Перед экзаменом: готова ли Украина к европейской безопасности продуктов питания

Вторник, 26 июля 2016, 09:10 — Любовь Акуленко, Светлана Майструк, Украинский центр европейской политики

В начале осени в Украину прибудет миссия Food and Veterinary Office, подразделения Директората Еврокомиссии (DG SANTE), которая будет проверять один из вопросов государственного контроля безопасности пищевых продуктов, а именно остатки ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ в продуктах животного происхождения (молоко, мясо, сыры).

В этой ситуации особенно актуальным становится вопрос: можем ли мы обеспечить европейский уровень безопасности пищевых продуктов своим потребителям.

Базовым в этом направлении является изменение украинского законодательства и адаптация европейских норм и стандартов.

Ведь любая проверка, касающаяся пищевых продуктов, глобально касается того, как работает система государственного контроля безопасности пищевых продуктов. В сентябре европейцы будут оценивать именно ее.

В Украине уже начали работать базовые принципы европейской системы государственного контроля безопасности пищевых продуктов благодаря закону "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качестве пищевых продуктов" (№771), который предусматривает осуществление проверок без уведомления.

Однако для того, чтобы система контроля была максимально эффективной и похожей на европейскую, в Украине необходимо ввести еще ряд новаций.

Данные новации предусмотрены в новом прогрессивном законопроекте "О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных" (№ 0906).

Этот законопроект был подан еще в 2014 году, в том же году он прошел первое чтение. Но, что важно, в течение последних полутора лет он был принципиально переработан. В частности, туда были внесены все ключевые изменения, которые адаптируют нашу систему безопасности пищевых продуктов к европейской.

Фактически мы имеем новый законопроект, позиции которого были согласованы с экспертами ЕС.

Для увеличения нажмите на изображение 

Однако до сих пор вследствие различных проблем законопроект не выносится в зал Верховной рады.

В чем суть самого законопроекта?

1. Количество проверок конкретного оператора рынка будет зависеть от риска, который представляет его деятельность.

В законе разработана основа для категоризации, которая будет внедрена соответствующим подзаконным актом.

Согласно ему, оценка риска операторов рынка будет базироваться на четырех критериях: тип пищевых продуктов и способ обращения с ними; процессы переработки и/или обработки пищевых продуктов; потенциальное негативное влияние на определенное количество потребителей при условии несоблюдения требований законодательства о безопасности пищевых продуктов; соответствие процедур.

Планируется, что все категории риска каждого из критериев будут оцениваться установленным количеством баллов. По результатам проверок, согласно набранному количеству баллов, предприятию ежегодно присваивается одна из следующих категорий риска: очень высокий риск; высокий риск; средний риск; низкий риск; очень низкий риск. От этого и будет зависеть дальнейшее количество проверок.

2. Профессиональный государственный контроль.

Не секрет, что сейчас специалисты многих предприятий пищевой отрасли лучше ориентируются в европейских требованиях к пищевым продуктам и процессам производства. Так как может осуществлять государственный контроля человек, не имеющий достаточных знаний?

Поэтому государственный ветеринарный инспектор должен будет успешно сдать экзамен по ряду четко определенных тем.

А именно: переработка пищевых продуктов и пищевые технологии; принципы и методы надлежащей практики производства и управления качеством; содействие распространению и соблюдению гигиены пищевых продуктов и безопасности пищевых продуктов (надлежащие практики гигиены); принципы и методы анализа рисков; принципы НАССР и процедуры его введения от "поля до стола" и аудиты.

3. Детальное определение видов государственного контроля.

Четкое определение того, что должен проверять государственный инспектор, когда речь идет о безопасности пищевых продуктов, необходимо во избежание злоупотреблений.

Например, нормы законопроекта объясняют, что, например, один из видов контроля – государственный аудит процедур, основанных на принципах НАССР, – включает в себя проверку: документации; ведения записей процессов, влияющих на безопасность пищевых продуктов и/или кормов; системы внутреннего контроля оператора рынка; корректирующих действий, предпринятых оператором рынка в результате анализа выявленных несоответствий; квалификации персонала.

Также для предотвращения коррупции законопроект предлагает применять норму, которая позволяет осуществлять аудит процедур, основанных на принципах НАССР, на предприятии только в том случае, если государственный инспектор, направленный на аудит, не осуществлял государственный контроль на таком предприятии в течение последних трех лет.

4. Проверка импорта по "европейским" правилам.

Сейчас в Украине контроль пищевых продуктов на границе осуществляется в форме предварительного документального контроля. Другие виды проверок проходят уже на таможне назначения.

Опасный пищевой продукт можно обнаружить только внутри страны, далеко от пункта ввоза.

При этом уничтожать такие продукты Украина должна за свой счет. Зато в Европе установлен специальный режим проверок на границе для пищевых продуктов животного происхождения – груз не пройдет на территорию ЕС, пока его не проверят на специальном пограничном посте.

Также в законе уточнен ряд важных норм, которые ранее могли вызвать вопросы.

Первая касается проверок без предупреждения. Есть противоречие в действующих законах касательно этой нормы.

Как это выглядит на практике? Оператора рынка предупреждают о проверке заранее. Это прямо противоречит подходам, которые действуют в ЕС, поскольку такое предупреждение значительно снижает эффективность проверки. Новый законопроект о контроле призван разрубить этот гордиев узел.

Во-вторых, законопроект предусматривает новый подход к вопросу освобождения от ответственности за совершение "малозначительного" нарушения.

Если выявленное правонарушение является малозначительным и было устранено до окончания контроля, протокол не составляется, а оператор рынка освобождается от ответственности. Что касается штрафов, то предусматривается четкая система градации размера штрафа в зависимости от степени тяжести нарушения.

В-третьих, детализированы нормы, которые помогут оператору рынка избежать злоупотребления инспекторами своих полномочий. Инспектор будет ограничен исключительным перечнем вопросов, которые можно задать во время проверки. Такой перечень будет в свободном доступе для всех операторов рынка.

Следовательно, благодаря введению новой системы контроля государство сможет уменьшать расходы на проверки за счет увеличения их эффективности, оператор рынка – действовать "на опережение" благодаря соблюдению законодательства.

А потребитель получит уверенность в безопасности пищевых продуктов, поскольку проверки будут направлены не на готовый продукт, а на все этапы производства и оборота пищевых продуктов, что позволит выявить опасный продукт до момента его попадания потребителям.

Надеемся, что парламент рассмотрит законопроект №0906 среди первоочередных сразу после открытия сессии в сентябре, чтобы Украина смогла продемонстрировать европейцам, насколько активно мы принимаем европейское законодательство по установления эффективной системы государственного контроля безопасности пищевых продуктов.

Авторы:

 

Любовь Акуленко,

координатор ОО "Украинский центр европейской политики",

 

Светлана Майструк,

эксперт ОО "Украинский центр европейской политики" 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.