Завод на Донбассе без советского прошлого, но с европейским будущим

Вторник, 9 февраля 2016, 08:41 — Андрей Романенко, Краматорск

"Европейская правда" продолжает публиковать работы призеров конкурса региональных журналистов, пишущих на европейскую тематику.

Мы уже публиковали статью, которая получила награду "Выбор редакции" – История черкасских орехов, ставших лакомством для королевской семьи в Нидерландах, а также обладателя первой премии, публикацию об админреформе Как Украине повторить успех и избежать ошибок Польши

Сегодня – текст, который получил вторую премию. Его автор работает в газете "Новости Краматорска". Статья публикуется на ЕП с незначительными редакционными сокращениями.

* * * * * 

 

Украинские производители доказывают, что вполне могут конкурировать на мировых рынках даже в условиях кризиса. Один из примеров – завод Zeus Ceramica, который "прописан" в Славянске Донецкой области и имеет самое прямое отношение к Краматорску – часть производственных мощностей расположена на землях Краматорского горсовета.

В отличие от большинства предприятий Донбасса, у Zeus Ceramica нет советского прошлого. Это предприятие строилось с нуля и сразу – с прицелом на европейский рынок и европейские стандарты.

"Собственниками предприятия являются украинская и итальянская фирмы. В начале 2000-х было принято решение строить в Славянске современный завод по производству керамической плитки. Строительство завода началось в 2003 году, а в 2005 году мы уже выпустили первую продукцию", - рассказывает руководитель предприятия Александр Богославский.

Строить завод начали на территории площадью 25 гектаров, расположенной практически в чистом поле, на месте заброшенного предприятия "Сельхозтехника" и болота. "Место, на котором стоят наши цеха - с очень непростой геологией. Тут - старое русло реки Сухой Торец, заболоченная местность. Нам пришлось проводить осушение и забивать сваи на 12 метров, чтобы достать до стабильного грунта", - рассказывает руководитель предприятия.

Кроме того, к производственной площадке пришлось прокладывать подъездные пути, водопровод и электричество.

А пока в Украине строилось новое предприятие, 20 работников отправились на обучение и стажировку в Италию.

"Далеко не у всех был до этого опыт работы на подобных предприятиях, но люди были заинтересованы работать не хуже, чем их итальянские коллеги", - рассказывает Александр Богославский.

Именно эти 20 человек, по возвращении в Украину, стали "костяком" коллектива.

По словам директора, первоначально итальянцы планировали, что на завод приедут их специалисты для координации производства, но украинские работники показали такой уровень, что эти консультанты оказались просто не нужны.

Весной 2005 года заработал первая производственная линия для производства керамической плитки. Уже через несколько месяцев она вышла на промышленную мощность. А в 2007 году была запущена вторая линия.

Кредиты и инвестиции

Для строительства нового предприятия использовали не только инвестиции от собственников. По словам Александра Богославского,  компания принимает участие в программе Международной финансовой корпорации (IFC, подразделение Мирового банка, занимается кредитованием крупного и среднего бизнеса).

Александр Богославский говорит, что сотрудничество с IFC позволило получить валютный кредит под очень привлекательные проценты – 3,5% годовых.

Правда, для этого пришлось пройти жесткую процедуру отбора.

"Мы должны были доказать, что наше предприятие соблюдает все европейские нормы, начиная с сертификации систем управления и заканчивая экологическими и нормами охраны труда", - рассказывает руководитель Zeus Ceramica.

Во время кризиса 2008 года удалось удачно реструктуризировать задолженность, а к этому моменту все долговые обязательства уже выполнены.

С прицелом на Европу

По словам Александра Богославского, никаких сложностей с выходом на западный рынок у предприятия не было – завод изначально строился для производства продукции, соответствующей всем европейским нормам.

"Вообще, разделение продукции на экспорт и для внутреннего рынка – это пережиток советской системы. Нужно выпускать продукцию хорошего качества, а вот куда продавать – зависит от конъюнктуры рынков. Продавать нужно туда, где есть спрос", - отмечает он.

Если анализировать докризисный рынок, то примерно половина продукции реализовывалась на территории Украины. Еще 35% уходило на рынок СНГ, и 15% продавалось в Европе.

