Свиньи требуют европейских стандартов, или Почему украинское сало не едят в ЕС

Вторник, 25 апреля 2017, 16:00 — , ТРК "Херсон плюс"

Как уже знают наши читатели, "Европейская правда" реализует проект поддержки региональных СМИ, желающих освещать тематику ЕС. Мы републикуем некоторые материалы, вышедшие в региональных СМИ в рамках проекта. На этот раз это материал с Херсонщины.

* * * * *

Вспышка африканской чумы свиней (АЧС) проверила Херсонщину на евростандарты в сфере биозащиты. Кто-то из предпринимателей региона достойно выдержал карантин, кто-то стал заложником ситуации, а кто-то до сих пор из-за сиюминутной выгоды подвергает опасности целые свинокомплексы.

АЧС – острое инфекционное вирусное заболевание свиней. Заболевание не угрожает здоровью человека, однако наносит большой экономический ущерб животноводству, поскольку смертность поголовья при "африканке" достигает 100%.

По традиции в селах свиней кормят объедками. Однако никто не задумывается, что эти пищевые отходы уже могут быть заражены вирусом АЧС. Свиньи могут подхватить вирус через что-либо, контактировавшее с "африканкой" – включая оборудование, транспорт, людей и даже их обувь и одежду.

Так из-за халатности, отсутствия контроля или элементарного незнания ветеринарно-санитарных правил дворовые хозяйства стали источником опасности для крупного промышленного производства.

И пока Украина не решит эту проблему, путь на рынок ЕС для отечественной свинины закрыт.

"Что касается африканской чумы свиней, то очень серьезным является психологический фактор, – говорит Геннадий Дуля, частный предприниматель из села Ингулец. – Если происходит заболевание животных, ликвидировать приходится практически всю ферму. А это значит, что ты банкрот".

Вспышка африканской чумы загнала предпринимателя в тупик – свиноферма оказалась между двумя вспышками АЧС, которые зафиксировали в Олешковском и Белозерском районах.

С начала года на Херсонщине такие вспышки зафиксированы в шести районах. Эпицентр – личные крестьянские хозяйства, где не был обеспечен должный уровень биозащиты.

При выявлении АЧС вводится карантин: 4 км – внутренний радиус и 20 км – внешний. На этой территории запрещены убой, продажа, реализация свиней, говорит начальных департамента АПК Херсонской ОГА Александр Паливода.

"Мы движемся в ЕС, где такие правила давно установлены. Поэтому когда АЧС пришла на Херсонщину, были применены жесткие инструкции. Они показали, насколько наш регион готов к вступлению в ЕС. Лишь минимальное количество предпринимателей двигались в нужном направлении: сертифицировались, вкладывали средства в бойни, обеспечивали биозащиту свиноферм", – объясняет чиновник.

Впрочем, по словам фермеров, выполнить жесткие "инфекционные" инструкции удается не всегда.

"Согласно ветеринарному законодательству я должен соблюдать закрытый режим содержания животных, – рассказывает Геннадий Дуля. – У меня должна быть полностью огражденная территория, въезд постороннего автотранспорта категорически запрещен. Но моя ферма – 12 гектаров, без забора она осталась еще во времена распределения паев. Но чтобы поставить ограждение, нужны большие средства, которых у меня нет. Я оказался в заложниках ситуации".

С другой стороны, ситуация, как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло.

Бедствие в виде АЧС словно сквозь сито просеяло херсонских предпринимателей и показало, кто готов играть по четким правилам, которые выработал Евросоюз, а кто до сих пор живет сиюминутными выгодами.

"Если бы все участники, а их немного на рынке, соблюдали правила игры и закон стандартизации распространялся в Украине на всех предпринимателей, можно было бы избежать распространения АЧС", – объясняет Александр Паливода.

Но производители часто проводят совсем другую политику – закупают свиней, рассказывая сельским жителям, что в регионе обнаружена АЧС, а потому лучше продать сейчас дешево, чем потом вообще ничего не получить.

"Таких нечестных игроков на мясном рынке, к сожалению, большинство. Причина – белые пятна в законодательстве, согласование наших законов с европейскими идет очень вяло", – жалуются в обладминистрации.

Производители готовы, страна – нет

Мы подходим к современной постройке со стеклопакетами и новейшей системой вентиляции. Это свинопитомник "Фридом Фарм Бекон" – одной из ведущих компаний юга Украины, которая занимается племенным разведением свиней.

