Пищевая безопасность по-европейски: страшно, обязательно или просто

Среда, 27 января 2016, 15:33 — Ольга Пинюшко, S.Group

В канун и после полноценного вступления в силу Соглашения об ассоциации Украины с ЕС многие украинские производители стали акцентировать внимание на том, что имеют сертификат НАССР. А значит – полностью готовы к выходу на европейские рынки.

Однако далеко не все потребители знают, что сертификат НАССР – это не золотая медаль в чемпионском забеге, которая демонстрирует качественные преимущества конечного продукта. И далеко не факт, что предприятие с одним только сертификатом НАССР сможет свободно выйти к потребителям Евросоюза.

Что такое НАССР?

НАССР (Hazard Analysis and Critical ControlPoints) – лишь одна из составляющих Системы менеджмента безопасности пищевой продукции, которая в свою очередь обеспечивает предупреждение возникновения опасностей на всех этапах пищевой цепочки, от первичного производителя сырья (например, фермерского хозяйства) до конечного потребителя (например, магазина).

В Украине система менеджмента безопасности пищевой продукции обязательна для внедрения и функционирования согласно закону Украины "Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов".

Существует множество стандартов, реализующих принципы НАССР. Самые распространенные: ДСТУ 4161 (Национальный стандарт Украины), ISO 22000, FSSC 22000 (улучшенная версия ISO 22000), IFS Food Standard (внутренний стандарт европейских торговых сетей), BRC GLOBAL STANDARD FOR FOOD SAFETY (британский стандарт).

Внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах НАССР, дает предприятию повышение надежности и безопасности готового продукта; увеличение безопасности цепи питания; повышение конкурентоспособности.

Кроме того, существенно уменьшается количество отзывов и изъятий продукции, т.е. снижаются финансовые риски. Потребитель получает уверенность в безопасности продукции и услуг; снижается вероятность возникновения рисков, связанных с небезопасными продуктами.

Давняя инициатива

Формально в Украине системы, основанные на принципах НАССР, должны были быть внедрены на предприятиях пищевой промышленности еще после 2005 года. Тогда контроль за соблюдением этого требования был возложен на местные органы санитарно-эпидемиологического контроля. Но по факту переход не проводился.

Первыми требовать от своих поставщиков реального соответствия принципам НАССР стали крупные торговые сети, такие как МЕТРО.

Причем касалось это не только private label, но и всей продукции, которая поставлялась в эти торговые сети. Естественно, для того, чтобы работать с такими торговыми сетями, производители начали перестраивать свои производственные мощности и внедрять систему менеджмента безопасности пищевой продукции, основанную на принципах НАССР.

Самая простая для внедрения система, которая реализует принципы НАССР, основана на требованиях стандартов ДСТУ 4161, а за ним и ISO 22000.

Однако из-за того, что данные стандарты не содержат конкретных требований к "Программам предварительных условий", они не признаны Глобальной инициативой по безопасности пищевых продуктов GFSI (Global Food Safety Initiative) в Евросоюзе и, как следствие, их недостаточно для многих европейских торговых сетей.

Если предприятие соблюдало все требования действующих санитарных норм, то для перехода на требования ДСТУ 4161 и ISO 22000 необходимо провести сравнительно немного изменений. Как правило, большинство добросовестных производителей были к этому готовы.

Для соответствия законодательным требованиям Украины достаточно внедрить и при желании сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии со стандартом ДСТУ 4161 или ISO 22000

Но, как уже говорилось, для полноценной работы в ЕС этих стандартов недостаточно.

Для Евросоюза как минимум нужна внедренная и сертифицированная система по стандарту FSSC 22000 (улучшенная версия ISO 22000).

Как правило, крупные торговые сети требуют наличия более жестких систем IFS и BRC. А это уже существенно более высокие затраты.

То есть "заказчиком" стандарта системы менеджмента безопасности пищевой продукции, которому должен соответствовать производитель, выступает, по сути, потребитель – торговая сеть.

Что касается рынка Средней Азии, то он в большинстве своем ориентируется на стандарты Таможенного союза, согласно которым достаточно иметь системы управления безопасностью производства, соответствующие принципам НАССР (то есть ISO 22000 достаточно).

