Карл Бильдт: У Путина есть два варианта – понемногу отступать или начать наступление на Украину

Понедельник, 21 сентября 2015, 09:35 — Сергей Сидоренко, Европейская правда
Фото Yalta European Strategy

Карл Бильдт – один из самых известных в Украине европейских политиков. Глава МИД Швеции в 2006-2014 годах; в 1990-х – шведский премьер, в Киеве он наиболее известен благодаря своей вовлеченности в украинские вопросы.

Бильдт вместе с польским коллегой Радеком Сикорским (см. его интервью "Путин понимает только язык танков "Абрамс" и самолетов F-22") был идеологом "Восточного партнерства", а при Януковиче стал одним из немногих открытых критиков украинского авторитарного режима в европейской элите. После смены власти в нашей стране он продолжил активно консультировать украинских политиков и чиновников.

"Европейская правда" побеседовала с отставным шведским политиком во время ежегодной встречи Ялтинской европейской стратегии (YES) в Киеве.

И мы можем подтвердить - после ухода в политическую тень Карл Бильдт стали не менее, а может и более интересным (потому что более откровенным) собеседником.


"Сейчас Украина и Россия  словно в гонке преследования"

 Затишье на Востоке Украины в последнее время отмечали и украинское руководство, и западные политики. На ваш взгляд, это надолго и всерьез?

 Никто не знает, но это действительно хороший знак.

Во-первых, это доказывает, что в случае, если Россия захочет остановить вооруженное противостояние (на Донбассе), она может это сделать.

Другой вопрос - почему она сделала это именно сейчас? Я связываю это с тем, что Путин поедет на Генассамблею ООН (визит начнется 28 сентября), где он уже долго не был. И ему действительно нужно создать красивую картинку под этот визит.

Не исключено, что ему потребуется реальное соблюдение перемирия вплоть до декабрьского решения ЕС по санкциям.

И к тому же, не нужно забывать, что они (поддерживаемые Россией боевики) сейчас просто неспособны на серьезные наступательные действия.

 Есть мнение, что в вопросе санкций время играет на руку Путину. Даже без соблюдению перемирия через некоторое время - скажем, два года - ЕС будет слишком сложно сохранять санкции.

 Напротив, время играет на руку Украине.

Давайте вспомним то время, когда начался острый кризис, то есть до крымского периода.

По мнению России, Крым был ее безусловным успехом.

И именно поэтому они запустили проект "Новороссия", всерьез рассчитывая на такой же успех, дожидаясь развала Украины на несколько частей в течение 3-4 месяцев. Но здесь они с треском проиграли. Удержать хотя бы то, что успели захватить, они смогли лишь направив в Украину значительный армейский контингент в августе 2014 года.

Именно поэтому появилось патовое минское соглашение.

Тут и далее - фото Александра Индичего, YES 

Но дальнейшее длительное содержание так называемых "ДНР" и "ЛНР" для России является серьезной ношей - и политической, и экономической. По сути, у Путина есть два варианта: он может постепенно отступать, что ему представляется непростым с политической точки зрения; либо же он начнет военное наступление на Украину, а это - еще сложнее и будет стоить невероятно дорого.

Но вернусь к тезису о том, что время играет в вашу пользу. Да, сейчас вы (Украина и Россия) - как в гонке преследования.

Но если за это время Украина сможет стабилизироваться и провести реформы, то именно вы окажетесь победителем в этой гонке.

"Есть возможность расширить крымский пакет санкций"

 Между тем не на руку Украине играет миграционный кризис в Евросоюзе. Одним из его последствий может стать появление праворадикальных правительств - например, в Австрии. Тогда ЕС будет чрезвычайно трудно найти консенсус для очередного продления санкций против РФ.

 Теоретически  да. Практически  нет.

Вы правы, крайне правые партии, дружественные Путину, могут набрать популярность из-за кризиса. Но санкции должны продолжить уже в декабре. И я не вижу никаких выборов в странах-членах ЕС, которые дадут такие изменения.

Если речь идет о более длительном периоде - год или два, то слишком много других неизвестных. И я действительно надеюсь, что к тому времени будут выполнены минские договоренности в том или ином виде.

