в Нью-Гэмпшире, даже смог набрать больше голосов среди избирателей-женщин, чем Хиллари Клинтон.

В то время как его платформа предусматривает изменение статуса-кво во внутренних делах,

в отношениях с Россией и Украиной Берни Сандерс поддерживает нынешний курс президента Обамы.

Так, он пообещал продолжить политику давления на Россию путем замораживания российских активов во всем мире и препятствования поступлению новых инвестиций в российскую экономику. Однако он последовательно выступает против расширения НАТО, считая его бесполезной тратой денег и ненужной провокацией России.

К тому же Сандерс не считает Россию главным приоритетом политики США и ставит ее ниже ИГИЛ и Северной Кореи.

В отличие от других кандидатов, Берни Сандерс до сих пор не делал прямых заявлений относительно поддержки Украины. Учитывая тот факт, что он считает подход Обамы наилучшим курсом, в случае победы Сандерса новый импульс для решения проблемы российской агрессии представляется маловероятным.

Дональд Трамп (средний рейтинг – 34,7%)

Успех Дональда Трампа в опросах и в начале праймериз – признак того, что избиратели-республиканцы устали от существующей ситуации в Республиканской партии.

Трамп не боится высказывать свое мнение по наиболее спорным вопросам и использует разочарование общества экономическими и политическими проблемами США.

Несмотря на отсутствие внешнеполитического опыта, Дональд Трамп не стесняется критиковать стратегию Обамы в отношении Москвы и делать заявления относительно собственного подхода к развитию взаимоотношений между США и Россией в случае победы.

В частности, он пообещал "наладить отношения" с Путиным. Последний приветствовал возможность сближения и назвал Трампа "явным лидером президентской гонки".

Несмотря на то, что Москва фаворита американских президентских гонок уже явно определила, считать его пророссийским кандидатом не стоит.

Заявления Трампа о том, что санкции с России будут сняты лишь тогда, когда Москва будет "вести себя прилично", и о том, что ему безразлично, вступит Украина в НАТО или нет, вряд ли радуют администрацию Кремля.

Действительно, стратегия Дональда Трампа относительно Украины по меньшей мере непоследовательна и неоднозначна.

С одной стороны, он требует от европейских стран, особенно от Германии, большее значительной финансовой поддержки для Украины, а также активности в отношении крымского вопроса. С другой стороны, заигрывания между президентом России и Дональдом Трампом позволяют предположить, что не только Украина, но и вся Европа в случае его победы может стать жертвой подхода "business as usual".

Тед Круз (средний рейтинг – 19,4%)

Тед Круз, сенатор от штата Техас, несколько неожиданно выиграл первый кокус в Айове, усилив интригу в президентской кампании Республиканской партии.

В отличие от Трампа, Круз считает, что Соединенные Штаты должны были сразу отреагировать на агрессию России против Украины, разместив противобаллистические ракеты в Польше и Чехии, а также начав экспорт сжиженного природного газа в Европу. Он неоднократно критиковал подход Обамы к решению проблемы аннексии Крыма и призвал к введению более жестких санкций против России в энергетическом и финансовом секторах.

Также Круз является сторонником тесного сотрудничества с союзниками по НАТО для противостояния насильственному экстремизму.

Сенатор Тед Круз был одним из соавторов "Акта в поддержку свободы"

(Ukraine Freedom Support Act), согласно которому Украина получила финансовую помощь и кредитные гарантии, необходимые для противостояния российской агрессии. Его экономическая стратегия относительно Украины направлена на расширение торговых отношений и снижение зависимости от природных ресурсов.

Что касается военного аспекта, то Круз считает, что в рамках собственных обязательств перед Киевом и согласно действующим двусторонним соглашениям США должны предоставлять Украине оборонительные вооружения.

Марко Рубио (средний рейтинг – 15,3%)

Сенатор от Флориды и сын кубинских эмигрантов, Марко Рубио разработал подробнейшую стратегию относительно Украины и России.

План Рубио "Защита и восстановление суверенитета Украины" направлен на восстановление контроля Украины над Крымом и оккупированными территориями восточных регионов. Он предусматривает поддержку модернизации украинской экономики, предоставление летального вооружения, подготовку украинских военнослужащих, а также замораживание российских активов и расширение санкций.

Рубио назвал президента России гангстером, "лидером организованной преступной группировки, который возглавляет целую страну

и контролирует экономику объемом $2 трлн... используя имеющиеся ресурсы для быстрого наращивания военного потенциала, несмотря на стремительный упадок экономики".

Стремясь защитить Европу от российской угрозы, Марко Рубио планирует ввести постоянное военное присутствие США на континенте, усилить обороноспособность союзников по НАТО и повысить объем помощи для Грузии и Молдовы.

Более того, он не намерен закрывать двери в Альянс для государств, соответствующих условиям вступления, а также желает лишить Россию всякой возможности для вмешательства в этот процесс.

* * * * *

Конечно, обещания кандидатов могут измениться.

Через год, когда Белый дом получит сорок пятого президента, ситуация в мире может быть совсем другой. Вероятность столкновения крупных государств в Сирии, дальнейшая российская экспансия в Восточной Европе или в Балтийском регионе, миграционный кризис, а также подход нового президента к внешней политике (делегировать принятие решений советникам или руководствоваться собственным опытом) – это далеко не полный перечень факторов, которые будут влиять на реальность.

Но общие ожидания вполне возможно сформировать. И стоит помнить, что обещал кандидат по поводу Украины меньше чем за год до своего избрания на высший пост в США.

Статья написана в рамках сотрудничества "Европейской правды" и Института мировой политики.

 

Автор:

Иван Мединский,

аналитик Института мировой политики

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.