Тупик энергомодернизации. Почему Украине не нужна финпомощь ЕС

Пятница, 1 апреля 2016, 09:22 — Кшиштоф Герульский, Группа поддержки Евросоюза

Подписав Соглашение об ассоциации, Украина взяла на себя обязательства, в том числе и по адаптации своего законодательства в сфере энергоэффективности. Теперь ЕС ожидает, что эти обязательства будут выполнены.

Что именно необходимо сделать Киеву?

Речь идет об адаптации четырех ключевых директив ЕС в этой сфере: об энергоэффективности зданий, энергомаркировке, экодизайне (эта директива устанавливает требования к потреблению энергии бытовой техникой - тут работа еще и не началась), а также об энергосбережении.

Последняя директива самая важная – ведь она касается всех секторов экономики, а не только ЖКХ.

В этой сфере мы ждем от Киева принятия двух важных законов: об учете тепла и установке счетчиков, а также об энергоэффективности зданий. Оба этих закона уже разработаны правительством, но пока так и не поданы на рассмотрение Верховной рады.

Возможно, этому препятствует отсутствие политической воли. Возможно – непонимание чиновниками важности этих инициатив.

Однако это промедление, по нашему мнению, уже чересчур затянулось.

В этой связи стоит отметить еще один очень важный момент:

принятие этих законов является неотъемлемой частью условий ЕС по представлению макрофинансовой помощи.

Соответственно, промедление с их принятием в очередной раз откладывает получение транша помощи от Евросоюза.

Еще один нюанс – для ЕС важно не одно лишь принятие этих законопроектов, а запуск системы. Это требует принятия подзаконных актов, создания Фонда энергоэффективности, который будет заниматься внедрением этих технологий, и многого другого.

Вся эта работа требует времени. Как показывает опыт стран ЕС, на внедрение таких механизмов понадобится не менее полугода. И это в случае, если указанные законопроекты будут оперативно приняты!

В итоге складывается ситуация, когда украинское правительство говорит о необходимости финансовой поддержки ЕС, признает необходимость реформ, однако ничего не делает ни для одного, ни для другого.

И наконец,

Евросоюз надеется, что в украинском правительстве понимают, что проведение этих реформ нужно не только для получения транша, но и для оздоровления экономики.

Если это так, тогда в правительстве должны беспокоиться не только о принятии законов, но и о том, как сделать эту реформу максимально эффективной.

Добиться этого можно, одновременно начав работу в нескольких направлениях. Менять законодательство, одновременно – искать средства для создания Фонда энергоэффективности, одновременно – популяризировать его среди населения.

При этом под популяризацией мы имеем в виду не только рекламу, но и пояснения – какие работы по энергосбережению наиболее эффективны, с чего лучше начать, чтобы потом не переплачивать и не делать одну и ту же работу дважды. Это те меры, которые позволят Украине провести энергомодернизацию с наименьшими затратами.

При этом каждое из указанных действий по отдельности не даст необходимого результата. Поэтому ЕС советует не затягивать с реформами, дав старт работам в различных сферах.

Мы надеемся, что в правительстве понимают важность этих изменений. И что политическая воля обязательно появится.

 

Автор: Кшиштоф Герульский,

эксперт Группы поддержки Евросоюза

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.