"Еще 4 года назад, когда были первые признаки угрозы АЧС, мы начали заботиться о повышении биобезопасности. Все фермы огорожены, есть санпропускники, дезбарьеры для автотранспорта, персонал проходит через душевые и переодевается", – рассказывает научный консультант компании Виктор Лесной.

Эти меры дали свои результаты. Ведь производственные мощности компании попали в 20-километровую карантинную зону, в которой было запрещено любое перемещение животных и реализация мяса. "Мы не могли реализовать животных, достигших убойных кондиций, – объясняет Виктор Лесной. – Конечно, за 40 дней они переросли, и когда сняли карантин, мы вынуждены были продавать их уже дешевле и понесли определенные убытки".

Однако таких предприятий еще недостаточно для того, чтобы Украину исключили из списка стран с высоким риском эпидемических заболеваний животных.

Чтобы достичь этого, стоит брать пример с украинских птицеводов, добавляет вице-президент Ассоциации свиноводов Украины Оксана Юрченко.

"У птицеводов абсолютно закрытое и полностью вертикально интегрированное производство. Они могут отчитаться о каждом зерне, которое съедает птица, потому что они его вырастили и переработали в корма. У них налажена утилизация, своя ветеринарная служба – то есть полностью закрытый цикл", – признает она.

Некоторые украинские производители свинины достигли такого же уровня безопасности производства. А значит, тоже теоретически могут получить разрешение на экспорт в ЕС.

Впрочем, для этого Украина должна полностью гармонизировать свое законодательство с европейским, в том числе запретить подворный убой.

"Подворный убой будет полностью запрещен до 2025 года. Сейчас существует законопроект, который ускорит этот процесс – убой физическими лицами будет разрешен только для собственных нужд", – говорит и.о. начальника управления безопасности пищевых продуктов и ветеринарии ГУ Госпродпотребслужбы в Херсонской области Виталий Боярский.

Конечно, поначалу это создаст трудности для сельских жителей. Для сравнения, если в странах Балтии на домашние хозяйства приходится около 10-15% в структуре поголовья свиней, то в Украине это уже больше 50%. Обычно это хозяйства с достаточно низким уровнем технологий и биобезопасности.

"В европейских странах люди не держат животных на подворьях, и это снижает опасность. А у нас люди держат животных, чтобы выжить, не обращая внимания, что именно во дворах риск разнесения инфекционных заболеваний наиболее высок", – объясняет Виктор Лесной.

Домашняя работа для всей страны

Конечно, в Европе тоже не все так безоблачно. Хотя вопрос запрета подворного убоя свиней решен еще в 1990-е годы, вспышки "африканки" продолжаются, в частности у наших соседей: в Румынии, Венгрии, Польше, в странах Балтии.

Впрочем, разница все же существует. В европейских странах основной эпицентр вспышек – не частные хозяйства, а дикая фауна. Например, из-за значительной популяции диких кабанов уже три года польские производители свинины борются с "африканкой".

С появлением этой вирусной болезни эмбарго на польскую свинину ввели, в частности, Китай, Южная Корея и Вьетнам. Потеря таких крупных рынков сбыта ослабила польскую отрасль, которая должна искать новых клиентов.

Евросоюз в свою очередь признает принцип регионализации в отношении Польши.

Эмбарго на импорт свинины распространяется не на всю страну, а только на те территории, где подтверждена вспышка болезни.

Может ли Украина перенять такой опыт? К сожалению, лишь частично, ведь часто вопрос упирается в компенсации, на которые у нас, как всегда, нет средств.

"ЕС выделяет деньги для поддержки фермеров, в первую очередь, для проведения нормального мониторинга. У них есть буферные зоны, и если европейский производитель попал в эту зону, он получает компенсацию своих потерь. При этом производитель отвечает за идентификацию своих животных, иначе будет нести наказание", – объясняет Оксана Юрченко.

Открытие рынка ЕС и получение всех европейских сертификатов может стать для украинских свиноводов шансом на развитие. Однако для этого "домашнее задание" должна выполнить вся страна – от органов власти до наименьшего производителя.

Усилий лидеров рынка, наиболее заинтересованных в таком экспорте, будет явно недостаточно.

Автор: Ирина Мезенцева,

главный редактор ТРК "Херсон плюс"

Материал публикуется в рамках сотрудничества с "Европейской правдой" в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.