Программы вместо обещаний членства: как Грузия готовится к вступлению в НАТО

Четверг, 10 ноября 2016, 15:35 — Юрий Панченко, Европейская правда, Тбилиси-Киев
Фото mod.gov.ge

Как и Украина, Грузия определила одним из приоритетов своей внешней политики вступление в НАТО.

И так же, как и в случае с Украиной, в ближайшее время такого членства ожидать не стоит. Пока Грузия не может даже получить ПДЧ. И так же, как и в нашем случае, причина осторожности Альянса – геополитика. А именно – российский фактор.

Но есть одно отличие.

В Грузии давно отказались от подхода "членство или ничего", но считают, что смогут присоединиться к Альянсу позже.

Корреспондент "Европейской правды" направился в Грузию, чтобы выяснить, что представляет собой "грузинский путь" евроатлантической интеграции.

"Политическая ситуация в Европе всегда меняется. Окно возможностей (для вступления в НАТО) непременно откроется, и мы должны быть готовы к этому моменту", - пояснил ЕвроПравде государственный министр Грузии по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Давид Бакрадзе (интервью с ним ЕП публиковала ранее).

При этом, понимая, что полноценного членства в Альянсе в ближайшие годы ожидать не стоит, в Грузии решили максимально использовать те возможности, которые им готов предоставить НАТО сейчас. Как оказалось, это не так уж и мало.

Сейчас НАТО реализует в Грузии несколько программ по повышению обороноспособности страны – от логистики до администрирования. В министерстве обороны говорят, что их цель – полностью адаптировать Грузию к членству. В Тбилиси рассчитывают, что вступление будет возможно даже в обход традиционного механизма ПДЧ, до сих пор являвшегося обязательным для страны-кандидата.

Самым известным совместным проектом стал "НАТО-Грузия Совместный центр по подготовке и оценке" (JTEC, NATO-Georgian Joint Training and Evaluation Centre), торжественно открытый в прошлом году.

Именно о нем вы чаще всего слышите в Брюсселе, если речь идет об успехе сотрудничества с Тбилиси.

Этот Центр, уверяют в грузинском Минобороны, не имеет аналогов в странах, не входящих в Альянс.

ЕвроПравда решила посетить Центр, чтобы оценить, чем же такая подготовка отличается от консультативной помощи, оказываемой Украине.

Центр находится на территории грузинской военной базы "Крцаниси", в 20 минутах езды от Тбилиси.

На первый взгляд – обычная военная часть, разве что с "евроремонтом". Тем более, что основная часть робот по созданию Центра еще не завершена, хотя с начала 2016 года здесь проводятся тренировки. В частности, штаб JTEC до сих пор находится в помещении советских времен, хотя строительство нового здания уже началось в сентябре.

 

Но главное – вовсе не здание. В Центре на постоянной основе работает семь натовских инструкторов. Точнее, шесть, поскольку один из инструкторов делегирован Финляндией, не входящей в Альянс.

Руководителей Центра двое – один со стороны Грузии и один со стороны НАТО.

Руководитель со стороны Альянса, официально – глава группы советников JTEC, норвежский вице-полковник Ян Мариус Нильсен лишь летом прибыл в Тбилиси и готовится проработать в Грузии еще два года.

По его словам, основные отличия JTEC от обычных учебных центров – акцент на коллективной работе.

"Уже к 2019 году мы собираемся тренировать параллельно на нескольких уровнях - от роты, которая будет проходить тренировки в полевых условиях,  до батальона и бригады, тренирующихся в симуляционном центре. Поэтому мы рассчитываем, что солдаты, прибывшие в Центр, уже имеют определенный запас умений, а наша задача – научить их лучше взаимодействовать", - говорит он.

С такими оценками согласны и в грузинском Минобороны. "У нас и раньше работали натовские инструкторы, но появление специального Центра – это совсем другой уровень сотрудничества.

Семь офицеров НАТО – это еще не всё. На самом деле каждого из них курируют на родине. И когда нам нужны техническая помощь, которую инструкторы не готовы оказать – в столицах  стран очень быстро ищут ответы на все наши вопросы.

Ключевая разница – именно в этой скорости",

говорит первый заместитель министра обороны Грузии Лела Чиковани.

Сам полигон на тренировочной базе небольшой - при необходимости тренировки проходят на других полигонах. На базе "Крцаниси" военнослужащие живут, проходят теоретические занятия. Также на базе проходят учения для старших по званию офицеров.

За компьютерами при этом сидят командиры взводов, а армейское руководство располагается во дворе – в лагере, имитирующем полевые условия.

 

"Полномасштабные учения – очень дорогая вещь. А главное, они сопровождаются кучей мелких ошибок, которые надо исправлять по ходу учений и которые отвлекают от главной цели. Компьютерное моделирование позволяет найти эти ошибки и исключить их, причем – с гораздо меньшими затратами", - объясняют в Центре.

Для этого командиры подразделений моделируют расположение и действия своих солдат, выполняя команды "штаба".

Обучение в JTEC идет непрерывно – военные подразделения сменяют друг друга. "Уже есть понимание, что хорошие результаты, показанные в Центре – залог карьерного продвижения. А это хороший стимул для офицеров", - говорит полковник Григол Челидзе.

К слову, в марте в Центре обучались и украинские офицеры – их пригласили пройти курс логистики. Пока это первый прецедент, когда в новом Центре учились военные из третьих стран – не из Грузии и не из стран-членов Альянса. Впрочем, в Минобороны Грузии уточняют – эта практика продолжится.

Остается вопрос – каков практический эффект работы Центра?

Иными словами – стала ли за последний год грузинская армия более боеспособной?

Здесь, в Грузии, оценки оптимистические. Более того, западные эксперты также уверены, что на этот вопрос можно ответить "да".

"Очень много разговоров ведется о том, будет членство или нет. Но это - политический вопрос, и это надо понимать. Если же брать военную составляющую, то многие страны, вступив в НАТО, тратили много лет, чтобы привести свою армию в соответствие со стандартами Альянса", - поясняет руководитель связного офиса НАТО в Грузии Билл Лахью.

Представитель Альянса признает, что Грузия уже сейчас куда больше адаптирована ко взаимодействию с НАТО, чем восточноевропейские члены в момент вступления.

"Даже если отложить в сторону разговоры о членстве, НАТО предоставляет множество инструментов для модернизации нашей армии. И наша задача – максимально полно воспользоваться ими.

В конечном итоге это также приближает момент нашего вступления", - считает Лела Чиковани.

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды",
из Тбилиси

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.