"Старая гвардия" МИД. Что дипмиссии скрывают от общества?

Вторник, 14 апреля 2015, 15:42 — Иван Варко, предприниматель

Министерство иностранных дел находится на острие борьбы за европейское будущее Украины. Именно поэтому представители МИД не обделены вниманием СМИ. Вместе с тем сеть посольств и консульств находится вдалеке от глаз общественности, а потому работники дипмиссий в большинстве своем продолжают вести роскошный образ жизни на полном государственном обеспечении.

МИД в ответ на запрос предоставил данные о стоимости содержания дипучреждений, и некоторые строки бюджета откровенно удивляют.

Итак, на примере посольства Украины в Словении попробую проиллюстрировать системные проблемы всей структуры дипломатических представительств Украины.

В Словении, стране площадью 20 тыс. км2 с 2 млн жителей, на временном консульском учете находится около 300 украинцев. В то же время, по данным местного МВД, в стране проживает около 1 800 украинцев с разрешением на проживание.

При этом на содержание украинского посольства, которое состоит из трех дипломатических и одного административно-хозяйственного сотрудника, в 2013 году было выделено $461 тыс., а в 2014 – $375 тыс.

Посольство арендует трехэтажное здание в центре города площадью 500 м2, за которое уплачено $86 тыс. в 2013 г. и $75 тыс. в 2014 г. Отдельно оплачиваются коммунальные услуги в размере $8 тыс. ежегодно. Ирония в том, что четыре сотрудника физически не могут в полной мере использовать такое большое здание.

Для проживания трех сотрудников посольства в 2013-2014 гг. снимали квартиру за $74 тыс. и $65 тыс. соответственно. Ежегодно дополнительно оплачивалось $8 тыс. эксплуатационных и $8 тыс. коммунальных услуг. Для сравнения, аренда квартиры площадью 70 м2 высшего ценового диапазона в столице стоит всего 700 евро в месяц. 

Административно-технический работник проживает в здании посольства. 

МИД отказался предоставить технические характеристики арендуемых квартир, ссылаясь на ограничение доступа к документам.

В то же время оплата труда осуществляется через непрозрачную процедуру расходов на долгосрочные командировки. Документы, регулирующие эти расходы, помечены грифом "Для служебного пользования" и поэтому МИД отказался предоставить какие-либо детали их расчета.

Официальная зарплата посольских сотрудников мизерна. Так, посол Николай Кириченко за 2013 год задекларировал 45 тыс. грн совокупного дохода, а консул Татьяна Бойко – 9 500 грн. При этом расходы на долгосрочные командировки для всех сотрудников посольства в 2013 г. составляли $195 тыс. и $177 тыс. в 2014 г.

Если предположить, что оплата долгосрочных командировок административно-хозяйственного работника составляет половину оплаты для дипломата,

то фактическая средняя оплата труда в предыдущем году составляла $4 900 на человека в месяц. Это очень высокая зарплата для украинского чиновника.

Такие средства позволяют комфортно проживать с семьей в Словении.

Стоит добавить, что государство полностью оплачивает расходы на жилье, услуги связи и служебный транспорт. Для сравнения, средняя зарплата нетто (после налогообложения) в Словении составляет 1 000 евро.

Не гнушаются украинские чиновники использовать и дополнительные бюджетные средства на содержание.

Посол Кириченко получил в 2013 году $1 879 на оплату проезда для отпуска в Украине, а в декабре 2014 года секретарь Солотва – $530 для этой же цели.

На оздоровление работников посольства выделено $4 896 в 2013 г. и $4 748 в 2014 г.

МИД также отказался обнародовать информацию относительно расходов по гражданско-правовым соглашениям, которые составили 10,5 тыс. в 2013 г. и 7,5 тыс. в 2014 г.

То есть государство создало максимально благоприятные условия для иностранных работников МИД. Расходы на содержание (наем жилья, оплата всех необходимых услуг) соответствуют очень высокому уровню жизни.

Не зря заграничные командировки считаются в МИД такими престижными.

При этом "старая гвардия" бравирует перед общественностью своим героизмом из-за низкой заработной платы, хотя на самом деле получает высокое, но непрозрачное финансовое обеспечение, не соответствующее оплате труда в Украине.

Примерно такая же ситуация характерна для других посольств.

В рамках исследования были проанализированы расходы посольств Украины в Великобритании, Франции, Австрии, Словакии, России и США. Ни в одном из перечисленных диппредставительств не предусмотрены суммы расходов на реализацию образовательных, культурных, экономических, информационных программ, участие в выставках и конференциях, соразмерные с содержанием работников иностранных дипучреждений.

