Нидерландский референдум и ЛГБТ в Украине – когда права становятся весомыми

Среда, 3 февраля 2016, 14:00 — Богдан Глоба, Национальный ЛГБТ-портал

Подготовка к референдуму в Нидерландах о поддержке Соглашения об ассоциации Украины и ЕС сопровождалась громкой информационной кампанией против соглашения.

А что прозвучало в поддержку ассоциации с Украиной? Пока такие новости можно сосчитать на пальцах одной руки.

Одной из них стало обращение представителей украинского ЛГБТ-сообщества к ЛГБТ-организациям Нидерландов с призывом поддержать Соглашение об ассоциации Украины и ЕС.

Аргументом в пользу сближения Голландии с Украиной его авторы назвали "значительный прогресс нашего государства в соблюдении прав ЛГБТ" на протяжении последних двух лет.

Очень надеюсь, что это обращение действительно увеличит поддержку Украины на референдуме 6 апреля.

Но давайте отстраненно оценим реальность. Что на самом деле изменилось для ЛГБТ в Украине после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС?

Украинский кульбит

Вряд ли за эти два года можно говорить о кардинальном изменении мнений общества, но мы видим изменение риторики и действий правительства.

В Соглашении об ассоциации есть ряд положений по правам человека и противодействию любой дискриминации.

И можно утверждать наверняка: украинская власть осознала, что права ЛГБТ являются цивилизационным индикатором для Брюсселя.

За прогрессом именно в этой области следят очень тщательно, чтобы понять, действительно ли Киев разделяет европейские ценности, а не имитирует реформы.

12 ноября 2015 года парламент проголосовал за запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в трудовой сфере. Принятие закона сопровождалось жаркими дискуссиями, которые вышли за стены парламента.

Под яркий лозунг общественных активистов, выступавших за принятие проевропейских законопроектов ("Работай, курво!"), спикер парламента Владимир Гройсман выступил перед финальным голосованием с небольшим спичем ненависти. Комментируя возможность легализации однополых браков, он заявил: "...Мы с вами выступаем за семейные ценности... Не дай Бог, чтобы это произошло, мы никогда не будем поддерживать...".

Но, несмотря на это, в тот день Гройсман шесть раз ставил на голосование законопроект, пока тот не набрал необходимого количества голосов.

Следующий ход сделало правительство, приняв в ноябре план действий национальной стратегии по правам человека. Процесс подготовки документа был достаточно длительным и сопровождался постоянными дискуссиями, но результат заслуживает внимания.

План включает в себя целый блок, касающийся ЛГБТ: в частности, правительство обязалось до декабря 2016-го разработать законопроект о гражданских партнерствах в Украине, принять изменения в Уголовный кодекс, предусмотрев наказание за насильственные действия в связи с гомофобией, а также ввести обязательную политику равенства в органах власти и на государственных предприятиях.

В начале 2016 года в структуре новой полиции был создан отдельный отдел, который занимается расследованием преступлений на почве ненависти и который сможет эффективно расследовать нападения на ЛГБТ-граждан.

"Глаза боятся, а руки делают"

Чтобы лучше представить путь, который прошла Украина, стоит вспомнить, что еще

три года назад в парламенте лежал законопроект "о запрете пропаганды гомосексуализма", а гомофобные высказывания сыпались из политиков, как из рога изобилия.

Правительство Януковича в последний год своей работы полностью переняло московскую гомофобную политику.

Стоит хотя бы вспомнить, как бывший премьер-министр времен Януковича, Николай Азаров, убеждал граждан, что ЕС обязывает Украину легализовать гей-браки (что было откровенной ложью, ведь Брюссель неоднократно заявлял: определение формата брака – исключительно прерогатива национальных парламентов).

Таким образом, украинский политикум за последние три года прошел путь от законопроекта о "запрете пропаганды гомосексуализма" до абсолютно амбициозных планов урегулирования имущественных прав однополых пар.

Сейчас ситуация с правами ЛГБТ напоминает пословицу "Глаза боятся, а руки делают".

Вряд ли политики реально занимаются проблемами прав меньшинств – скорее, они поняли, что с евроинтеграционного поезда невозможно сбросить ЛГБТ, иначе этот поезд просто не пройдет контроль на границе с ЕС.

С другой стороны, решая проблемы прав меньшинств, Украина может продемонстрировать свое стремление соответствовать высоким европейским стандартам и даже опередить некоторых европейских соседей.

Игра без правил

В то время, когда наше государство пытается развернуть 42-миллионную страну в западном направлении, в странах Европы распространяется евроскептицизм. Референдум в Нидерландах – одно из его проявлений.

Остановить такое отношение Украина может, продемонстрировав успешные реформы, делающие нас действительно европейской страной. К сожалению, пока таких реформ – гораздо меньше, чем хотелось бы.

Именно поэтому важны те сферы, где успех достигнут. Сфера защиты прав ЛГБТ – одна из них.

И наконец, не стоит забывать: если Нидерланды останавливают процесс ратификации Соглашения, ЕС получает у себя на границах нереформированную страну, которая сожгла все мосты с Россией и которой больше некуда идти.

Что будут делать 42 миллиона угнетенного населения, остается только догадываться.

Элементарная логика говорит, что отказ от ратификации Соглашения приведет к неконтролируемой ситуации в крупнейшей стране в Европе, прямо на пороге Европейского Союза.

Это поставит под угрозу все наши общие достижения последних лет.

Но у нас есть лишь несколько месяцев, чтобы повлиять на ситуацию. И украинское ЛГБТ-сообщество не останется за рамками этого процесса.

    

 

Автор: Богдан Глоба,

Национальный ЛГБТ-портал Украины

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.