Китайская бомба под мировую экономику

Вторник, 12 января 2016, 09:08 — Виталий Шапран, Украинское общество финансовых аналитиков
globalresearch.ca

2016 год для фондовых рынков начался тяжело. Фондовые биржи Шанхая и Шенчженя в начале января несколько раз прерывали торги, чтобы не допустить существенного обвала своих индексов.

Негативные настроения с фондовых площадок Китая перекинулись на рынки США и ЕС, а средства массовой информации уже назвали старт торгов в 2016 году самым неудачным с 2008-го.

Насколько серьезен кризис в Китае и как он скажется на глобальной экономике, в том числе - на экономике Украины? Это, наверное, один из самых актуальных вопросов начала нынешнего года.

                Фондовые страсти

Если посмотреть на графики композитного фондового индекса Шанхайской фондовой биржи (SHCOMP), то никакой катастрофы для китайского рынка не произошло.

В январе 2016 года индекс вернулся к своим значениям в декабре 2014 года, т.е. к уровню практически годичной давности. Что еще можно было ожидать от рынка, который вырос с января по июнь 2015 года на 60%, в основном под действием монетарных факторов и слабой фундаментальной экономической статистики.

Поэтому падение рынка во втором полугодии 2015 года выглядело довольно естественным явлением.

Прогнозируемо Китай дожил 2015 год без катастроф в экономике, однако вероятность "контролируемого" кризиса в Поднебесной резко возрастает.

В чем причина нынешнего кризиса? Народному банку Китая не следовало в 2015 году долгое время удерживать учетную ставку на слишком низком уровне.

Как не велик китайский фондовый рынок, однако только его часть доступна иностранцам. При этом желание спекулировать на рынке приводит к разнонаправленным потокам капитала, которые негативно влияют на финансовую систему страны.

Пик разбалансированности финансовой системы КНР пришелся на период после повышения Федеральной резервной системой учетной ставки, что усилило отток капитала.

Также власти КНР собирались январе снять ограничения на продажу акций, которые вводились в 2015 году с целью стабилизации фондового рынка страны. Именно на ожиданиях большой распродажи акций рухнули индексы фондовой биржи Шанхая и Шенчженя в начале года, катализатором же послужили негативные аналитические отчеты инвестбанков о перспективах экономики КНР в 2016 году.

Если внимательно посмотреть на графики SHCOMP за месяц, год и за пять лет, то видно, что падение фондового рынка в Китае во второй половине 2015 года не может быть причиной ухудшения экономической ситуации в Поднебесной.

Вернувшись к значениям годичной давности, индексы описали спекулятивный круг и за год практически не приумножили капитализацию китайских компаний, но, замечу, что существенно и не опустили ее.

 Динамика Композитного индекса Шанхайской фондовой биржи (SHCOMP) за 12 месяцев

Это говорит о том, что потенциал привлечения капитала на фондовом рынке китайскими компаниями остается почти таким же как и год назад. Однако минусы с повышенной волатильностью все же есть.

Например, в декабре 2015 года, когда некоторые украинские "эксперты" предрекали крах экономики КНР, заместитель главы Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг КНР (CSRC) Фанг Ксингхаи проводил встречу с пенсионными фондами Канады.

Это был не дружеский визит вежливости, а острая необходимость. Через рынок депозитарных расписок китайские эмитенты давно присутствуют на североамериканских фондовых рынках. По данным The Bank of New York Mellon, по состоянию на 9 января 2016 года китайские компании зарегистрировали 309 выпусков депозитарных расписок.

Это примерно 10% от всего мирового рынка действующих расписок. Из них 43 выпуска торговались на NASDAQ, и 60 - на Нью-Йоркской фондовой бирже. И еще столько же торговались на биржах в странах ЕС.

Мода на инвестиционные и пенсионные фонды, инвестирующие в Китай, сохранялась на рынках Великобритании, США и Канады по меньшей мере 10 лет.

За это время выросло целое поколение инвесторов, которые помнили еще расписки на акции China life по 5 долларов за штуку (сейчас они торгуются в районе 20-40 долларов).

Более того, китайские эмитенты вошли в популярные фондовые индексы и проникли в портфели индексных фондов. Два этих фактора (большое число ADR и GDR, а также присутствие в фондовых индексах) ставят мировой фондовый рынок в зависимость от событий на биржах Шанхая и Шенчженя.

Мы наблюдаем сейчас парадоксальную круговую зависимость: повышение ставки ФРС усиливает отток капитала из КНР, одновременно это приводит к двум негативным тенденциям для США:

  • усиление девальвации юаня к доллару США делает китайские товары в США более дешевыми;
  • обвал фондового рынка КНР усиливает панику на NASDAQ и NYSE.

