100 дней до свободной торговли с ЕС

Пятница, 25 сентября 2015, 12:50 — Наталия Микольская, торговый представитель Украины

Менее 100 дней осталось до открытия новой страницы в торговых и экономических связях между Украиной и ЕС.

Учитывая чрезвычайно важное значение этого события не только для истории нашей страны, но и для рядовых граждан, постараемся максимально представить обществу информацию, объясняющую тот или иной аспект положений свободной торговли.

Итак, начнем с самого начала...

1 января 2016 года начинается временное применение торговой части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Или другими словами: начнет действовать свободная торговля с государствами-членами Европейского союза.

Что такое торговая часть Соглашения об ассоциации?

Торговая часть Соглашения об ассоциации, или, как принято говорить, Соглашение о свободной торговле, охватывает широкий круг вопросов, так или иначе связанных с торговыми аспектами взаимодействия между Украиной и ЕС.

Положениями данной части устанавливаются правила и механизмы либерализации торговли товарами и услугами, определяются процедуры урегулирования торговых споров, определяются институциональные рамки взаимодействия сторон в процессе выполнения соответствующих положений Соглашения и тому подобное.

 

Кроме того, в отличие от классических соглашений о свободной торговле, углубленный и всеобъемлющий характер либерализации торговли с Евросоюзом также будет включать постепенное взаимное открытие рынков государственных закупок, новые правила конкуренции в торговле.

Вообще торговая часть Соглашения об ассоциации насчитывает 15 разделов, а также протоколы и приложения к ним.

Почему мы говорим о временном применении, а не о полноценном действии положений Соглашения?

Потому что по законодательству ЕС применение любого соглашения, заключенного от имени ЕС и его государств-членов, происходит только после того, как Соглашение ратифицирует Европейский парламент и парламенты всех государств-членов Евросоюза.

Вместе с тем, поскольку формирование торговой политики относится к исключительной компетенции Европейского союза, а процедура ратификации международных Соглашений всеми государствами-членами иногда длится до 5 лет, в ЕС принимается решение о начале так называемого "временного применения" соответствующих положений таких Соглашений до окончания процедуры ратификации всеми государствами-членами.

С формальной точки зрения, для отечественного экспортера или импортера временное применение ничем не будет отличаться от полноценного действия положений Соглашения.

Ратификация Соглашения между Украиной и ЕС идет самыми быстрыми темпами по сравнению с другими аналогичными Соглашениями.

Так, на сегодня Соглашение ратифицировали: Европейский парламент и 22 государства-члена ЕС (в т.ч. те, что прислали ратификационные грамоты). Четыре страны частично завершили процедуру ратификации (не передали ратификационные грамоты). Процесс ратификации не начали только Греция и Кипр.

Что будет означать начало временного применения для Украины?

Для Украины временное применение будет означать окончание действия односторонних торговых преференций ЕС и начало реализации своих обязательств обеими сторонами.

 

Например, в сфере либерализации торговли это означает, что Украина также начнет снижение своих импортных пошлин для товаров происхождением из государств-членов ЕС.

Что означает свободная торговля с ЕС для украинских производителей и экспортеров?

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС и, в частности, ее торговая часть – это не автоматическое увеличение экспорта и оживление торговли.

Свободная торговля с ЕС – это возможность:

  • выйти на один из крупнейших, мощнейших и наиболее защищенных рынков мира, который объединяет 28 государств Европы с населением свыше 500 млн человек и достаточно высоким уровнем доходов;
  • конкурировать на равных условиях и наращивать объемы экспорта в один из важнейших торговых партнеров Украины;
  • увеличить круг потенциальных потребителей украинской продукции;
  • найти новых партнеров и диверсифицировать свои экспортные потоки с целью минимизации рисков в случае невозможности доступа на рынки некоторых стран СНГ.

Есть ли какие-то угрозы для отечественных производителей?

В контексте политической и экономической ситуации, в которой оказалась сегодня Украина, либерализацию двусторонней торговли между Украиной и ЕС будут сопровождать ряд потенциальных вызовов и даже внешних угроз.

Учитывая то, что Украина также снижает ставки ввозных пошлин, на украинском рынке ожидается некоторое усиление конкурентного давления.

Кроме того, поскольку ЕС предъявляет значительно более высокие требования к качеству и безопасности продукции, у отечественных предприятий, которые традиционно были ориентированы на рынок стран СНГ и которые будут искать выход на европейский рынок, возникнет необходимость переоснащения и изменения технологий производства. В этом контексте они могут столкнуться с нехваткой средств и необходимостью поиска партнеров и инвесторов с целью модернизации своих производств.

Кроме того, учитывая текущую политическую ситуацию, это прогнозируемая торговая война со стороны РФ, торговое эмбарго на сельхозпродукцию и повышение ставок ввозных таможенных пошлин в РФ.

Что делает правительство для эффективного использования возможностей в рамках свободной торговли с ЕС?

Правительством уже многое сделано, но еще немало осталось сделает.

Уже давно начата работа по гармонизации отечественного законодательства в части технического регулирования, а также санитарных и фитосанитарных мер. На завершающем этапе находится реализация подготовительных мероприятий для функционирования режима свободной торговли (созданы механизмы выдачи таможенными органами на безвозмездной основе преференциальных сертификатов происхождения, администрирования тарифных квот, применения специальных защитных механизмов).

Несколько лет подряд проводится информационно-разъяснительная работа с целью доведения до потенциальных экспортеров информации о возможности поставок продукции в Евросоюз в рамках автономных торговых преференций ЕС и временном применении торговых положений Соглашения об ассоциации.

За период действия автономных преференций ЕС отечественные производители, в частности аграрной и пищевой отраслей, показали наличие в Украине мощного потенциала развития конкурентоспособного производства, а также способность к наращиванию экспортного потенциала в условиях спада экономики в целом и существенного снижения промышленного производства.

Поэтому для поддержки наших производителей введена предметная дискуссия с ЕС по дальнейшей тарифной либерализации.

Кроме того, начато взаимодействие с нашими европейским партнерами по поиску точек соприкосновения в сфере промышленной политики.

Отдельное направление взаимодействия – усиление контактов между украинским и европейским бизнесом.

Мы готовы стать надежным партнером в обеспечении международных, европейских и региональных цепочек поставок.

Свободная торговля с ЕС – это не автоматическое увеличение экспорта и оживление торговли. И мы надеемся на активное участие отечественных производителей и экспортеров в использовании предложенных возможностей.

 

Автор: Наталия Микольская,

торговый представитель Украины,

заместитель министра экономразвития и торговли

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.