Два сигнала от Лукашенко: почему выборы в Беларуси стали особенными

Понедельник, 12 сентября 2016, 15:54 — Геннадий Максак, "Украинская призма"

11 сентября граждане Беларуси проголосовали на выборах в Палату представителей двухпалатного Национального собрания.

По мажоритарной системе в одномандатных округах выбрали одну палату, которая формируется по результатам прямого голосования – всего 110 депутатов.

Но впервые с 2004 года в законодательный орган Республики Беларусь прошли двое оппозиционеров. Такой себе реверанс от Лукашенко в сторону Запада.

Симуляция выборов под этикеткой доверия

Вспоминаю опыт, когда в 2010 году пришлось присутствовать во время голосования на выборах президента Беларуси.

Учитывая, что тогда Лукашенко мало заботился мнением Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, его задачей было легитимизировать результаты через другие квази-наблюдательные миссии. Пригласили и нас, представителей НПО из приграничных областей Украины, надеясь на лояльное восприятие.

Показали весь процесс голосования, но когда пришло время подсчета голосов, нас пригласили на фуршет. Зачем тратить время на скучное сидение на участках?!

Мы смогли вырваться на участки, но были менее успешны в наблюдении за подсчетом: правдами и неправдами члены участковой комиссии отодвинули нас на безопасное расстояние, откуда можно было видеть только их спины.

Когда мы поделились этими впечатлениями с представителем местной власти, он объяснил это так: "А зачем наблюдать? Вы что, не доверяете своим гражданам?! Надо доверять!".

Нас он не убедил, но продемонстрировал, как выборы "продаются" белорусскому обществу под этикеткой доверия.

И вашим, и нашим

Теперь можем поговорить о парламентских выборах 2016 года и доверии к их результатам.

Что же получили белорусы в результате голосования?

Диагноз: праздника справедливости и открытости не получилось. Да и не могло получиться. Такая цель не стояла.

Задача была другая. И власть ее вполне успешно реализовала. Если не копать глубоко, то для базового понимания случившегося достаточно послушать выступление Александра Лукашенко на избирательном участке 11 сентября.

Начнем с того, что давление Запада было одним из акцентов выступления президента.

В присущей ему манере глава соседнего государства отметил, что Беларусь готова двигаться вперед в отношениях с западными партнерами и слышать их пожелания, однако не готова выходить так далеко из зоны комфорта.

При этом Россия как другая ось многовекторной политики должна понять это. Для этого Лукашенко акцентировал внимание на другом символе – российском флаге, поднятом представителем белорусской сборной на параолимпийских играх в Рио.

 

Во-вторых, Лукашенко не упустил очередной возможности подчеркнуть слабости оппозиционного движения в стране и его зависимости от иностранных "доноров". Упрекнул их в далекости от народа и нежелании брать ответственность.

Это те основные тезисы, которые описывают сценарий проведения выборов: контролируемость с элементами открытости и демократичности процесса.

Белорусские лекала контролируемости выборов

Несколько чисто технических показателей, которые характеризуют избирательный business as usual по белорусским лекалам.

Во время итоговой пресс-конференции 12 сентября председатель ЦИК Белоруссии Лидия Ермошина указала на традиционно высокую явку. На этот раз она составила 74,8%, что примерно соответствует показателю четырехлетней давности. Депутаты избраны в одном туре по всем 110 округам (должна быть явка более 50% избирателей на участке).

Примерно в том же диапазоне была активность во время выборов 2012 года. Это может указывать на желание традиционного использования высокой явки как легитимизатора доминантной роли президента в системе управления государством.

Три четверти избирателей на участках – это не голоса за депутатов, это такой себе рейтинг "батьки", который формирует представительный орган как вспомогательный.

Можно ли доверять этому рейтингу? Есть большие сомнения.

И прежде всего из-за заложенных и системно использованных манипуляционных инструментов.

Первый из них – досрочное голосование на выборах. Целых пять дней власть позволяет выбирать до официального дня голосования.

И хотя это должно бы восприниматься как исключение из правила, на самом деле так обеспечивается около 30% голосов при достаточно низком уровне контроля за процессом волеизъявления.

На этот раз в досрочных выборах приняли участие 31,3% избирателей. Это по официальной статистике.

Наблюдательные миссии, которые мониторили этот процесс, заявляют о значительных расхождениях с официальными данными, которые являются завышенными. Это не говоря уже о голосовании по месту нахождения избирателей 11 сентября, где также фиксировались значительные разногласия.

Поэтому "мобилизация" трудовых коллективов, студентов и других зависимых от власти категорий граждан является просто замечательным инструментом для того, чтобы "слепить" результат.

Два "легальных" оппозиционера

Активное участие оппозиционных сил, к сожалению, не привела к широкой представленности в парламенте. Пока только две представительницы: Анна Конопацкая и Елена Анисим – могут получить мандаты.

 Анна Конопацкая

В то же время есть основания считать, что их в Палату представителей власти привела специально.

 Елена Анисим

В одном случае малоизвестный кандидат от оппозиционной партии побеждает более опытного и медийно раскрученного кандидата из оппозиционного блока и достаточно авторитетного представителя власти.

В другом – провластный кандидат снял свою кандидатуру до голосования.

Довольно интересная и в то же время печальная картина с представительством партий, учитывая, что они не являются исключительным субъектом выдвижения кандидатов. Помимо партий, кандидатов могут делегировать для участия в выборах граждане Беларуси, трудовые коллективы.

Таким образом, нижняя палата парламента вряд ли станет местом для реализации партийных платформ. Всего 16 "партийцев" зашло из 110, и только один – из оппозиционной партии. Формирование фракций парламента по партийной принадлежности является столь же призрачно, как и в предыдущих созывах.

Вместо выводов

Итак, в сухом остатке имеем:

1. Результаты выборов показали полный контроль Лукашенко над ситуацией в стране, возможность четкого "программирование" административными методами ожидаемого состояния.

В настоящее время результаты парламентских выборов вполне соответствуют текущей фазе многовекторности внешней политики "оттепели" в отношениях с США и ЕС.

2. Действующая избирательная система с такими экзотическими инструментами, как 5-дневное досрочное голосование, трудно контролируемое демократическими силами голосование по месту пребывания избирателей, дискриминационное формирование избирательных комиссий, позволяет формировать желаемый результат.

Вряд ли эта модель будет изменена в ближайшей перспективе, поскольку вполне обеспечивает консервирование действующей вертикали власти.

3. Парламент не является институтом, способным генерировать альтернативное видение развития государства, площадкой для формирования и выращивания политической элиты. Маловероятно, что к 2020 году, времени окончания полномочий этого созыва, политический вес Палаты представителей возрастет.

4. Появление двух оппозиционных или, скорее, альтернативных депутатов не является ни сбоем властной системы, ни изменением общественных настроений.

Это циничный запланированный элемент "демократизации", рассчитанный на западного наблюдателя, в той дозе, которая позволяет избежать формирования системной парламентской оппозиции.

5. Оппозиционные силы в Беларуси являются достаточно слабыми и разрозненными с ограниченным доступом к финансовым и медийным ресурсам.

Частично это является результатом отсутствия открытых олигархических кланов в стране, а частично – продуманной политикой ограничения политической активности в Беларуси.

 

Автор: Геннадий Максак,

председатель Совета внешней политики
"Украинская призма"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.