"Участок свободной Армении": почему в Ереване не могут освободить захваченное здание полиции

Понедельник, 25 июля 2016, 12:47 — Тигран Оганесян, Ереван, для Европейской правды
фото blt.se

В воскресенье вечером в Ереване прошла дивная пресс-конференция.

Провели ее вооруженные боевики, которые вот уже неделю удерживают столичный полицейский участок, требуя смены власти в стране. А организовала общение захватчиков и журналистов... сама армянская власть.

Встреча с прессой стала частью хрупкой договоренности между властью и захватчиками.

Договоренности, которую в деталях никто и не планировал соблюдать.

Захватчики, обещавшие выйти без оружия, на пресс-конференции показательно палили в воздух из автоматов. А власть, которая клялась устроить онлайн-трансляцию конференции, в итоге отменила ее. Но, тем не менее, событие состоялось.

Ситуация может показаться странной и необъяснимой.

Еще 17 июля, во время штурма, боевики убили сотрудника полиции, еще трое были ранены. Первые дни в здании оставались заложники-полицейские, но сейчас нет и этого – всех их, в том числе одного генерала, выпустили на свободу.

На первый взгляд, у власти есть все основания для штурма захваченного здания.

Тем не менее, силовики не идут на штурм, опасаясь народных протестов. А боевики остаются на своих местах, требуя создать новое правительство  и отправить в отставку президента.  

Люди действительно выходят на митинги в поддержку боевиков, поясняя, что те "решились на шаг отчаяния".

И нельзя исключать, что в итоге этот кризис действительно приведет к смене власти в стране. Хотя, конечно же, напрямую требование захватчиков никто не станет выполнять.

Тем более – после того, как власть официально назвала их террористами.

"Наша воля - превыше всего"

Стихийные митинги ереванцев в поддержку вооруженной группы начались в первые же дни после захвата заложников.  Вначале кучка людей с мегафоном собиралась у здания Патрульно-постовой службы полиции, захваченного боевиками.

Затем протест "вырос" - на импровизированной сцене установили микрофон и звуковую аппаратуру, а число митингующих перевалило за 2-3 тысячи. Нашелся и лидер протеста – депутат парламента, глава оппозиционной партии "Гражданский договор" Никол Пашинян, который взял на себя роль координатора толпы.  

И эта поддержка, к слову, не означает связи между захватчиками и митингующими.

Просто у них совпало требование - отставка президента Армении Сержа Саргсяна.

Список требований вооруженных боевиков, к слову, несколько шире.

Они, в частности, требуют освободить из-под ареста одного из лидеров оппозиции, участника карабахской войны Жирайра Сефиляна, задержанного 20 июня за незаконное хранение оружия и подготовку "вооруженного захвата зданий и средств связи".

Корнем конфликта между властью и Сефиляном стал подход к решению проблемы Нагорного Карабаха.  В частности, соратники Сефиляна утверждают, что Ереван готовится уступить Азербайджану семь районов, прилегающих к Карабаху, которые находятся под контролем армянских вооруженных сил. А слухи о сдаче территории стали усиленно муссироваться после апрельской эскалации конфликта в Нагорном Карабахе, когда возобновились переговоры под патронажем Москвы.  

Собственно, весь конфликт сейчас крутится вокруг Карабаха. И это добавляет народной поддержки захватчикам полицейского участка – также ветеранам карабахского конфликта.

"Мы взялись за оружие, подняли вооруженное восстание с миссией освободить нашу страну от правящей банды. Первый шаг этой миссии предполагает восстание самого народа", - пояснил в воскресенье на пресс-конференции один из представителей вооруженной группы Варужан Аветисян.

 "Здесь участок свободной Армении, где наша воля будет превыше всего", - добавил Аветисян.

Боевик сообщил, что группа требует сократить  полномочия президента, создать "правительство народного доверия" обеспечить плавный переход к смене власти.

Члены вооруженной группы, захватившие здание, не собираются сдаваться, подчеркнул он.

Кто на чьей стороне?

Значительная часть армянского общества хоть и осуждает захватчиков, но одновременно – сочувствует им, оправдывая захват тем, что людей "довели до отчаяния".

А массовые протесты возле здания полиции стали реакцией части населения, недовольного бедностью и социальными проблемами.

20-21 июля между полицейскими и митингующими даже произошла стычка. Демонстранты требовали "немедленно передать еду" захватчикам. В какой-то момент в полицейских полетели камни, участники митинга начали вырывать у полицейских щиты. В ответ полиция применила шумовые гранаты и слезоточивый газ.

На улице Хоренаци быстро выросли баррикады из мусорных баков –

такие же, как возводились год назад, когда центр столицы Армении был охвачен протестами против повышения тарифов, так называемым "электромайданом".

Власть также извлекла урок из событий годичной давности. В районе 4 утра, когда число демонстрантов значительно уменьшилось, полицейские зачистили улицу Хоренаци, задержав 136 граждан.

Дальнейшие протесты это не остановило – люди, как и прежде, собираются вблизи захваченного здания полиции, но новые баррикады никто не строит.

С реакций международного сообщества также не все ясно.

Представительство ЕС в Армении после ночного разгона митинга выступило с заявлением, в котором отметило "несоразмерное применение силы" и массовые задержания. Европейские дипломаты не обошли вниманием и захватчиков, заявив о  "недопустимости применения силы с целью политических изменений".

Но при этом - подчеркнули необходимость "полного расследования сообщений о нарушениях со стороны полицейских, в том числе о неподобающем отношении, отказе предоставить защиту и медицинскую помощь".

Россия в ответ обвинила Евросоюз в поддержке сил, "раскачивающих" обстановку в Армении.

Что будет дальше?

Руководство Армении оказалось в тупиковой ситуации. 

Идти на поводу у людей, совершивших убийство полицейского, власть, безусловно, не может. Это привело бы к резкой активизации ее противников – как внутренней оппозиции, так и внешнего противника. Слабость Армении станет серьезным стимулом для Азербайджана ужесточить свой подход в урегулировании карабахской проблемы. 

При этом ликвидация повстанцев также будет не лучшим выходом из положения.

"Напряженная ситуация длится дольше, чем мы можем себе позволить. Мы не имеем права, чтобы все наше общество стало заложником этого напряжения", - заявил  президент Армении Серж Саргсян 22 июля на совещании с главами силовых ведомств.  

Израильский эксперт ереванского происхождения, директор Института стран Восточной Европы и СНГ Александр Цинкер считает, что власть может решиться на штурм, последствиями которого могут стать не только жертвы из числа захватчиков и полиции, но и вооруженное столкновение с радикальной группой протестующих.

Так или иначе, любой выход из этой ситуации приведет к ослаблению позиции властей.

Это особенно важно в свете приближающихся парламентских выборов – они пройдут в апреле 2017 года, после чего, по недавно принятой новой конституции, страна должна перейти от президентского к парламентскому правлению.

А между тем 24 июля вечером у здания ППС вновь прошел митинг, собравший больше тысячи людей. Один из лидеров партии "Учредительное собрание", к которой принадлежат захватчики, Алек Еникгомшян предупредил, что члены вооруженной группы не сложат оружия.  

"Или мы выиграем, или потеряем страну", - заявил он.

Автор: Тигран Оганесян,

из Еревана,

для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.