"Южный поток" умер. Да здравствует....

Среда, 3 декабря 2014, 08:30 — Карел Хирман, энергетический эксперт (Словакия)

Заявление президента России Владимира Путина во время его официального визита в Турцию о прекращении строительства газопровода "Южный поток" (South Stream) - хорошая новость как для Украины, так и для Словакии.

Это создает хорошие условия для дальнейшей работы украинско-словацкого транзитного коридора, который теперь может предложить своим партнерам не только развитие транспортировки российского газа в Европу, но и развитие его транспортировки в обратном направлении - из Европы в Украину и далее на Балканы.

Очень немногие, даже в экспертной среде, осознали реальное влияние строительства "Южного потока" на газовыe рынки по всему восточноевропейскому региону.

Как отметил на недавней энергетической конференции в Братиславе председатель правления Eustream Томаш Маречек, если бы "Газпрому" удалось реализовать свой план и проложить South Stream вплоть до австрийского газового узла Баумгартен, российский монополист со своим газом фактически заблокировал бы транспортный потенциал в центральноевропейском регионе для других поставщиков. Это препятствовало бы дальнейшей либерализации торговли на газовом рынке, что скорее всего, привело бы к увеличению цен на газ в регионе по сравнению сo спотовыми рынками в Западной Европе.

Президент России обвинил в блокировании проекта именно Болгарию и Европейскую комиссию. "Мы считаем, что позиция Еврокомиссии была неконструктивной. По сути, не то чтобы Еврокомиссия помогала в реализации этого проекта. Мы видим, что создаются препятствия для его реализации. Если Европа не хочет его реализовывать, ну, значит, тогда он не будет реализован", - заявил Путин. Он добавил, что "Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство", потому что до сих пор не разрешила строительство газопровода.

В Москве пока не понимают или не хотят признать, что Европейский союз действительно представляет собой единое законодательное пространство, которое должно соблюдаться всеми правительствами стран-членов.

В ситуации, когда Россия и ее партнеры отказались адаптировать проект South Stream к законодательству ЕС, проект просто не мог быть реализован.

С другой стороны, следует признать, что некоторые страны ЕС, особенно Австрия и Венгрия, своими действиями активно способствовали этому непониманию.

Несмотря на такое категоричное заявление Путина в Турции, судьба проекта остается неясной.

Президент России говорит, что "с учётом растущих потребностей Турции мы готовы не только расширить "Голубой поток", о котором уже говорили, но и построить ещё одну трубопроводную систему, чтобы обеспечить растущие потребности турецкой экономики, а если это будет признано целесообразным – создать на турецкой территории, на границе с Грецией, и дополнительный газовый хаб для потребителей в Южной Европе.... И все, кто заинтересован в получении оттуда энергоресурсов, могут туда приходить и там приобретать".

В то же время он уверенно заявляет: "Мы перенацелим потоки наших энергоресурсов на другие регионы мира, в том числе с помощью продвижения и ускоренной реализации проектов по сжиженному природному газу. Будем продвигать на другие рынки, и Европа не получит этих объёмов, во всяком случае, из России".

Причина таких различных заявлений состоит в том, что россияне и турки пока что пришли к согласию только по двум вещам: по увеличению "Газпромом" поставок газа через "Голубой поток" на 3 млрд кубометров в год, а также по снижению цены газа на 6% с 1 января 2015 года. Обе эти договоренности более выгодны Анкаре, чем Москве.

Все остальное, по словам Путина, "требует дополнительной проработки".

Такая неопределенность означает, что последние грандиозные планы строительства трубопровода в Турцию могут столкнуться с проблемами, весьма схожими с тем, что сопровождали реализацию "Южного потока". В первую очередь, это несогласие турок отдать "Газпрому" контроль над газопроводами на их территории. Это и чрезмерная стоимость проекта, а также проблемы, связанные с его финансированием - при действующих западных санкциях.

Что все это означает для Украины и для Словакии?

Вне зависимости от дальнейшего развития российско-турецких планов, украинско-словацкий транзитный коридор должен развивать свои услуги и углублять доверие своих клиентов.

Это позволит ему в будущем стать транспортной основой для развития рынка природного газа в треугольнике Балтийского, Черного и Адриатического морей.

 

Автор:
Карел Хирман, советник по энергетическим вопросам
премьер-министра Словакии в 2010-2012 годах Иветы Радичовой

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.