Завод начал выходить даже на рынки Северной Америки: "В Европе и США мы продавались как под своей маркой, так и под известными торговыми марками, которые просто заказывали у нас продукцию под свой бренд. В мире это обычная практика".

Рынки большой ответственности

По словам руководителя Zeus Ceramica, западные рынки кардинально отличаются от наших. С одной стороны, там действуют очень простые, понятные и прозрачные правила, а с другой стороны – очень большая конкуренция и высокий уровень ответственности поставщика.

"Это у нас всегда есть возможность договориться или получить отсрочку по контракту. В Европе такое просто невозможно, обязательства нужно выполнять вовремя и в полном объеме", - рассказывает директор.

Есть и другие особенности.

К примеру, там отсутствует такое понятие как предоплата – рынок настолько насыщен, что потребители выбирают не только товар, но и финансовый сервис, который может предложить производитель. "Все эти механизмы нужно понимать и ими нужно уметь пользоваться. Без наших итальянских соучредителей нам было бы нелегко", - признает Александр Богославский.

Что касается европейской сертификации, то тут у предприятия не возникло никаких сложностей. Самые суровые нормы действуют во Франции, а вот требования в Германии или Италии - куда лояльнее.

У каждого рынка свой вкус

Чтобы выйти на западный рынок, предприятию пришлось не только соответствовать всем стандартам, но и изучать, что любят потребители в тех или иных странах.

Итальянцы считают, что коллекция плитки может жить не больше двух лет, а вот на нашем рынке коллекции могут успешно продаваться и 5 лет. Кроме того, наши потребители любят очень яркую продукцию, а вот европейцы и американцы стремятся к спокойным, пастельным, почти серым тонам.

Разные требования и к внешнему виду керамической плитки. "Наши потребители требуют производить практически глянцевую плитку для больших торговых центров – ее проще мыть. А вот европейцам нужна максимально "шершавая" плитка, по которой будет безопасно ходить в любую погоду. Там нет проблем с современным оборудованием для уборки помещений, вот на передний план и выходят безопасность и комфорт посетителей", - рассказывает руководитель предприятия.

Интересно, что потребности рынка не всегда могут предугадать даже законодатели мод - итальянцы.

"Несколько лет тому назад мы выпускали коллекцию для украинского и американского рынков. Наши итальянские партнеры кривили носом: слишком уж простая она была для них. А вот рынки отреагировали на нее просто замечательно – коллекция хорошо продается до сих пор", - поделился опытом наш собеседник.

Стабильная гривна – не всегда хорошо

По словам Александра Богославского, стабильно низкий курс доллара, который искусственно поддерживался в стране, очень мешал работе на внешних рынках.

"Мы все знали, что в стране довольно высокая инфляция, и при этом курс валюты не менялся годами.

В результате себестоимость нашей продукции в гривневом эквиваленте постоянно росла, а ее цена на внешнем рынке оставалась неизменной. Мы просто переставали быть конкурентными на мировых рынках", - пояснил он.

С точки зрения внешней торговли эти годы были очень непростыми. Вообще, по его мнению, государство должно как можно меньше "включать" ручной режим управления экономикой.

Непростые времена

Александр Богославский говорит, что сейчас для предприятия наступают очень непростые времена.

Украинский рынок из-за войны и экономических трудностей активно сужается, и к весне можно ждать его полного обвала.

Впрочем, поддержать предприятие может девальвация гривны: "Из-за роста курса валют импортная плитка начинает стоить огромных денег и ее перестанут покупать, а мы надеемся занять этот сегмент и на украинском рынке, и на рынках стран СНГ. Кроме того, удешевление гривны делает нас более конкурентоспособными на западных рынках".

Опыт Zeus Ceramica показывает, что украинские предприятия вполне способны выходить на западные рынки.

Для этого просто нужно производить продукцию, отвечающую европейским стандартам, и иметь желание работать "по-европейски".

И не забывать, что не только западные, но и украинские потребители хотят получать качественную продукцию.

Автор: Андрей Романенко,

Краматорск,
газета "Новости Краматорска"

Статья вошла в число победителей конкурса для журналистов, пишущих на европейскую тематику.
Републиковано "Европейской правдой" с разрешения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.