Требования ЕС для безвизовых поездок: комментированный перевод пограничного кодекса

Европа без барьеров _ Пятница, 21 апреля 2017, 15:32
Версия для печати Комментарии

После того, как перспектива безвизового режима наконец приблизилась, стали еще актуальнее вопросы, как правильно и безопасно путешествовать, какие документы нужно взять, чтобы успешно пересечь границу с биометрическим паспортом в кармане.

Ответить на такие вопросы сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Правила пересечения границы с ЕС и перечень необходимых документов порой сформулированы неоднозначно, они не являются исчерпывающими и допускают разные трактовки. Это повышает риски получить отказ во въезде из-за их незнания или непонимания.

"Европейская правда" уже публиковала подробное описание правил безвизового режима. Теперь вашему вниманию – публикация наших партнеров, общественной организации "Европа без барьеров" (ЕББ).

ЕББ подготовила комментированный перевод извлечения из Шенгенского кодекса о границах (другое название документа – "пограничный кодекс", Schengen borders code) в части, которая касается правил пересечения внешних границ ЕС для граждан третьих стран (Статья 6 и Приложение I).

Эти рамочные правила одинаково действуют и при визовой системе, и для безвизового въезда и могут пригодиться тем, кто планирует путешествие в страны Шенгенского соглашения.

Поскольку кодекс является юридическим документом и его нормы сформулированы порой не слишком просто, рекомендуем обратить особое внимание на комментарии ЕББ, выделенные красным.

Напоминаем также, что приведенный в Приложении I перечень документов не является исчерпывающим.

Шенгенский кодекс о границах

Статья 6

Условия въезда для граждан третьих стран

1. Для запланированного пребывания на территории государств-членов в течение отрезка времени не более, чем 90 дней в любой 180-дневный период, из расчета 180-дневного периода, предшествующего каждому дню пребывания, условия въезда для граждан третьих стран следующие:

(а) у них есть действующий проездной документ (travel document), который дает владельцу право пересекать границу и соответствует таким критериям:

(i) документ будет действительным как минимум три месяца после запланированной даты выезда с территории государств-членов. В случае обоснованной неотложной необходимости это обязательство может быть отменено.

(ii) он должен быть выдан в течение предыдущих 10 лет.

(b) они являются обладателями действующей визы, если это необходимо в соответствии с Регуляцией Совета ЕС №539/2001 от 15 марта 2001 года, устанавливающей перечень третьих стран, граждане которых обязаны иметь визу для пересечения внешней границы (ЕС), и стран, граждане которых не подлежат этому требованию, кроме случаев, когда у них есть действующий вид на жительство или действующая долгосрочная виза (long-stay visa).

Что это значит для граждан Украины:

  • Для пересечения границы с ЕС вы должны иметь заграничный паспорт с визой, или просто биометрический загранпаспорт (после вступления в силу безвизового режима), который будет действителен не менее 3 месяцев после вашего возвращения домой.
  • С биометрическим паспортом при безвизе или с обычной визой вы можете находиться в ЕС не более 90 дней в течение 180.
  • Отсчет 180-дневного периода ведется "с сегодня". Если вы въезжаете в Шенген 1 августа, то отсчет заканчивается 3 февраля. За это время у вас должно быть не более 90 дней пребывания в ЕС. 
  • Ограничение 90/180 не действует, если у вас есть действующий вид на жительство или долгосрочная виза, которая дает право на более длительное пребывание в ЕС. 

(с) они могут обосновать цель и условия запланированного пребывания и имеют достаточно средств к существованию как на период запланированного пребывания, так и для возвращения в страну происхождения или транзита в третью страну, право на въезд в которую у них гарантированно есть; либо у них есть возможность законно получить такие средства.

Что это значит для граждан Украины:

  • Вы должны быть готовы спокойно и убедительно объяснить пограничнику, куда едете, на какой срок, с какой целью, как будете возвращаться и каким образом сможете обеспечить себе питание и проживание на время путешествия.
  • Вас могут попросить подтвердить объяснения документально или наглядно.

