Оценки для украинской дипломатии. "Зачетка" за 2015 год

Понедельник, 28 марта 2016, 16:14 — Ольга Чижова, Украинская призма, для ЕвроПравды

Какую оценку можно поставить украинской дипломатии?

Да, мы знаем об отсутствии единой стратегии украинской внешней политики, что она не интересует партии, а медленные реформы внутри страны мешают достигать целей на международной арене.

Но эксперты Совета внешней политики "Украинская призма" пошли дальше, составив "зачетку" украинской дипломатии.

Для этого аналитики изучили более трех десятков направлений работы – от сотрудничества с ключевыми партнерами и международными организациями до публичной дипломатии. Применили пять критериев оценки – от стратегии и до результатов деятельности. Проанализировали победы и откровенные промахи президента и его администрации, комитета Верховной рады по иностранным делам, МИД и других министерств, привлеченных к разработке и реализации внешней политики.

И выставили реальные оценки за их работу в 2015 году.

Из-за внутренних конфликтов Украина не назначила ряд послов

Старания украинских дипломатов эксперты оценили в целом оптимистично. Хотя и с небольшой натяжкой, поставили за внешнюю политику прошлого года "четверку с минусом".

Среди позитивов – эксперты признают активизацию сотрудничества с НАТО и рядом стран: Великобританией, Канадой, Польшей, странами Балтийского региона, а также активизацию "экономической дипломатии" (инвестиционные конференции и бизнес-форумы).

В такой ситуации самым слабым местом остается отсутствие единой стратегии.

Так, Украина обновила ряд главных документов в сфере внешней политики, безопасности и обороны. Были внесены изменения в закон "Об основах внутренней и внешней политики", приняты новые Стратегия национальной безопасности и Военная доктрина. Эти нормативные акты радикально изменили восприятие России – из важного партнера в государство-агрессора.

Однако большинство географических и тематических направлений внешней политики вообще не прописаны в стратегических документах, поэтому не имеют долгосрочного видения.

На национальном уровне так и не появилась систематизированная доктрина, которая определяла бы курс Украины.

Аналитики отмечают, что в прошлом году значительно усилилось сотрудничество основных игроков украинской внешней политики – МИД, администрации президента и Верховной рады. Создавались межинституциональные и межсекторальные рабочие группы по проведению реформ, группы по межпарламентским связям не только со странами ЕС (Германия, Польша, Франция и др.), но и с другими регионами (Аргентина, Бразилия, Куба, Чили), в МИД появилось Управление публичной дипломатии.

Но в то же время внутренняя конкуренция и конфликты между внешнеполитическими структурами мешали работать эффективно. Так, Украина до сих пор не назначила послов в ряд стран и международных организаций.

А политические партии вообще не проявляют интереса к внешней политике государства. Ни в одной их программе нет полноценного внешнеполитического блока. Отсутствует эта часть и в Коалиционном соглашении.

В "отличниках" – США и ЕС

Основные направления внешнеполитической деятельности прогнозируемо сконцентрировались на проблеме решения конфликта с Россией (Нормандский формат и Минский процесс, сотрудничество с ОБСЕ, ООН). Существенно активизировалось сотрудничество с НАТО.

Среди "отличников" в двусторонних отношениях – США и ЕС. Америку Украина воспринимала как своего основного стратегического партнера, координировала с ней вопросы как внешней, так и внутренней политики.

Однако торговля, инвестиции, гарантии безопасности со стороны Соединенных Штатов не соответствуют в полной мере характеру стратегического партнерства.

А вот финансовая поддержка Украины со стороны Евросоюза, наряду с режимом санкций в отношении России, обеспечили определенную политическую стабилизацию в стране. Однако медленные реформы и коррупционные скандалы вызывают недовольство европейских партнеров, а поэтому помощь можно считать значительным политическим авансом Украине.

 

Украина смогла, несмотря на российское давление, обеспечить ратификацию государствами ЕС Соглашения об ассоциации и вступление в силу полной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Европейский Союзом с января 2016 года.

К тому же достигнута договоренность о подписании ЗСТ с Израилем в первой половине 2016 года, парафирован договор о ЗСТ с Канадой и снова активизировались переговоры по этому вопросу с Турцией.

Успехом в контексте сотрудничества с международными организациями стало избрание Украины непостоянным членом Совета безопасности ООН в октябре 2015 года. А благодаря сотрудничеству со странами Вышеградской четверки и реверсу газа из Словакии, Венгрии и Польше удалось уменьшить зависимость Украины от российского голубого топлива.

"Двойки" – за Россию, Африку и Латинскую Америку

В то же время есть ряд дипломатических инструментов, которые Киев почти не использовал. В частности, страна не была активна в региональных инициативах в сфере безопасности (например, в переговорах группы 5+2 по Приднестровью), борьбе с пиратством, выполнении задач в рамках БЛЭКСИФОР, а сотрудничество с ОБСЕ сузилось до "вопросов Донбасса".

Также твердые "двойки" получили отношения Украины с Латинской Америкой, Субсахарской Африкой и Российской Федерацией.

И если о первых двух регионах украинская дипломатия просто "забыла", то в отношениях с северной соседкой ситуация сложнее.

Разрушение двусторонней договорно-правовой базы, сворачивание экономического и институционального сотрудничества делают российское направление внешнеполитической активности Украины непривлекательным для индивидуальных политических инвестиций украинского правящего класса и лишенным среднесрочной перспективы для межгосударственных отношений.

Фактически были заморожены отношения в рамках СНГ, которые постепенно переводятся на уровень двусторонних контактов с отдельными государствами, замедлились отношения с Китаем, Индией и Пакистаном. Неубедительными были результаты политики в отношении нераспространения ядерного оружия и изменения климата.

Несмотря на то, что удалось сохранить существующие европейские санкции против России, не получилось добиться их усиления.

 

В политике безопасности также не удалось получить статус особого союзника США вне НАТО, обеспечить принципиальное согласие союзников на поставки летального оружия и миротворческого контингента ООН или ЕС на Донбасс, принудить Россию к выполнению ее части Минских договоренностей, достичь значительного прогресса в решении вопроса оккупированного Крыма и получить более четкие обязательства европейских партнеров относительно дальнейших перспектив европейской интеграции Украины.

Усилились тенденции недовольства западных союзников ходом внутренних украинских реформ, появились предупреждения, что оказание дальнейшей помощи будет обусловлено внутренними преобразованиями в Украине.

Что дальше?

Основная рекомендация экспертов дипломатам: разработать единый документ – Приоритеты внешней политики Украины на период до 2020 года. И только с его учетом реформировать дипломатическую службу.

Кандидатов на должности руководителей зарубежных дипломатических учреждений должен согласовывать комитет по иностранным делам ВРУ. Министерство иностранных дел должно взять на себя роль координатора в системе министерств и ведомств, которые задействованы в процессе реализации внешней политики страны. А ежегодный публичный отчет МИД – стать нормой.

К тому же аналитики отметили необходимость становления экспертной дипломатии. Совместно с украинскими неправительственными центрами МИД должен выработать механизм проведения экспертных обменов, ознакомительных визитов для иностранных экспертов, которые интересуются событиями в Украине.

Одним из шагов к выполнению этой цели и является исследование, которое должно стать ежегодным. Это позволит наблюдать за динамикой работы украинских институций, задействованных в реализации внешней политики.

 

Автор: Ольга Чижова,

заместитель главы Совета внешней политики
"Украинская призма"

Проект реализован при поддержке Представительства Фонда имени Фридриха Эберта в Украине
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.