Черный день для независимой Шотландии. Остаются ли шансы на референдум о выходе из Британии?

Пятница, 9 июня 2017, 15:42 — , Европейская правда
Фото BBC

Внеочередные парламентские выборы в Великобритании стали холодным душем для консерваторов.

Еще месяц назад эти выборы считались легкой прогулкой для тори – преимущество партии Терезы Мэй было очевидным. Все социологические опросы прогнозировали консерваторам увеличение фракции, а лейбористам – существенное уменьшение количества мандатов.

Террористические акты в Манчестере и Глазго полностью изменили предвыборные расклады. Как следствие, фракция тори похудеет на 13 мандатов, а главное – потеряет большинство.

Результат оказался полностью противоположным планам – вместо усиления позиции однопартийного правительства ее величества в сложных переговорах об условиях Brexit Великобритания получит коалицию или даже правительство меньшинства, в котором на каждое голосование консерваторам придется искать поддержку в других фракциях.

Однако вторая цель, ради которой проводились внеочередные выборы, была достигнута. Эта цель – блокирование идеи нового референдума о независимости Шотландии.

Ответ на вопрос о независимости дал первый (и пока единственный) референдум, который состоялся в 2014 году. Впрочем, не очень уверенная победа юнионистов, то есть противников выхода Шотландии, оставляла надежду на реванш.

Шанс на это дал Brexit. В Шотландии процент сторонников единства с ЕС оказался существенно выше, чем на юге. Все это давало основания Шотландской национальной партии (ШНП) требовать повторного референдума.

Однако для этого партия должна иметь мощное представительство как в общегосударственном, так и в шотландском парламентах.

Стоит напомнить: в последние десять лет ШНП последовательно увеличивала свой политический вес. Так, на выборах в региональный парламент Шотландии, Pàrlamaid na h-Alba, в 2007 и 2011 годах партия расширила свое представительство на 20 и 22 мандата.

С 2011 года ШНП удерживает большинство в парламенте Шотландии, что и сделало столь весомыми их требования о референдуме.

Определенным исключением стали выборы 2016 года – первые после проигрыша референдума. Тогда националисты потеряли 6 мандатов в шотландском парламенте, но это поражение было полностью компенсировано триумфом на общенациональном уровне. Представительство ШНП в Палате общин Великобритании возросло с 6 до 56 депутатов, сделав их третьей политической силой страны.

Именно поэтому одной из ключевых задач выборов-2017 для Лондона было уменьшение влияния ШНП.

Социология была на стороне центрального правительства. Все опросы прогнозировали шотландцам снижение поддержки, вопрос заключался лишь в том, насколько значительным будет это снижение, или все обойдется потерей нескольких мандатов. Неслучайно идею досрочных выборов так остро критиковала первый министр Шотландии Никола Стерджен.

Но в итоге внеочередные выборы стали катастрофой для шотландских националистов.

Представительство партии в парламенте сокращается на 21 мандат, а в шотландском парламенте – на 6 мандатов.

Лидер партии и первый министр Шотландии Стерджен уже нашла в этих результатах определенный позитив, подчеркнув, что ШНП сохраняет большинство в шотландском парламенте. Это – отсылка к ее предыдущему заявлению о том, что если ШНП по результатам досрочных выборов получит большинство в региональном парламенте, то британское правительство должно согласиться на второй референдум о независимости Шотландии.

 Никола Стерджен во время брифинга после выборов. Фото heraldscotland.com

Да, националисты действительно сохранили большинство "дома" и остаются третьей по величине фракцией в национальном парламенте.

Но в то же время партия получила на выборах несколько громких оплеух, которые заставляют по-новому посмотреть на перспективы нового референдума о независимости.

Выборы проиграли несколько знаковых представителей партии, в частности заместитель председателя ШНП Ангус Робертсон.

Однако главной сенсацией стало поражение бывшего лидера партии Алекса Салмонда. Шокирующий результат – проиграл экс-лидер ШНП, бывший первый министр Шотландии, "отец" референдума о независимости. Да еще и кому – консерватору, противнику независимости!

И консерваторы, и лейбористы, комментируя результаты ШНП, делают одинаковые выводы – внеочередные выборы положили конец разговорам о втором референдуме о независимости Шотландии.

"Indyref2 мертв", – так прокомментировала перспективы повторного шотландского референдума лидер шотландских тори и новая звезда партии Рут Дэвидсон. По ее оценке, именно педалирование темы повторного референдума (в ситуации, когда избиратели не знали, как отразится на их жизни Brexit) и повлекло обвал рейтингов ШНП.

"Пузырь ШНП лопнул", – еще острее прокомментировал ситуацию государственный секретарь по вопросам Шотландии Дэвид Манделл.

Никола Стерджен пока не комментирует перспективы повторного референдума, говоря, что сейчас не время для поспешных решений. Впрочем, она отмечает, что продолжит думать над реализацией этого плана.

Правы ли юнионисты, говоря, что вопрос референдума закрыт? Наверное, только частично.

Действительно, ШНП в ближайшем будущем придется делать акцент на других вопросах, временно забыв о референдуме.

Впрочем, в любой момент свое слово может сказать и Brexit. В случае жесткого сценария развода Великобритании и ЕС негативные экономические последствия неизбежны. А это почти наверняка изменит настроения избирателей.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.