Ведь Минск - это также возможность для Путина выйти из кризиса, в котором он оказался. И именно с такой целью это задумывалось.

 Если бы Путин действительно намеревался выполнять минские соглашения, он бы уже это сделал.

 Да, но надеюсь, что он изменит свое мнение.

Оглянитесь в прошлое, и вы согласитесь: его амбиции были значительно больше. С течением времени у Путина все уменьшается пространство для маневра.

В какой-то момент он может оказаться в ситуации, когда просто будет вынужден отступить.

Чтобы это произошло, Украина должна продолжать реформы, а ЕС должен подтверждать, что нынешняя политика - санкции плюс поддержка Украины - продлится так долго, как потребуется. И поддержка Киева здесь не менее важна, чем давление на Москву.

 Показательно, что мы долго говорим о конфликте с РФ, вспоминая только о Донбассе. Та же ситуация - когда ЕС говорит о санкциях. Есть опасность, что крымский вопрос постепенно исчезнет с повестки дня?

 Точно нет!

Вопрос Донбасса связан с секторальными санкциями, но есть также крымский санкционный пакет, и ряд санкций был продлен буквально на днях. Они будут подтверждаться дальше и дальше.

Более того, я считаю, что есть возможность усилить именно "крымские санкции".

Хотя и нынешние составляющие крымского пакета - некоторые персональные санкции - также оказывают заметный эффект.

"Надо пообещать, что оружие
доставят в Украину за 6 часов"

 Вы не раз говорили, что Украина должна получать больше поддержки на двустороннем уровне, со стороны отдельных государств-членов ЕС. Чего именно нам стоит ожидать? Деньги, оружие?

 Должны быть новые кредиты.

Они крайне важные, и они уже обещаны Украине. Когда МВФ говорил о помощи Украине в объеме $ 40 млрд, то кредит самого фонда был только частью этой суммы. А на практике из стран ЕС лишь Германия, Швеция и Польша предложили значительные суммы.

Страны ЕС должны найти для Украины больше денег, и США, кстати, тоже.

 Вы говорите о кредитах, а у нас больше ждут грантовой, безвозвратной помощи.

 Кредиты тоже важны. Во времена кризиса 2008-2009 года, когда Латвия потеряла 25% ВВП, именно наш кредит позволил стабилизировать страну и вернул доверие к ней. Кредиты дают вам возможность продолжать реформы

По оружию ответ - нет. Я согласен, что обороноспособность нужно поддерживать, но это можно делать не только с помощью оружия. Вам нужно от Запада больше учений, больше оборудования, и Швеция уже предоставляет Украине именно эту помощь.

Да, сейчас во многих странах ЕС продолжаются дебаты по поставкам оружия, но когда и чем они закончатся - неизвестно.

 

Лично мне нравится инициатива Радека Сикорского о том, чтобы разместить в Польше, Болгарии или Румынии значительное количество противотанкового вооружения, тренировать на нем украинских военных и четко заявить, что это вооружение предназначено именно для Украины, но будет предоставлено только в случае необходимости .

И что техника будет доставлена в Украину в течение шести часов в случае, если пойдет дальнейшее наступление.

Этот подход вполне может быть компромиссом в политической дилемме о предоставлении оружия Украина.

Причем речь идет именно об оружии оборонного типа, именно это вам нужно. Ведь Украина говорит, что не намерена наступать!

"Европа сможет предотвратить падение Шенгена"

 Миграционный кризис. Видите ли вы, как Европа может его решить?

 Во-первых, это не первый миграционный кризис у нас. Возможно, он самый крупный, но их было уже несколько - и после венгерского кризиса в 1956 году (антисоветское восстание, подавленное войсками СССР), и во времена балканской войны. Я хорошо помню, как тогда одна только Швеция приняла 100 000 боснийских беженцев, и это было непросто.

Сегодня число (беженцев) выше, но в то же время больше и Евросоюз, и у нас есть возможность распределить их между странами.

Это будет непросто, но я думаю, что это нам по силам.

 Переговоры о распределении беженцев, к слову, многих удивляют. Ведь речь идет о людях, а не о вещах, как же можно решать за них: ты едешь в Польшу, а ты - в Нидерланды ...

