"Надлежащее вмешательство" в конфликт в Украине - какое оно?

Пятница, 17 июля 2015, 09:00 — Карл Бильдт, экс-премьер, экс-глава МИД Швеции
фото AFP/azattyq.mobi

"Европейская правда" републикует колонку Карла Бильдта - пожалуй, самого известного в Украине шведского политика, который с 2006 по 2014 год занимал должность министра иностранных дел, а в 2001-2004 годах возглавлял правительство Швеции.

Сработает ли на Донбассе метод, который 20 лет назад позволил вернуть в состав Хорватии регион Восточная Славония, оккупированный сербскими сепаратистам? Возможно ли перенесение исторического опыта, о котором в Украине мало кто задумывается?

Оригинальная англоязычная версия статьи опубликована сайтом  Project-syndicate. Перевод "Европейской правды".

* * * * *

Внимание Европы и мира, возможно, сейчас приковано к греческой драме, но ключевой кризис на Востоке Европы от этого не исчез. Украина остается частично оккупированной сепаратистами, которых поддерживает Россия. И, несмотря на минские договоренности о перемирии, здесь периодически происходят столкновения.

С февраля, когда было подписано Минское соглашение, столкновения на Донбассе сделали четкой и ясной одну вещь:

Если Россия всерьез настроена на поиск решения конфликта, она должна поддержать направление на Донбасс международной миротворческой миссии и миротворческих сил.

Такая миссия могла бы начать восстановление региона, позволила бы вернуться тем, кто бежал, спасаясь от насилия, и облегчила бы реинтеграцию Донбасса в составе Украины – с соответствующими предохранителями и переданными им полномочиями.

Образец для такого подхода уже есть.

Два десятилетия назад международное сообщество начало финальную часть действий ради сохранения мира в Боснии. Но на то время все еще продолжался затяжной конфликт в Хорватии, а именно в регионе Восточная Славония, на границе с Сербией.

Хорватские военные наступления, первое из которых состоялось в мае 1995 года, а второе - в начале августа, позволили выбить из-под контроля сербских сепаратистов три из четырех секторов региона.

Но важнейшая область – восточный сектор Восточной Славонии – оставался под четким контролем сербов.

Так же, как сейчас действует российский президент Путин по украинскому вопросу, тогдашний президент Сербии Слободан Милошевич настаивал, что вопрос должен быть решен исключительно путем переговоров между сербскими сепаратистами и правительством Хорватии.

Реальность, конечно же, заключалась в том, что сепаратисты были полностью зависимы от политической, военной и экономической поддержки Сербии Милошевича. И, в конце концов, Милошевич согласился на введение миссии и войск ООН, задачей которых стала демилитаризация региона и его возврат под контроль Хорватии – после введения необходимых предохранителей для сербского населения.

Сегодня про эту миссию UNTAES практически никто не помнит, но не потому, что она провалилась, а из-за ее успешного завершения.

Конечно, не все вопросы в Восточной Славонии были решены – ни за время работы миссии, ни много лет спустя.

Но с тех пор в регионе нет конфликта, а Хорватия и Сербия поддерживают плодотворные двусторонние отношения.

Именно это может быть моделью для тех районов Донбасса, которые находятся под контролем сепаратистов. Конечно, если есть политическая воля договориться о таком варианте.

Но действительно ли Кремль всерьез готов признать суверенитет Украины над Донбассом и заинтересован ли он в нормальных отношениях с Западом?

На данный момент я в этом очень сомневаюсь.

Не стоит забывать, что именно Россия поддерживала все шаги к эскалации конфликта – включая создание сепаратистских анклавов. На самом деле похоже, что Путин сейчас ждет провала украинского руководства и раскола Запада по украинскому вопросу – чтобы на Западе прекратились разговоры и заинтересованность (в разрешении конфликта).

А как только это произойдет – Путин будет готов к действиям против Украины, чтобы достичь своей давней и желанной цели.

Но если и украинская власть, и Запад сохранят единство, Кремль может начать осознавать, что анклавы на Донбассе несут угрозу прежде всего самой России. В конце концов, суровая реальность заключается в том, что сепаратистские регионы, с экономической точки зрения, находятся в свободном падении, а общество в этих районах становится все более криминализированным.

Донбасс рискует превратиться в "чемодан без ручки", за который никто не хочет брать ответственность.

И когда это будет становиться все очевиднее, российские лидеры, возможно, сами начнут изучать сценарий UNTAES для региона.

Кремль должен остаться без выбора, должен быть вынужден сделать именно это.

Доктрина бывшего главы Госдепа Колина Пауэлла "что сломал – то твое" (if you break it, you own it) касается вторжения Путина в Украину так же, как и неуспешных действий Джорджа Буша в Ираке.

Конечно, есть очень сложные вопросы, которые придется решить, прежде чем миротворческая миссия может быть направлена на Донбасс. Прежде всего речь идет о составе миссии, ее полномочиях и о том, будут ли вообще в нее входить миротворческие войска. Но если будет политическая воля, эти вопросы не станут неразрешимыми.

Такая миссия должна обеспечить реальное выполнение политических положений соглашения Минск-2.

Честные и свободные выборы, с участием всех переселенцев и беженцев, никогда не смогут состояться без существенного международного присутствия в регионе.

Конечно, сегодня эта идея кажется мертворожденной. Но точно так же воспринимали UNTAES во время первых дискуссий о судьбе Восточной Славонии.

Режим Милошевича тогда комментировал эту инициативу так же, как сейчас на нее реагирует Кремль. Но завтра реальность может быть другой. И сейчас точно не рано начинать рассматривать варианты, которые предлагают не только управление конфликтом, но и его решение.

Такой подход может сработать, но только в том случае, если обе стороны будут действительно, а не на словах стремиться к поиску разрешения конфликта.

Пока мы еще не на этом этапе.

Но если Украина и Запад твердо намерены блокировать все дальнейшие действия России по дестабилизации, этот день может наступить. И мы должны быть к нему готовы.

 

Автор:

Карл Бильдт,

Стокгольм, Швеция,
для Project-syndicate

перевод "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.