Как декларируют имущество госслужащих в разных странах мира. Является ли Украина особенной?

Понедельник, 26 сентября 2016, 12:50 — Дмитрий Котляр и Лаура Поп, Всемирный банк
Фото elfinancierocr.com

Имущественные декларации публичных служащих – это мощный инструмент для предотвращения коррупции, выявления фактов незаконного обогащения и конфликта интересов. По данным Всемирного банка, более 150 стран ввели требования о декларировании имущества.

Многие из этих стран делают такие декларации публичными. Общественный доступ к декларациям намного увеличивает их антикоррупционную ценность, поскольку гражданское общество и журналисты часто играют ключевую роль в выявлении несоответствий, что приводит к началу официальной проверки деклараций антикоррупционными органами.

Это важно и для Украины, где есть активное гражданское общество и СМИ.

Обнародование частных активов публичных служащих и членов их семей не отрицает право на приватность и на защиту персональных данных. Оба права не являются абсолютными и могут быть ограничены, когда для этого есть законные основания, а правомерный общественный интерес обосновывает такое ограничение.

Предотвращение коррупции и разоблачение необоснованного богатства госслужащих представляют собой серьезные и правомерные общественные интересы.

Ограничение приватности публичных служащих в виде обязанности раскрывать их доходы, имущество и обязательства служит общественным интересам.

Академические исследования показали, что общественный доступ к информации в декларациях связан с более низким уровнем восприятия коррупции.

В 2005 году по делу Wypych v. Poland Европейский суд по правам человека отклонил жалобу члена местного совета к Польше, который отказался подать свою имущественную декларацию, утверждая, что определенная законодательством обязанность раскрывать детали его финансового и имущественного состояния нарушала статью 8 Европейской конвенции о правах человека.

Суд постановил, что требование подать декларацию и ее публикация онлайн действительно были вмешательством в право на уважение к частной жизни, но такое вмешательство было обоснованным, а широкий объем информации, которая должна подаваться в соответствии с законом, не был излишне обременительным:

Европейский суд по правам человека также одобрил обнародование и интернет-доступ к декларациям, считая, что "у широкой общественности есть правомерный интерес в том, чтобы убедиться, что местная политика является прозрачной, а интернет-доступ к декларациям делает доступ к такой информации действенным и простым".

"Без такого доступа эта обязанность не будет иметь практического значения или реального влияния на степень осведомленности общественности", – говорится в решении ЕСПЧ.

Суд также отметил, что большой объем декларирования важен, потому что дает общественности исчерпывающую картину финансового состояния служащего. А обязанность подавать сведения об имуществе супругов должна предотвратить попытки скрыть имущество, оформляя его на имя супруга.

Поэтому положительным шагом стало то, что в 2014 году парламент Украины принял новый закон о предотвращении коррупции, предусматривающий широкое раскрытие информации об имуществе и доходах публичных служащих и членов их семей.

Новый закон действует с апреля 2015 года, но в части деклараций – только начиная с 1 сентября 2016 года, когда начала работу новая электронная система онлайн-подачи и обнародования имущественных деклараций. Закон основывается на предыдущем антикоррупционном законодательстве, которое также предусматривало обязанность декларирования и обнародования широкого перечня персональных данных, но и ввело обязанность обнародовать новые виды данных, в том числе сведения о наличных сбережениях, движимом имуществе, бенефициарных владельцах имущества.

Закон 2014 года создал предпосылки для построения высокоэффективной системы декларирования имущества служащих. Он создает четкую юридическую основу для сбора и обнародования персональных данных в имущественных декларациях.

Закон прямо определяет, какая информация является публичной.

Он также указывает, какие данные должны оставаться конфиденциальными, а закон о защите персональных данных дублирует эти положения.

График ниже (из недавнего исследования Всемирного банка) показывает, что Украина не уникальна в вопросе обнародования деклараций.

70% стран Европы и Центральной Азии, а также 97% стран ОЭСР с высоким доходом требуют обязательного обнародования информации имущественных деклараций.

В разных странах применяются различные подходы к обнародованию.

В некоторых публикуют всю декларацию (кроме некоторой информации, такой как идентификационный номер или дата рождения). Другие сохраняют конфиденциальность некоторых категорий. В части стран декларации должностных лиц высокого уровня обнародуются, а декларации служащих низкого уровня остаются конфиденциальными.