В 2014 году расходы на содержание сети посольств и консульств составили 1 млрд грн. То есть эти деньги фактически обеспечивают комфортную жизнь 1 490 работникам зарубежных дипломатических учреждений.

Из приведенной таблицы следует, что большая половина расходов посольств составляют долгосрочные командировки. Можно предположить, что суммарно 500 млн грн выделено именно по данной статье, начисления по которой министерство отказывается предоставить общественности.

Расходы посольств Украины в 2013-2014 гг. МИД отказался предоставить информацию о количестве сотрудников в каждом посольстве.

Посольство

Аренда служебного помещения, тыс. долл.

Аренда квартир сотрудников, тыс. долл.

Затраты на долгосрочные командировки, тыс. долл.

Совокупные расходы, тыс. долл.

Великобритания

0

1,455

2,252

4,182

Австрия

42

418

1,219

2,168

Словения

161

140

391

836

Словакия

0

356

978

1,576

Франция

0

1,139

1,596

3,238

США

0

1243

3,408

5,477

Канада

0

281

895

1,538

Россия

0

1,291

4,822

6,943

Очевидно, что комфортные условия проживания посольских сотрудников являются необходимой привилегией.

Они дают возможность осуществлять дипломатическое представительство страны и обслуживать украинцев, проживающих за рубежом.

В то же время посольство не в состоянии предложить украинским гражданам ничего, кроме выдачи необходимых документов в рамках бюрократической процедуры.

Еще один парадокс – среди сотрудников посольства нет ни одного человека, который бы владел словенским языком. МИД считает, что дипломаты не обязаны изучать язык страны пребывания.

"Знание словенского языка не является обязательным квалификационным требованием к дипломатическим работникам, направляемым в длительную командировку в Посольство Украины в Республике Словения", – говорится в ответе МИД на запрос.

Также стоит упомянуть пассивность властей в отношении внедрения люстрации в МИД. В плане проведения проверок, в соответствии с законом Украины "Об очищении власти", МИД вообще не упоминается, а потому работники посольств пройдут проверку в числе последних.

Таким образом, послы, назначенные в первые годы правления Януковича, спокойно закончат свою пятилетнюю каденцию, не будучи люстрированными.

МИД не предоставило в пятидневный срок информации о чиновниках, уже уволенных в рамках этого закона.

Большая часть послов и сотрудников посольств являются воспитанниками советской дипломатии, которым безразлична Украина. Большинство работников МИД и посольств опозорили себя во время революции достоинства, воплощая политику Януковича и не проявив своей гражданской позиции.

В июле 2014 года общественные активисты встретились с послом Украины в Словении Николаем Кириченко, чтобы обсудить совместные действия по информированию словенцев о российской агрессии в Украине. Посольство в лице посла Кириченко отказалось от любого привлечения активистов, а затем пыталось препятствовать их деятельности.

Нынешнюю работу иностранных дипломатических представительств Украины можно описать так: бюджет проедания, непрозрачное финансирование и такая же провальная кадровая политика.

Хочу отметить, что в процессе подготовки материала министерство предоставляло неполные ответы на запросы согласно закону "О доступе к публичной информации". Ответы часто поступали со значительной задержкой, а некоторые были получены только после обращений в аппарат Кабинета министров по поводу бездеятельности МИД. Это не позволило в полной мере выяснить все вопросы, необходимые для исследования. В то же время письменные обращения по проблемам деятельности посольства в Словении полностью проигнорированы.

Именно поэтому можно утверждать, что МИД требует решительных изменений. Министерству необходимо обеспечить:

- полный доступ к расходам учреждений и чиновников;

- прозрачное финансирование работников посольств;

- отказ от политики проедания в пользу культурно-информационного сотрудничества в стране нахождения диппредставительства;

- обновление и омоложение дипломатического состава;

- работающая горячая линия для обратной связи и разрешения конфликтов граждан Украины с работниками посольств.

PS: Важно отметить: речь не идет о том, что зарубежные сотрудники посольств должны получать меньше денег, а о том, чтобы Министерство называло вещи своими именами.

Это неправильно, когда консул может задекларировать 10 тыс. грн. годового дохода, а получает ежемесячно около 5 тыс долл. на "расходы". Так же неправильно, что министерство отказывается предоставить информацию относительно них.

Неправильно, что деньги есть толко на содержание персонала. И это не вина сотрудников, что посольство не способно осуществлять иной деятельности, кроме выдачи документов по требованию граждан, а вина министерства, которому нужны такие сотрудники.

 

Автор: Иван Варко,

занимается бизнесом в Словении с 2014 года

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.