На Ближнем Востоке ситуация двоякая. С одной стороны, страны, которые ранее были колониями Франции (Алжир, Тунис, Марокко), стремятся внедрять у себя европейские стандарты и требования к безопасности и условиям производства продукции. Страны же Персидского залива более гибкие в этом отношении, для них достаточно выполнения требований ISO 22000.

Как получить желанный сертификат?

Разработать и внедрить требования данных стандартов не сложно. Сложнее повысить уровень компетентности и ответственности производственного персонала и довести все производственные мощности до уровня требований данных стандартов.

Это большие финансовые расходы, поскольку надо учитывать состояние инфраструктуры и поддерживать ее в том состоянии, которое может обеспечить потребителям безопасность.

Кроме того, необходимо использовать только такие технологические операции, которые

исключают любое возможное загрязнение сырья и конечной продукции, вплоть до правильной уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации всех производственных помещений, оборудования, инвентаря и до строжайшего соблюдения правил личной гигиены.

В частности, одно из требований – соблюдать последовательность потоков (входы и выходы технологических потоков не должны пересекаться). Бытовые помещения, такие как санузлы и комнаты приема пищи, не должны выходить непосредственно в помещение цеха, должны быть буферные зоны.

Все это заставляет переделывать целые конвейерные линии, менять потоки, порядок производства.

После внедрения требований стандартов любой производитель может сертифицировать свою систему. По закону Украины сертификация носит добровольный характер, поэтому каждое предприятие для себя принимает решение о сертификации.

Часто потребитель устанавливает требования об обязательности сертификации как условие для дальнейшего сотрудничества (например, многие европейские торговые сети требуют подтверждения соответствия Системы международным сертификатом).

При этом не каждый стандарт по безопасности пищевой продукции позволяет указывать факт сертификации Системы в виде маркировки на потребительской упаковке или в рекламе.

Например, информацию о сертификации по ДСТУ 4161 и ISO 22000 можно наносить на упаковку и использовать в рекламе, FSSC 22000 и IFS – нельзя наносить на упаковку или использовать в рекламных целях, BRC нельзя наносить, но можно использовать в рекламе.

Запрет связан с тем, что соответствие какому-либо из стандартов еще не означает выпуска безопасной продукции. Это лишь средство для минимизации рисков в конечном продукте, не дающее гарантий.

Как бы говорится: "Мы внедрили систему, проанализировали критические точки контроля, мы их контролируем и управляем ими".

Соответственно, чтобы не вводить в заблуждение потребителя отметкой на упаковке и в рекламе о наличии сертификата системы безопасности (что продукт лучше / вкуснее / полезнее / безопаснее) и не провоцировать злоупотребления со стороны производителей, разработчики международных стандартов ввели ограничения по маркировке.

По пути в ЕС

Также не следует забывать, что наличие сертификата по системе менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах НАССР, не откроет дорогу производителю в ЕС.

Необходимо еще соответствовать показателям безопасности продукции, изложенным в Регламентах и Директивах ЕС.

В дополнение к этому в Европе существует Глобальная инициатива по безопасности пищевых продуктов GFSI (Global Food Safety Initiative) и Европейская организация по аккредитации ЕА, куда входит множество европейских торговых сетей и которые, в свою очередь, могут устанавливать единые требования к производителям пищевой продукции на территории ЕС.

Многие требования к безопасности пищевых продуктов в ЕС отличаются от норм, установленных в Украине сегодня.

К примеру, в Украине и Таможенном союзе есть требования по содержанию кадмия в семечках, а в ЕС этой нормы нет. С другой стороны, по ряду показателей у ЕС более жесткие требования.

Со стартом ЗСТ Украина-ЕС все нормы и требования Украины (ГОСТ, ДСТУ и т.д.) должны быть гармонизированы в соответствии с европейскими.

На данный момент Технические регламенты Украины разработаны частично или вообще отсутствуют. Национальные же стандарты и нормы Украины уже носят рекомендательный характер, зачастую отменены и не заменены на новые.

Поэтому производители, которые хотят экспортировать свою продукцию в ЕС, вынуждены сами изучать Регламенты ЕС и доводить свои производственные мощности и продукты до соответствия этим требованиям.

 

Автор: Ольга Пинюшко,

директор по качеству S.Group

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.