(d) они не являются лицами, в отношении которых создана запись в SIS (Шенгенской информационной системе) об отказе во въезде.

(е) они не считаются угрозой для публичной политики, внутренней безопасности, здоровья граждан или внутренней безопасности любого из государств-членов, в частности, относительно них не внесены записи об отказе во въезде на таких основаниях в национальные системы оповещений (national list of alerts).

Что это значит для граждан Украины:

Оговорки в SIS касаются:

  • лиц, которые были признаны виновными в совершении преступления на территории ЕС и осуждены на срок заключения от 1 года
  • лиц, по которым есть основания полагать, что они совершили тяжкое уголовное преступление или намерены совершить такое преступление на территории любого государства-члена ЕС
  • лиц, которые были высланы из ЕС
  • лиц, которым было отказано во въезде или запрещено проживать в государствах-членах ЕС из-за несоблюдения национальных правил въезда либо проживания и др.

Все это может стать основанием для отказа во въезде. В то же время, не все случаи отказа во въезде и высылки из ЕС влекут за собой внесение в SIS.

2. В рамках имплементации параграфа 1, дата въезда должна считаться первым днем пребывания на территории Государств-членов, а дата выезда должен - последним днем пребывания на территории Государств-членов. Периоды пребывания на основании вида на жительство или долгосрочной визы не должны учитываться во время подсчета длительности пребывания на территории Государств-членов

Что это значит для граждан Украины:

  • Даже если вы въехали 1 августа в 23:55, это ваша дата въезда, и 2 августа будет уже вторым днем вашего пребывания.
  • Если раньше вы находились в ЕС на основании вида на жительство или долгосрочной визы, эти дни не учитываются.

3. Неисчерпывающий перечень сопроводительных документов, которые может спросить пограничник у гражданина третьей страны, чтобы убедиться в соответствии с условиями параграфа 1, включен в Приложение I.

4. Средства для существования должны оцениваться в соответствии с длительностью и целью пребывания и на основании средних цен в государствах-членах на питание и проживание бюджетного класса, помноженных на количество дней пребывания.

Соответствующие суммы, установленные государствами-членами, должны сообщаться Европейской комиссии в соответствии со статьей 39.

Оценка достаточности средств к существованию может основываться на наличных, дорожных чеках и кредитных картах, имеющихся у гражданина третьей страны. Декларации спонсирования (sponsorship), которые соответствуют действующему законодательству страны, и гарантийные письма от принимающей стороны, которые соответствуют законам государства, где собирается находиться гражданин третьей страны, также могут быть доказательством наличия достаточных средств к существованию.

Что это значит для граждан Украины:

  • Существует перечень документов, которые вы можете показать на границе для подтверждения цели пребывания, наличия средств и намерения вернуться назад, но он не исчерпывающий, все зависит от конкретных обстоятельств.
  • У каждого государства – свои требования к минимальной сумме, которую нужно иметь с собой, вычисленные на основании средних цен на дешевое жилье и продукты.
  • Помимо наличных, подтверждением могут быть кредитные карты, декларации спонсирования (когда кто-то подтверждает намерение финансировать ваше путешествие) или гарантийные письма от принимающей стороны (например, о предоставлении или оплате жилья).

5. В порядке исключения из параграфа 1:

(a) гражданам третьих стран, которые не соответствуют всем условиям параграфа 1, но имеют вид на жительство или долгосрочную визу, должен быть разрешен въезд на территорию других государств-членов с целью транзита, чтобы у них была возможность добраться до государства-члена, выдавшего вид на жительство или долгосрочную визу, кроме случаев, когда имена этих граждан внесены в национальную систему оповещений государства-члена, внешнюю границу которой они пытаются пересечь, с предписанием запретить им въезд или транзит.

