Представитель ЕС по гуманитарной помощи: "Пострадавших очень много, поэтому деньги выдаются разово"

Пятница, 23 января 2015, 11:19 — Владимир Ермоленко, Вера Тубальцева, для ЕвроПравды

Евросоюз является крупнейшим донором помощи Украине, в частности гуманитарной помощи. Между тем в общественном сознании такие средства не всегда ассоциируются с Евросоюзом, ведь ЕС предоставляет их не напрямую, а через свои партнерские организации: агентства ООН, международные неправительственные организации вроде Красного Креста или организации "Спасем детей", или же государственные организации из стран ЕС – Норвежский совет по делам беженцев и Датский совет по делам беженцев и др.

То есть, если вынужденный переселенец получает помощь, например, от ООН, вполне возможно, что на самом деле это средства ЕС.

Уже 27 января в Украину должна прибыть еврокомиссар по вопросам гуманитарной помощи Христос Стилианидис. Ожидается, что он сообщит об увеличении помощи со стороны ЕС.

Чтобы понять, как работает система гуманитарной помощи Евросоюза, как оцениваются потребности и определяются приоритеты, мы решили пообщаться с Мамаром Мерзуком, главой представительства ECHO в Украине. ECHO – это департамент Еврокомиссии по вопросам гуманитарной помощи и защиты гражданского населения, то есть главная гуманитарная служба ЕС.

* * * * *

– Каков сейчас объем гуманитарной помощи ЕС Украине?

– На сегодняшний день мы предоставили около 11 млн евро гуманитарной помощи Украине через ECHO.

Помимо этого, мы выделили 17 млн евро из программы регионального развития, чтобы ускорить строительство центров проживания, и 4,5 млн евро для инициатив, способствующих миротворческому процессу в общинах; эти средства идут из другого источника – "европейского Инструмента стабильности".

До конца марта все эти средства будут распределены. Мы уже объявили о выделении дополнительных 5 млн евро гуманитарной помощи для удовлетворения новых потребностей, которые сейчас возникают.

Кроме того, 73 млн евро гуманитарной помощи поступили от отдельных государств-членов ЕС.

[Вместе эти суммы составляют 105,5 млн евро. Это грантовая помощь, то есть ее Украина не должна возвращать. Но, помимо нее, Европейский инвестиционный банк выделил 200 млн евро кредита для восстановления разрушенной инфраструктуры и других объектов. Для более детальной информации см. инфографику. – Ред.]

 Помощь в рамках ECHO. Нажмите на картинку для просмотра инфографики
Вся гуманитарная помощь ЕС. Нажмите на картинку для просмотра инфографики

– Какие виды помощи вы оказываете?

– Одна из общерекомендованных мировых практик – предоставить денежные выплаты людям, чтобы они смогли самостоятельно оплатить аренду жилья, купить нужный товар и т.д. Это один из способов достойной поддержки людей. Другой вариант – помощь в сфере здравоохранения; есть также много других видов помощи.

Прямая денежная помощь может быть эффективным средством.

Люди имеют разные потребности, поэтому для них удобнее просто получить деньги и купить необходимые вещи. Например, одна семья нуждается в медикаментах для детей, другая – в деньгах для аренды жилья.

Мы предоставили денежную помощь для людеб в Харькове и Днепропетровске, поскольку это города с наибольшей долей вынужденных переселенцев.

– Вы предоставляете фиксированные суммы денежной помощи?

– Да. Эти суммы составляют около $300.

Сначала было намерение оказывать такую помощь каждый месяц. Но пострадавших очень много, и поэтому эти деньги выдаются разово. Всегда есть дилемма: оказывать большую помощь немногим или меньшую – но большему числу людей.

– Сколько людей получили такую денежную помощь?

– Мы предоставили ее примерно 2000 семей в Харькове через Международную организацию по миграции, а также 3000 семей через организацию "Спасем детей". Но это лишь один из видов помощи, которую мы оказываем.

– Что должно сделать внутренне перемещенное лицо, чтобы получить помощь от ЕС?

– Человек может обратиться за помощью к той негосударственной организации, которая работает в их регионе – например, "Спасем детей" (Save the children) в Днепропетровске или Агентство ООН по делам беженцев в Харькове. Также люди могут обращаться в Офис ООН по координации гуманитарных вопросов или непосредственно к нам.

– Вы оказываете помощь в зоне АТО?

