Болгария за шаг до разворота. Станет ли пророссийский генерал президентом страны

Понедельник, 7 ноября 2016, 12:25 — Виталий Мартынюк, для Европейской правды
Фото dw.com

В Болгарии 6 ноября 2016 года состоялись очередные президентские выборы, которые проходили одновременно с избранием вице-президента страны и голосованием на референдуме.

Эти выборы хоть и не принесли особых сенсаций, но могут дать Украине почву для определенных выводов.

Во-первых, явка избирателей на голосование была обязательной. То есть все 6,8 млн болгарских избирателей должны прийти и проголосовать за того или иного кандидата, которых на нынешние выборы было зарегистрировано аж двадцать один.

В Болгарии предусмотрено исключение из реестра избирателей тех граждан Болгарии, которые дважды не голосуют на одних и тех же выборах, например президентских.

На предыдущих президентских выборах в Украине в 2014 году явка избирателей была сравнительно высокой – 60%, но уже на парламентских выборах того же года она снизилась до 52,4%. Украине также следует подумать о введении подобного механизма, который будет способствовать повышению ответственности и уровня участия граждан в управлении государством.

Очередь на избирательный участок в Софии. Фото Reuters 

Во-вторых, внимания заслуживают вопросы, которые были вынесены на референдум.

Болгары должны были ответить "да" или "нет" на три вопроса: о введении мажоритарной системы на парламентских выборах, обязательном голосовании на выборах и референдумах, а также системы финансирования политических партий – выделение бюджетных средств для партий из расчета 1 болгарский лев (0,5 евро) за каждый полученный голос на последних парламентских выборах.

Сам референдум показывает, насколько болгарское руководство приобщает население страны к принятию важных государственных решений. А последний из указанных вопросов референдума демонстрирует степень решения в Болгарии проблемы с финансированием политических партий.

Этот опыт интересен, ведь болгарский метод побуждает избирателей к повышению ответственности и осознанию голосования за ту или иную политическую силу, которой они отдают свой голос.

В-третьих, предвыборная кампания в Болгарии была сфокусирована на будущем Европейского Союза, угрозе от потенциального увеличения наплыва мигрантов из соседней Турции и отношениях с Россией. Она показала, что

в Болгарии сохраняется российское политическое влияние, проявлением которого стал генерал Румен Радев, выдвинутый коалицией во главе с Болгарской социалистической партией.

Он стал неожиданностью президентских выборов, а в ходе предвыборной кампании получил ряд обвинений в поддержке пророссийской политики.

Кандидат от социалистов заявил, что Россия не является врагом, что Крым – украинский де-юре, но российским де-факто, и выступил за отмену санкций ЕС против России.

Румен Радев 

Совсем другой риторике следовала его главная конкурентка – Цецка Цачева, кандидат от ГЕРБ ("Граждане за европейское развитие Болгарии").

Во время предвыборных дебатов она четко заявила, что аннексией Крыма Россия нарушила международные договоры и что необходимо выработать общеболгарскую позицию в отношении санкций ЕС против России.

Впрочем, Цачева проводила сбалансированную предвыборную кампанию, одновременно заявляя и о необходимости выделения компенсации государствам, которые пострадали от антироссийских санкций. Таким образом она пыталась заручиться поддержкой болгарского электората, тяготеющего к пророссийской позиции.

Цецка Цачева 

Более откровенным накануне "дня тишины" был действующий президент Болгарии Росен Плевнелиев, которого поддерживает ГЕРБ.

Он призвал болгар "проголосовать разумно" и поддержать "устойчивые решения", а также откровенно обвинил Россию в попытках ослабить и расколоть Европу, что в российских СМИ было сразу же расценено как контпродуктивная риторика.

Самым резонансным стало заявление Плевнелиева о мощных кибератаки на сайт болгарского ЦИК. В частности, президент заявил, "что его страна во время проведения референдума и местных выборов в прошлом году попала под кибератаки, которые почти наверняка были связаны с Россией". Впрочем, о подобных атаках во время нынешних выборов пока не говорится.

Самое же главное для Украины заключается в том, что первый тур выборов не определил, какой курс, проевропейский или пророссийский, предпочли избиратели.

По предварительным подсчетам, победу в первом туре не одерживает ни один кандидат, но лидерство, по результатам экзит-поллов, получил болгарский генерал Румен Радев. За него проголосовали 25% избирателей, на втором месте – кандидат от правящей партии ГЕРБ Цецка Цачева, набравшая 22,1% голосов.

Хотя президент Болгарии не имеет больших полномочий, но победа или поражение кандидата от ГЕРБ на президентских выборах существенно повлияет на внутриполитический баланс в стране. В условиях, когда правящая партия ГЕРБ из 84 из 240 голосами в парламенте не смогла самостоятельно сформировать коалицию после выборов 2014 года, новоизбранный президент от этой партии может добавить ей политического веса.

Итак, если победу одержит кандидат от ГЕРБ, о чем станет известно уже через неделю, то Болгария продолжит придерживаться проевропейской позиции, а Украина сможет рассчитывать на ее поддержку в ЕС и НАТО.

Если же победит кандидат от социалистов, то внешнеполитическая риторика Болгарии немного склонится в сторону России.

По крайней мере, насколько позволяют полномочия президента страны и влияние социалистов в парламенте. Это может иметь последствия в виде поддержки предложения относительно пересмотра антироссийских санкций ЕС, их постепенной отмены и пошагового восстановления сотрудничества с РФ.

Кроме этого, в рамках НАТО Болгария может и впредь воздерживаться от размещения сил Альянса на ее территории и вести себя сдержанно относительно участия в объявленном развертывании союзнической бригады в Румынии.

Такой результат добавит работы украинским дипломатам.

 

Автор: 

Виталий Мартынюк,

аналитик УНЦПИ,
ассоциированный эксперт Совета внешней политики "Украинская призма",

для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.