Время уходит: последний шанс для Украины остановить Nord Stream-2

Среда, 24 января 2018, 08:50 — , Bruegel

Nord Stream-2 – газопровод, напрямую соединяющий Россию и Германию, – это, несомненно, плохой вариант для Украины.

Он позволит "Газпрому" в значительной степени обойти украинскую газотранспортную систему при поставке газа потребителям в ЕС. Как следствие, это может привести к существенному сокращению транзитных поступлений в Украину: до $2 млрд в год, что на сегодня соответствует примерно 2-3% ВВП.

К тому же это усложнит поставки топлива из ЕС. Закономерно, что цена российского газа на украинской границе будет значительно выше, если в Словакию он будет доставляться через второй "Северный поток", а затем – через Германию и Чехию.

В то же время нет гарантий, что при таких условиях объем газа для поставок в Украину будет достаточным.

Итак, украинская сторона может быть вынуждена восстановить покупку топлива в России, а без рычагов воздействия в виде транзита газа, имевших место в прошлом, силы в этих переговорах будут очень неравноценными. К тому же среди требований российской стороны, кроме высоких цен, могут быть и составляющие политического характера.

Но что же делает Украина, чтобы предотвратить Nord Stream-2?

Действительно, "Нафтогаз" и некоторые политики пытаются лоббировать в Вашингтоне и Брюсселе позицию против строительства газопровода. Но у них нет хороших аргументов, убедили бы влиятельных европейских потребителей газа.

Тарифы на транзит голубого топлива через Украину в данный момент выше, чем ожидаемые тарифы нового российского проекта. А поскольку украинская тарифная политика не является прозрачной и предсказуемой, европейские потребители газа просто не верят, что Украина будет недорогим и надежным транзитером в течение следующего десятилетия.

Но вместо того, чтобы разработать заманчивое предложение для покупателей услуг транзита, украинское правительство сидит сложа руки уже два года.

Энергетический регулятор остается политизированным и нефункциональным, а газотранспортная система – преимущественно нереформированной и интегрированной в "Нафтогаз". И пока в Киеве дискуссии сосредоточены на том, кто контролирует транзитный доход, Nord Stream-2 с каждым днем ​​становится на шаг ближе к воплощению.

На этом этапе речь идет не о политических заявлениях о доброй воле или робких планах реформ, растягивающихся до 2020 года. Речь идет о мерах уже в первой половине текущего года.

В частности, немедленно нужно провести анбандлинг (отделить оператора транзитной системы), а справедливый тендер на ее функционирование должен позволить операторам западных систем взять на себя управление новым оператором ГТС.

Именно это может обеспечить западным потребителям газа тот уровень доверия, который необходим для отказа от проекта Nord Stream-2.

Стоит понимать, что без быстрых и решительных действий Nord Stream-2 с его потенциальными катастрофическими последствиями для Украины почти невозможно преодолеть.

Реализация худшего сценария не будет на совести тех, кто действует в собственных интересах. Ведь если Украина не сможет предложить надежную, экономически обоснованную альтернативу Nord Stream-2 – это будет только ее вина.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.