(b) (в сокращении) граждане третьих стран, соответствующие условиям, изложенным в параграфе 1, кроме изложенных в пункте b... могут получить разрешение на въезд на территорию государства-члена, если виза выдается на границе...

...Если невозможно поставить визу в документ, она должна быть, как исключение, поставлена на отдельном листе, вставленном в документ...

(c) гражданам третьих стран, которые не отвечают условиям, изложенным в параграфе 1, может быть разрешен въезд на территорию государства-члена на основании гуманитарных соображений, национальных или международных обязательств. Если в отношении такого гражданина третьей страны существует оповещение, о котором говорится в параграфе 1 (d), государство-член, предоставляющее разрешение на въезд, должно проинформировать об этом другие государства-члены.

Что это значит для граждан Украины:

  • Если у вас есть вид на жительство или долгосрочная виза одной страны-члена ЕС, вы можете въехать в нее через другую страну, даже не имея необходимой суммы денег или документов.
  • Теоретически страны-члены ЕС имеют право пустить вас на территорию ЕС без выполнения изложенных выше правил, если речь идет о гуманитарных нуждах, национальных интересах или международных обязательствах страны, в которую вы направляетесь. Однако это – исключительные случаи, и рассчитывать на это не стоит.

Шенгенский кодекс о границах

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Сопроводительные документы для подтверждения соответствия условиям въезда

Документальное обоснование, о котором шла речь в статье 6 (2), может включать такие документы:

(a) Для деловых поездок:

(i) приглашения от фирмы или органа власти посетить встречи, конференции или события, связанные с торговлей, промышленностью или работой

(ii) другие документы, которые демонстрируют наличие торговых или рабочих отношений

(iii) входные билеты на ярмарки и конгрессы, если вы планируете их посетить

(b) Для поездок с целью обучения в университете или других видов обучения и совершенствования навыков:

(i) сертификат о зачислении/регистрации в учебное заведение/курсы/школы с целью посещения профессиональных или теоретических курсов в рамках базового и других уровней обучения

(ii) студенческие карты или сертификаты посещаемых курсов

(с) Для поездок с целью туризма или по личным причинам:

(i) сопроводительные документы о проживании:

  • приглашение от принимающей стороны (хозяина), если вы остановитесь у него (нее)
  • сопроводительный документ от учреждения, предоставляющего проживание, или любой другой приемлемый документ, что свидетельствует о наличии помещение для проживания

(ii) сопроводительные документы по маршруту:

  • подтверждение заказа организованной поездки или любого другого приемлемого документа, что свидетельствует о наличии плана путешествия

(iii) сопроводительные документы относительно возвращения:

  • обратный билет или билет туда-назад

(d) Для поездок с целью участия в политических, научных, культурных, спортивных или религиозных мероприятиях или с другой целью:

  • приглашения, входные билеты, данные о регистрации (enrolments) или же программы, в которых указано по возможности название принимающей организации и срок пребывания, или любые другие приемлемые документы, удостоверяющие цель визита

ЧИТАЙ ТАКЖЕ
powered by lun.ua


Татьяна Ковтун, заместитель государственного секретаря Кабинета министров Украины

От политиков до политики: что изменит в жизни страны евроинтеграционная реформа министерств

Директораты должны стать эффективными аналитическими центрами, которые будут исследовать проблемы и предлагать политикам варианты решений. В идеале целевая структура министерств будет состоять из министра, его заместителей (политический уровень), госсекретаря, генеральных директоров и секретариатов, которые станут "бэк-офисами" министерств.

Дмитрий Вовк, центр имени Вудро Вильсона, Вашингтон

Russia first: почему Украине не хватает внимания американских аналитиков

Это не означает, что нет аналитики, скажем, на уровне Госдепа. Это означает, что мало академических исследований, имеющих выход на политические решения. При этом на российском векторе – совершенно другая ситуация...


АВТОРИЗАЦИЯ


ВОЙТИОТМЕНИТЬ
Вы можете войти под своим акаунтом в социальных сетях:
Facebook   Twitter