Запутанный треугольник. Удастся ли ЕС разблокировать Соглашение об ассоциации

Пятница, 21 октября 2016, 12:50 — Яна Бровдий, VoxUkraine, для Европейской правды

6 апреля около 2,5 миллиона голландских граждан, из населения в 17 миллионов, проголосовали против Соглашения об ассоциации (СА) между ЕС и Украиной.

Референдум был результатом нового закона о консультативном референдуме, который позволяет инициировать плебисцит, как только какой-либо закон будет одобрен парламентом.

На момент проведения референдума ЕС подписал соглашения об ассоциации, например, с Молдовой, Грузией, Иорданией, Алжиром, но GeenStijl – блог правого толка, инициировавший онлайн-петицию, якобы случайно выбрал Украину, чтобы дать Брюсселю урок демократии.

Во время информационной кампании многие избиратели были дезинформированы и не понимали, что СА не означает ускоренного вступления в ЕС, права на работу или выделения дополнительных средств и военной поддержки для Украины.

Более того, реальные мотивы многих избирателей, которые выбрали ответ "нет", не имели ничего общего с Украиной.

Референдум стал заложником в первую очередь нестабильных политических событий и кризиса внутри ЕС, недоверия к Брюсселю с его бюрократами и неизбранными политиками и неготовность некоторых национальных лидеров защищать ценности, на которых был построен союз. Европейское будущее Украины, по результатам референдума, накрыла волна евроскептицизма.

Политическая гимнастика

Согласно законодательству Нидерландов, референдум носит рекомендательный характер. Однако существует ряд причин, по которым правительство и парламент, несмотря на малую явку граждан (32,2%), не могут игнорировать его результаты.

Прежде всего, многие политики пообещали прислушаться к выбору народа, независимо от результата референдума.

Кроме этого, страна вступает в предвыборный сезон, который продлится до 15 марта 2017 года. Ультраправая "Партия за свободу" с ее лидером – популистом Гертом Вилдерсом – уже лидирует в опросах общественного мнения и не пропустит возможности показать, что правящая элита не слышит людей.

При таком раскладе у премьер-министра Нидерландов Марка Рютте и его коалиции остается очень мало возможностей для маневров.

До недавнего времени власть придерживалась стратегии "выиграть время" и медлила с официальным ответом. Однако времени остается очень мало.

Парламент обязал правительство представить свое предложение по ратификации СА до 1 ноября 2016 года. Компромисс найти будет непросто, ведь премьер-министр Нидерландов хочет добавить новые положения соглашения, которые станут сигналами движения навстречу своим недовольным гражданам.

Против этого решительно выступают Киев и Брюссель. Такой шаг не только приведет к возможным дополнительным поправкам со стороны других государств-членов, но также будет означать перезапуск процесса ратификации 27 государствами-членами. Эта процедура обычно занимает несколько лет.

На сегодня Нидерланды являются единственной страной, которая хочет внести изменения в соглашения, что значительно ослабляет ее позицию.

Один из способов убедить Европейскую комиссию изменить СА и перезапустить процедуру ратификации – заручиться поддержкой других стран. Но это вряд ли удастся сделать, ведь аргументы Нидерландов неубедительны: относительно небольшое число голландских избирателей, которые приняли участие в референдуме, и сомнительные мотивы его инициаторов.

Несмотря на мрачные перспективы, у всех сторон, кажется, есть желание найти выход из тупика.

Все понимают возможные негативные последствия голландского вето в Совете ЕС для 45 миллионов украинцев. Процесс реформ в стране очень неустойчивый, и ЕС является одним из наиболее важных международных игроков, которые поддерживают и содействуют реформам.

Отдельные положения Соглашения начали временно применяться с 1 ноября 2014 года, и они являются ориентиром в борьбе с коррупцией, в реформировании системы правосудия, в адаптации украинского законодательства в соответствии со стандартами ЕС.

Существует еще один опасный побочный эффект голландского вето – падение репутации ЕС не только в Восточной Европе, но и во всем мире.

Было бы сложно серьезно воспринимать недавно принятую "Глобальную стратегию по внешней политике и политике безопасности Европейского Союза", если страны-члены ЕС не могут согласовать общую позицию в отношении своего ближайшего соседа.

Первые доказательства такого падения можно заметить уже сейчас – например, в попытке бельгийского региона Валлония блокировать соглашение о создании зоны свободной торговли с Канадой. В данном случае реакция Евросоюза была показательной – Бельгия должна самостоятельно решить эту проблему, убрав угрозу для ЕС.

Но почему Евросоюз действует так избирательно? В случае с нидерландским референдумом он промолчал.

Варианты развития событий

Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации могло бы стать принятие выводов Совета ЕС, в которых страны-члены дали бы ответ на конкретные вопросы, вызывающие озабоченность у голландцев, выступивших против СА.

Если этого будет недостаточно, Нидерланды могут отказаться от принятия некоторых положений Соглашения, либо вообще отказаться его подписать: подобная практика не нова для ЕС.

Ирландия и Великобритания не подписали Шенгенское соглашение, а Дания оставила за собой возможность самой решать, переходить ли ей на евро.

Такой шаг позволил бы демократическим механизмам показать свою эффективность, господину Рютте – "сохранить лицо" перед выборами, а Соглашению об ассоциации – полностью вступить в силу.

До тех пор, пока решение этого запутанного треугольника не найдено, Соглашение об ассоциации будет продолжать действовать предварительно. Природа этого соглашения такова, что большинство сфер, которые оно охватывает, подпадают исключительно под компетенцию ЕС, например Зона свободной торговли, которая начала действовать с 1 января этого года.

Ведь согласно анализу информационной кампании "Stronger Together!", только 15% пунктов Соглашения находятся в сфере компетенции государств-членов ЕС, а следовательно, остаются замороженными до момента принятия решения Нидерландами.

Каким бы ни было это решение, важно, чтобы отношения между ЕС и Украиной углублялись и в дальнейшем.

Экономическое, политическое и социальное развитие Украины, разорванный порочный круг коррупции и олигархии – в интересах всех, в том числе и граждан Нидерландов, которые голосовали против Соглашения.

Украина должна стать сильным партнером и защитником европейских ценностей в регионе.

Автор: Яна Бровдий,

ассоциированный эксперт Совета внешней политики "Украинская призма"

Статья подготовлена VoxUkraine специально для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.