Многие страны обнародуют информацию из имущественных деклараций в интернете, и число стран, которые это делают, постоянно растет.

Источник: Всемирный банк, данные по 153 странам

Порой в Украине ставится под сомнение объем информации, требуемой в декларации.

Широта требований по раскрытию имущественной информации в Украине соответствует целям системы декларирования – выявлению необоснованных изменений в имущественном положении лица и конфликта интересов.

Недавнее исследование Всемирного банка свидетельствует, что многие страны требуют точно таких же категорий информации, что и Украина.

Вашему вниманию – данные по 158 странам относительно категорий информации, отображаемых в формах деклараций.

Мир

Азия

Европа и Центр. Азия

Латинская Америка и Карибы

Ближний Восток и Северная Африка

Страны ОЭСР с высоким доходом

Субса-харская Африка

Недвижимость

88%

100%

90%

100%

82%

78%

80%

Источники доходов

77%

73%

95%

96%

45%

100%

48%

Акции и ценные бумаги

86%

100%

95%

100%

64%

87%

70%

Счета в банках

80%

86%

86%

100%

64%

72%

70%

Наличные (не на счетах)

29%

45%

38%

37%

36%

16%

20%

Размер дохода

67%

73%

90%

93%

27%

63%

48%

Движимое имущество

80%

86%

90%

100%

82%

56%

75%

Обязательства

72%

82%

71%

100%

45%

56%

68%

Деятельность до работы в госсекторе

58%

45%

71%

85%

27%

75%

33%

Руководящие должности по совместительству

41%

45%

38%

33%

27%

84%

15%

Подарки

39%

59%

57%

33%

9%

53%

18%

Другие должности по совместительству

30%

32%

19%

19%

36%

69%

10%

Неоплачиваемая деятельность

29%

18%

38%

22%

9%

69%

10%

Расходы

18%

18%

38%

22%

0%

25%

3%

Путешествия, оплаченные третьими лицами

14%

14%

5%

4%

0%

41%

8%

Деятельность после прекращения работы в госсекторе

14%

0%

29%

7%

0%

34%

8%

Также распространенным является требование включать в декларацию и обнародовать сведения об активах членов семьи лиц, находящихся на публичной службе (работающих в госсекторе). К членам семьи, как правило, относят супругов и несовершеннолетних детей.

Источник: Всемирный банк (158 стран)

Некоторые страны также применяют минимальный уровень декларирования определенных активов.

Приведенная ниже таблица сравнивает нормы украинского закона с другими странами в регионе относительно порогов декларирования активов публичного служащего или члена его семьи, в долларах США.

Страна

Ценное движимое имущество (кроме транспорта)

Наличные (не на банковских счетах)

Подарки

Расходы

Албания

5000

Порог отсутствует

80

4000

Грузия

4320

1730

217

650

Латвия

Отсутствует требование декларировать

8270

Порог отсутствует

8270

Литва

1600

Отсутствует требование декларировать

160

3200

Молдова

2560, 3840, або 5100 (зависит от типа имущества)

3840

Порог отсутствует

Отсутствует требование декларировать

Румыния

3350 або 5580 (зависит от типа имущества) – в совокупности для всех объектов

Отсутствует требование декларировать

5580 (совокупно для всех подарков за отчетный период)

Отсутствует требование декларировать

Украина (для декларацій за 2015 год)

4685

2340

234

2340

Из приведенного выше анализа и сравнения модно сделать вывод, что украинское законодательство о декларировании имущества соответствует требованиям, принятым в других странах – как в отношении объема декларирования, так и подхода к публичному доступу к соответствующей информации.

Хотя доступ к информации деклараций может вызывать обоснованную обеспокоенность, польза от него перевешивает вред.

А любое вмешательство в право на приватность пропорционально общественному интересу.

Интернет-обнародование деклараций было введено во многих странах и чрезвычайно важно для подотчетности публичных служащих.

Авторы: Дмитрий Котляр и Лаура Поп,

Всемирный банк,
для "Европейской правды"

В статье использованы материалы исследования Всемирного банка: Инициатива StAR – Stolen Asset Recovery Initiative, "Получение полного представления о публичных служащих: Руководство по эффективному финансовому декларированию", авторы: Ивана М. Росси (Ivana M. Rossi), Лаура Поп (Laura Pop) и Таммар Бергер (Tammar Berger) (готовится к печати, ноябрь 2016 года).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.