За последние 5-10 лет Китай сумел добиться, что проблемы их экономики становятся достоянием правительства КНР и проблемой для США и ЕС.

Так что в какой-то мере проблемы экономики КНР - это проблемы ФРС, которая теперь, в страхе обрушить фондовые биржи США, будет менее активно повышать ставку или, во всяком случае, внимательно наблюдать за событиями в Китае.

             

Регулирование по-китайски

Фундаментальная макроэкономическая статистика из Китая действительно плохая. Экономика Поднебесной уже не сможет вырасти на 7% в 2016 году. 

Но власти КНР не сдаются и довольно жестко в свойственной им манере реагируют на кризис.

20 июля журнал Caijing предположил, что прекращение участия на рынке Китайской госкорпорации с интервенциями в 1 трлн. юаней привело к коллапсу и падению индекса SHCOMP. Это предположение вызвало падение фьючерсов в Китае, но в очень короткие сроки CSRC решила вопрос радикальным способом, попутно объявив, что сообщение Caijing было просто "слухами".

Журналиста, который написал об этом, арестовали за "распространение недостоверной информации о торговле акциями и фьючерсами".

Следом аресты коснулись и профучастников рынка. В августе 2015 года был арестован управляющий директор самой успешной компании в сфере инвестиционного банкинга Китая - CITIC Securities - Сюй Ган. Всего же за 2015 год было проведено около 170 арестов, большая часть из которых касалась незаконного вывоза капитала из страны.

Когда аресты участников рынка не помогли, власти КНР взялись за регуляторов.

Фигурантом расследования стал начальник отдела IPO регулятора рынка ценных бумаг (CSRC) Яо Ган. Дисциплинарная комиссия компартии Китая подозревает его в "серьезных нарушениях". К концу года аресты прошли и в Народном банке Китая, а также в госкорпорации, на которую были возложены функции интервенций.

В СМИ уже просочились слухи, что Дисциплинарная комиссия компартии Китая не концентрирует все обвинения только лишь вокруг вывоза капитала из страны, у китайских коммунистов есть вопросы и к качеству интервенций на фондовом рынке. Например, в процессе интервенций China Investment Corp. могла скупать акции компаний, деятельность которых впоследствии вызвала вопросы у проверяющих органов.

Только за ноябрь 2015 года в КНР было арестовано, по подсчетам гонконгской прессы, от 15 до 17 чиновников финансового сектора разных уровней.

Что дальше?

Как бы там ни было, но китайские власти не сдаются. А Федеральному резерву после легкой паники на NASDAQ и NYSE нужно будет 10 раз подумать, прежде чем принимать решения, которые будут усиливать отток капитала с рынков.

Также следует учесть, что в классическом регулировании финансовых рынков аресты использовались крайне редко, поэтому успокоительный и антикоррупционный эффекты от них еще до конца не изучены и последствия слабо прогнозируемы.

Но главное, по состоянию на конец года в CSRC в очереди на регистрацию первичного размещения акций (IPO) скопилось около 600 эмитентов, и все они были уверены, что готовы к успешному IPO. При этом золотовалютные резервы Народного Банка Китая составляли $3,5 трлн, и даже самое незначительное их уменьшение (на $125 млрд) власти КНР пытались предотвратить арестами.

Именно упорство правительства КНР и незаинтересованность властей США в китайском кризисе оставляют надежду, что катастрофы для китайской экономики удастся избежать.

В противном случае плановые потрясения на сырьевых рынках от увеличения ставки ФРС рискуют перерасти в катастрофу.

Однако, даже если худшего сценария удастся избежать, ситуация в КНР прямо затронет как страны с сырьевыми экономиками, так и развитые рынки.

Думаю, что наиболее болезненным кризис будет для сырьевых рынков. И это очень плохая новость для Украины, поскольку аграрный экспорт по-прежнему будет обеспечивать основную часть валютной выручки страны.

Собственно механизм обвала цен на железорудное сырье и стальной прокат в конце 2015 года был бы невозможен без влияния событий на китайском рынке, в 2016 году он может распространиться и на рынок цветных металлов, сырья для химической промышленности, сельскохозяйственного сырья для непищевых отраслей.

Также, скорее всего, заметно ослабнет инвестиционная активность китайских производителей в Африке. Впрочем, это имеет крайне незначительное влияние на нашу страну.

Куда более важным остается вопрос, как этот кризис отразится на экономике ЕС, поскольку китайские товары могут дешеветь из-за девальвации юаня к евро.

Впрочем, здесь пока не видно апокалиптического сценария. Скорее всего, ЕС удастся избежать сильного негативного влияния китайского кризиса, вследствие как слабеющего курса евро к доллару, так и меньшей зависимости европейских фондовых площадок от китайских эмитентов.

 

Автор: Виталий Шапран,

член исполкома 
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.