Как стать европейским городом? Вопросы, которые не обсуждаются в Украине

Пятница, 2 октября 2015, 09:25 — Гжегож Гайда, Всемирный банк

Приближение очередных выборов сопровождается появлением новой рекламы и новых дискуссий.

Это нормально, но для меня – иностранца, много лет прожившего в Украине, до сих пор остается непонятой способность украинцев обсуждать второстепенные вещи, часто забывая при этом о более важных проблемах.

Нынешние выборы – прекрасная иллюстрация этого.

Хотя бы потому, что это будут местные выборы, а реформу коммунального хозяйства в Украине может заметить разве что самый неисправимый оптимист.

И при этом предвыборные дискуссии в Украине ведутся лишь в отношении общенациональных проблем, забывая то, ради чего и проводятся эти выборы – ради поиска путей развития украинских городов и сел.

Восемь лет, прожитых в Украине, я занимался консультированием реформирования коммунальной сферы. Кроме того, подобные реформы в Польше происходили у меня на глазах.

Именно поэтому и возникла идея этой колонки – попытаться определить, что такое европейский город. Речь идет не о городских традициях, однообразия которых в ЕС нет и подавно, а о системе управления городом.

Иными словами – о системе обеспечения прав и потребностей жителей городов, что делает города ЕС удобными и комфортными для жизни. И чего так не хватает Украине.

Во-первых, даже после всех событий последних двух лет, удивляет нежелание украинцев брать на себя обязанности. Стоит напомнить очень простое правило: собственность – это не только права, но и обязанности.

В частности, обязанности всех владельцев наших квартир и совладельцев жилых домов.

Городские власти обязаны содействовать реализации собственниками их прав – но где запрос от самих граждан?  

Как результат этого – "особые отношения" украинских жильцов и ЖЭКов.

С одной стороны, люди могут позволить не платить вовремя за услуги, предоставленные ими, однако при этом они не имеют никакого влияния на решения ЖЭКов. Например: что и по какой цене они покупают, достаточно ли у них поставщиков или же речь идет о безальтернативных закупках?

Наверно, именно в этом и кроется ключевое отличие европейского города.

Все ключевые решения в каждом доме принимаются собственниками здания – на основании решения голосования. Соответственно, роль администрации города заключается в содействии владельцам в осуществлении своих коллективных прав.

В Украине же сохраняется постсоветская практика, когда администрация отвечает за все, а граждане лишь следуют их решениям.

Изменить эту ситуацию не способны ни нынешние, ни последующие муниципальные выборы. Необходимо менять систему взаимоотношений городской администрации и горожан – если украинцы действительно хотят жить в европейских городах.

Пассивность горожан и высокие полномочия администраций приводят к еще одной беде. Речь идет о популистских обещаниях, которые никто не собирается выполнять.

Двадцать лет подряд накануне выборов гражданам обещают за счет городского (или государственного) бюджета провести ремонт их домов.

Уточню, чтобы абсурд ситуации был более понятен – политики обещают за государственный счет провести капитальный ремонт приватизированных домов, находящихся в частной собственности.

И речь даже не о том, что даже в лучшем экономическом положении у Украины не было средств на реализацию этого.

Речь о другом – такие обещания означают, что капитальный ремонт должен финансироваться из налогов всего населения страны. В том числе – из денег молодых людей, с трудом сводящих концы с концами, из последних сил выплачивая взятый ипотечный кредит. Или из налогов сельских жителей, живущих в собственных домах, на которые обещания ремонта не распространяются.

Разве эта ситуация не абсурдна? Однако в Украине до сих пор не принято задавать подобные вопросы.

Вместо этого надежда на государство-благодетеля приводит к власти очередных популистов, которые вовсе не заинтересованы в изменении формата взаимоотношений муниципальной власти и горожан.

При этом нынешняя ситуация вовсе не уникальна. Польша прошла черед ломку постсоветской системы в середине 1990-х и с тех пор пока еще не пожалела об этом. Аналогичным путем пошли и другие восточноевропейские страны.

И напоследок – о проблеме, наиболее острой для украинских городов. Об энергоэффективности, тем более – зима не за горами.

Успешность инвестиций в энергомодернизацию очевидна, особенно – в условиях неизбежности повышения коммунальных тарифов.

За последние годы в Украине появились механизмы, позволяющие жильцам вложить свои средства в энергетическую модернизацию домов и получить экономию на оплате отопления.

Однако востребованы ли эти механизмы? Заинтересованы ли городские власти в их популяризации?

По своему опыту помню, как остро дискутировались эти вопросы перед местными выборами в Польше.

Однако именно эти вопросы я так и не заметил в дискуссии накануне украинских муниципальных выборов.

 

Автор: Гжегож Гайда,

руководитель проекта группы Всемирного банка
"Энергоэффективность в жилищном секторе в Украине" 

 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционным статьям и отражают исключительно точку зрения автора 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.