Почему Совет Европы поддерживает конституционные изменения по децентрализации?

Среда, 6 января 2016, 09:33 — Алан Делькамп, Венецианская комиссия

Почему Совет Европы поддерживает конституционные изменения в части децентрализации? На вопрос, вынесенный в заголовок, я попробую ответить в колонке на "Европейской правде".

Во-первых,

принятие изменений в Конституцию относительно децентрализации является абсолютно необходимой предпосылкой для более глубоких изменений, которых так ждет украинское общество.

Децентрализация позволит передать полномочия от государства органам местного самоуправления. Это будет означать трансформацию существующего институционального устройства. После децентрализации депутаты органов местного самоуправления смогут сами, по собственной воле, принимать решения по вопросам, отнесенным к их ведению законом в соответствии с Конституцией.

Ни центральные органы исполнительной власти, ни президент лично, ни представители государства на местном и региональном уровнях не смогут этому помешать.

Единственным, хотя и важным условием для таких решений или подзаконных актов будет их соответствие Конституции и законам Украины.

Во-вторых,

децентрализация означает изменения. Поэтому в начале, как и любые другие изменения, она может восприниматься с некоторой осторожностью.

Действительно, это вызов для общества – изменить привычный способ функционирования и, определенным образом, образ мышления. Придется привыкнуть воспринимать будущее не по инструкциям "сверху", а беря инициативу в свои руки и превращая собственное непонимание и недовольство в доверие.

Децентрализация наделяет граждан при любых условиях – на местном и региональном уровне, в городе и в деревне, в богатой или бедной общине – полномочиями действовать в интересах окружающих.

То же самое касается более тесного контроля за использованием публичных средств. Политика станет более открытой, а диалог с населением должен превратиться из исключения в правило.

Это не будет разобщать государство, а наоборот – даст каждому региону шанс еще больше почувствовать принадлежность к нации.

И такая принадлежность обретет новый реальный смысл.

В-третьих,

европейский опыт доказывает, что децентрализация высвобождает инициативу, способность привносить и создавать новые методы и реализовывать новые идеи.

Это – шаг к лучшему будущему и ответственности каждого гражданина.

Децентрализация создает возможности для людей работать на себя, для общины и общества, а не на бюрократию или государство в целом.

Передача полномочий (от центральной власти на местный уровень) сопровождается передачей соответствующих ресурсов, налогов и возможностью влиять на целевое использование финансов.

Но децентрализация не означает функционирования без поддержки из центра. У государства есть обязательства поддерживать слабых, и для этого нужны изменения Основного закона.

И наконец,

при измененной Конституции решения станут ближе к населению в общинах, районах и областях. Граждане смогут выбирать эффективных управленцев и иметь возможность контролировать их деятельность и отношение к работе. Они сами смогут баллотироваться в местную власть, которая получит значительно более высокие полномочия; участвовать в формировании реальной власти из людей, которых они лично знают, которые живут среди них в той же местности.

Децентрализация – это способность принимать решения в соответствии с возможностями каждой конкретной общины.

Это возможность самим, с местным пониманием, решать, что для общества хорошо, а что плохо.

Это стимул для людей мыслить более проактивно, что повышает ощущение собственной полезности и принадлежности к общине.

Децентрализация – это не конец единства или нации.

Это путь к мобилизации всех возможных ресурсов, где бы они не находились, и их трансформации в интересах всего общества. Это – способ ухода от старых привычек авторитаризма и непрозрачности.

Децентрализация – это свобода и многообразие внутри унитарного государства и один из основных путей обеспечения верховенства права и права людей на свободу. Она требует вовлечения и участия каждого гражданина страны.

 

Автор:  Алан Делькамп,

советник по конституционным вопросам Конгресса местных и региональных властей Совета Европы,

докладчик Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианская комиссия) по внесению изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.