Стала ли Украина ближе к европейским стандартам жилья в 2015 году

Понедельник, 4 января 2016, 09:40 — Софья Линн, Всемирный банк

К написанию этой колонки меня подтолкнули оценки реформ ЖКХ – очень специфической отрасли, где результат реформ виден с огромным опозданием. Соответственно, очень трудно оценить, идут ли эти реформы и с какой скоростью.

Однако прежде всего – пару слов о том, что такое европейское жилье. Для нас это – возможность для украинских граждан самостоятельно решать вопросы с его модернизацией, не завися от "благотворительности" политиков или благосклонности ЖЭКов.

Это те реформы, которые (причем – с очень небольшими отличиями) в 90-х годах прошли все восточноевропейские страны, что позволило сделать их экономики менее зависимыми от колебаний цен на газ.

Идут ли эти реформы в Украине? С уверенностью отвечаю - да.

Первое, что стоит назвать среди достижений 2015 года, это принятие закона №417-VIII "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме".

В чем прогресс?

Собственники получили механизм принятия решений большинством голосов, как это принято во всех европейских странах.

Законом четко прописаны права и обязанности, а также, что не менее важно - ответственность каждого совладельца.

И наконец - дано право свободного выбора собственникам квартир формы управления совместным имуществом (подвалы-подъезды т.д.).

Указанный закон также внес изменения в законодательство об организациях собственников многоквартирных домов (ОСМД). Был окончательно убран ряд устаревших понятий, которые тормозили массовое создание ОСМД в многоквартирных домах – это понятие членства в ОСМД. Например, еще недавно нередкими были случаи, когда за членство в ОСМД требовали деньги (а иначе не-члены ОСМД не могут принимать решения по управлению своим домом).

Далее, окончательно кануло в Лету советское понятие "балансодержателя", а вместе с ним ситуация, когда все дома делятся на "коммунальную собственность города" и дома ОСББ. Так сказать – дома первого и второго сорта.

В чем разница? В том, что в первом случае мэрия, грубо говоря, красит подъезды и лавочки – чью-то частную собственность (ведь мы все владельцы квартир совместно являемся собственниками дома) – за счет налогоплательщика.

Как всегда, поговорив о #перемоге, пару слов о #зраде.

Несмотря на принятый закон,

именно с вопросом "балансодержания" Министерство регионального развития до сих пор не может разобраться.

Министерству необходимо утвердить окончательный порядок "списания с баланса города" всего массива многоквартирных домов. Однако эта работа удивительным образом "заморозилась".

Почему? Возможно, дело в том, что за этим стоят большие денежные потоки, которые ежегодно выделялись "на ремонт" и которых, в большинстве случаев, совладельцы домов не видели.

И с этими деньгами так сложно расставаться, ведь это огромный сегмент черного рынка и великолепные бюджетные распилы.

Именно поэтому 2016 год станет решающим в ответе на вопрос – будет ли у украинцев европейское жилье.

В этой связи очень актуальна цитата словацкого реформатора Ивана Миклоша, которая была лозунгом проводимых им реформ. Он уверен и неоднократно повторял, что реформа, проведенная наполовину, гораздо вреднее, чем бездействие.

Поэтому, если мы уже дали старт изменениям, то самым худшим будет сейчас остановиться.

Чтобы этого не произошло, в 2016 году необходимо принять новую редакция закона о жилищно-коммунальных услугах, где будут четко разделены права  и ответственность:

1) поставщиков коммунальных услуг (тепло, вода, электричество и т.д.), а также компаний, которые предоставляют услуги по управлению совместным имущество дома (это  могут быть как  коммунальные, так и частные предприятия, а также предприниматели);

2) потребителей (как индивидуальных, так и коллективных).

В этих взаимоотношениях необходимо перейти на правильные рыночные механизмы: установить четкий учет предоставленных /потребленных услуг, их оплату по приборам учета, а не "по нормативам"; ввести обоюдную ответственность сторон, а также прозрачность ценообразования. 

В итоге мы получим то, что обеспечило успех коммунальных реформ в Восточное Европе – равные и понятные правила для всего рынка, а также право жильцов самим решать, какие услуги и какого качества им нужны.

Последнее крайне важно, ведь построение гражданского общества начинается с ответственности за себя и свою собственность. Без перекладывания на чужие плечи либо любимого нашего "та якось воно все буде".

Вторая ключевая реформа в сфере ЖКХ, начатая в 2015 году - запуск программы Государственного агентства по энергоэффективности и энегосбережению.

Основная идея этой реформы - простота и прозрачность выдачи государственного софинансирования.

Это позволит гражданам получить банковский кредит для энергоэффективной модернизации дома  (это и приборы - счетчики-клапаны-окна-материалы для утепления) без сотни справок и утверждений от каких-то третьих сторон. В свою очередь, государство готово компенсировать от 30% до 70% этих средств - лишь при условии уменьшения расходов дома на отопление.

Этот подход был построен по примеру успешной польской модели и безусловно уже оправдал себя – лишь в 2015 году (а программа начала работать только с середины года!) было выдано более 16 миллионов только для ОСМД, а кредитный портфель для физлиц уже превысил один миллиард гривен.

Пока украинцы предпочитают брать небольшие кредиты для самых необходимых ремонтных работ. Безусловно, это не позволяет пока говорить о серьезном энергосбережении в масштабах всей страны.

Но ровно так же начинались подобные реформы и в Европе. С небольших кредитов, после чего, когда успешность такой системы станет понятной, можно ожидать и спрос на кредиты по полной энергомодернизации домов.

Более того, старт этой программы в Украине оказался более впечатляющим, даже по сравнению с Польшей, Чехией и другими восточноевропейскими странами, где в первый год действия программы количество выданных кредитов можно было посчитать на пальцах. Получается, украинцы оказались более готовыми к таким изменениям!

Впрочем, и здесь существует сопротивление старой системы. Поэтому в 2016 году нам нужно отстоять отсутствие "типизации", позволив людям самим выбирать, что им нужно и какие решения необходимы именно их дому.

Мой коллега сравнивает желание государства установить типы работ, на которые возможно выделение государственного софинансирования, с покупкой хлеба в магазине. Например, когда вам необходим обычный хлеб, но в магазине готовы продать вам лишь хлеб с семечками. Объясняя при этом, что он полезнее, и тем самым магазин заботится о вашем здоровье.

Бред, скажете вы? Но если в отношении продуктов это очевидно, то в вопросе отношения к жилью, государство по-прежнему стремится относиться к своим гражданам, как к неразумным детям.

От этого принципа уже давно отказались в ЕС. К примеру, поляки или чехи самостоятельно определяют работы, необходимые дому, и отвечают перед государством лишь в вопросе уровня экономии энергоресурсов.

В Украине же по-прежнему возможно сохранение советской философии: "мы за вас все решим и лишим вас права выбора, в том числе права на ошибку".

Европейские ценности, права личности и свободный выбор? Не слышали! ;)

Впрочем, эти проблемы вовсе не выглядят нерешаемыми. 2015 год дал старт реформам, которые напрямую повлияют на жизнь каждой украинской семьи.

Задача на 2016-й – не снижать скорости. И тогда мы получим европейскую систему ЖКХ, ведь все эти реформы учли опыт реформ восточноевропейских стран.

У них все получилось, а значит – получится и в Украине!  

 

Автор: Софья Линн,

заместитель руководителя проекта группы Всемирного банка
"Энергоэффективность в жилищном секторе в Украине" 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционным статьям и отражают исключительно точку зрения автора 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.