– Да, мы помогаем в этом регионе через партнерские организации: Красный Крест, Агентство ООН по делам беженцев и международные негосударственные организации, которые имеют опыт работы в таких странах, как Сомали, Сирия, Ирак, и т.д.

 

– Сталкиваются ли эти организации с ограничениями в своей работе?

– Это непростая работа. Но мы стараемся донести до обеих сторон, что должны опираться на гуманитарные принципы.

– Как вы определяете тот объем финансовой помощи, который вы решаете выделить Украине? И как вы проводите оценку потребностей?

– Наша система принятия решений опирается на просьбы, которые идут или от правительств, или от ООН.

В данном случае в августе 2014 года ООН обратилась к нам с просьбой о помощи Украине. В ответ на нее ECHO выделило свой вклад. Такая же процедура применяется и в случае других кризисов, например в Сирии и других странах, где есть потребность в гуманитарной помощи.

Когда возникает конфликт, мы проводим анализ потребностей и на его основе намечаем перечень этих потребностей и способов помощи. Мы определяем приоритетные направления предоставления средств на основе информации от ООН и других партнерских организаций, а также на основе собственных исследований.

– Как функционирует система гуманитарной помощи Евросоюза? Вы сотрудничаете с партнерскими организациями, ЕС непосредственно оказывает помощь людям?

– Особенностью ECHO является то, что у нас есть определенные организации-партнеры, которые подписали рамочное соглашения о партнерстве с Европейской комиссией и ECHO. Мы сотрудничаем с такими партнерами – например, Красным Крестом, агентствами ООН, Международной организацией по миграции и т.д.

– Какие организации являются вашими партнерами в Украине?

– В Украине мы сотрудничаем с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, организацией "Спасем детей" (Save the Children), Норвежским советом по делам беженцев, Датским советом по делам беженцев, организацией "Люди в беде" (People in Need), Агентством ООН по делам беженцев, Всемирной продовольственной программой, ЮНИСЕФ, Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией по миграции и другими.

Помимо этого, непосредственную помощь оказывают также государства-члены ЕС и другие страны.

– То есть, если кто-то в Украине получает помощь от ЮНИСЕФ, например, то это могут быть деньги ЕС?

– Да, конечно.

– В Украине сейчас более 600 тыс. внутренне перемещенных лиц, и у каждого из них есть различные потребности – в жилье, питании, транспорте и т.д. Как вы выбираете приоритеты, на какие именно нужды отреагировать?

– Конечно, мы не можем охватить все потребности. Наши приоритеты – это обычно оказание жизненно необходимой помощи, чтобы люди не оказались на улице, не имели проблем со здоровьем и т.д.

Представьте, что вы спрашиваете врача, что он будет делать, если станет свидетелем дорожной аварии, когда у пострадавших сильное кровотечение. Разве он будет давать пострадавшему аспирин, чтобы унять головную боль? Нет, он сначала остановит кровотечение. И, остановив кровотечение, он везет пострадавшего в больницу. Другими словами, есть первоочередные шаги, которые следует делать.

Приоритеты ECHO зависят от конкретной ситуации – так же, как врач лечит каждого пациента в зависимости от его болезни. Помощь ЕС может предусматривать, например, прямые денежные выплаты, медицинскую помощь и т.д.

– Как вы следите за надлежащим использованием средств?

– Мы предоставляем средства ООН, Красному Кресту или другим признанным общественным организациям. Собственно, именно для этого и требуется представительство ECHO в Украине. Задача представительства – мониторинг выделенных средств.

Мы едем на места для встреч с теми, которые получают помощь. Существует целая система, которая позволяет проверить, действительно ли денежные средства поступили по назначению.

– Потерпите вы бюрократических препятствий в своей работе в Украине?

– Были некоторые нюансы, связанные с применением законодательства, позволяющего оказание скорой гуманитарной помощи. Были хорошие инициативы – например, закон о внутренне перемещенных лицах. Однако еще остаются нерешенными вопросы, связанные с налогообложением тех, кто получает помощь, и гуманитарных организаций.

Я хочу подчеркнуть, что нашей целью является помощь мирным гражданам, которые пострадали. Чем больше мы будем иметь доступ к этим гражданам, тем лучше мы можем оказать помощь, пока не поздно. Потому, наконец, важнейшая наша задача – спасение человеческих жизней.

Интервью опубликовано в сотрудничестве с Бюллетенем Представительства ЕС в Украине.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.