 В известной степени это возможно. Да, они могут иметь определенные преференции, когда едут в Европу, могут хотеть попасть в конкретную страну (подавляющее большинство хочет остаться в Германии, несколько меньше - в Австрии и Швеции). Но если они - настоящие беженцы, то я считаю, что они должны принять решение о том, что они должны ехать в другую страну.

Есть также другая инициатива, которая способна существенно изменить ситуацию.

Мы можем утвердить перечень "безопасных стран", жители которых не должны претендовать на статус беженца.

40% тех, кто просит статус беженца в Германии - с Балкан. Но есть общее понимание, что они - не беженцы, они должны вернуться в свою страну!

И если мы объявим их страны "безопасными", они выпадут из этого процесса.

То же самое касается граждан Турции, их ждет такой же подход.

А в случае, если Украина предоставят безвизовый режим поездок в ЕС - а я надеюсь, что это произойдет, - то же самое может произойти с Украиной, вы также попадете в список "безопасных стран".

Это не означает автоматического отказа в предоставлении статуса беженца тем, кто приехал с украинским паспортом - ведь все равно могут быть особые случаи, когда человек имеет право претендовать на этот статус по политическим или иным причинам. Однако общее правило должно быть именно таким - отказ в предоставлении убежища и другие процедуры, чем в отношении беженцев из Сирии.

Я думаю, что отмена виз для Украины и ее внесение в перечень "безопасных стран" должны быть четко связаны.

 Кстати, значительная часть беженцев из той же Сирии на самом деле тоже едут из Турции, о которой вы говорите, что она безопасна, и они уже имели там статус беженца.

 Действительно, значительная часть ищущих убежища уехали в Европу после того, как провели два или три года в лагерях беженцев Турции и просто потеряли надежду на возвращение домой. Можно говорить о том, что и в Турции они были в безопасности. Но при этом не забываем, что в одной лишь Турции - два миллиона беженцев, это очень много.

В Турции уже есть 10 городов, где число беженцев такое же, как количество турецкого населения.

Поэтому для этих людей небезосновательны попытки поехать дальше, в другие страны.

 Возможно ли, что ЕС из-за кризиса поступится своими фундаментальными принципами?

 Я не думаю, что это произойдет. Хотя Шенгенское соглашение, то есть принцип свободного перемещения, уже сейчас под угрозой, и ряд стран уже начал его нарушать - все слышали о восстановлении пограничного контроля внутри Шенгена.

Но я думаю, что Европа сможет предотвратить падение Шенгена.

Один из путей - создание совместной координированной системы действий в этой ситуации (с наплывом мигрантов).

Это будет непросто, потому что подход разных стран принципиально отличается. Но мы в ЕС привыкли к этому - во многих вопросах мы начинаем диалог с разных позиций, но шаг за шагом сближаем их и находим компромисс.


"Даже если присоединятся США,
Германия останется лидером Нормандских переговоров"

 Почему мы не видим активного участия ЕС в международном урегулировании? Многие говорят об усиленном роль внешней политики ЕС, о совместной безопасности и обороне, а на практике мы видим, что, к примеру, в минском процессе игроками являются Германия и Франция, а не Евросоюз.

 В некоторых вопросах Евросоюз все же является игроком, но в отношении Минска или Нормандского процесса вы правы. Я, откровенно говоря, не был слишком счастлив от того, какой формат сложился.

 

Вспомните - в апреле 2014 года были совсем другие инициативы, был создан Женевский формат с участием ЕС, США, Украины и России. В теории такие переговоры были бы логичными. Но так совпало, что именно тогда начался период, когда ЕС становится чрезвычайно слабым. Именно тогда проходили выборы в Европарламент, все ждали изменении состава Еврокомиссии. И именно тогда инициативу перехватили Берлин и Париж.

И хотя мне это не очень нравилось, я должен признать, что в конечном итоге Германия в этих переговорах сработала очень хорошо.

И точно - лучше, чем это мог бы сделать ЕС в тот же исторический период. К тому же Берлин вел переговоры в тесном сотрудничестве с Брюсселем и странами-членами ЕС.

 Есть ли шанс, что переговоры по Украине вернутся к Женевскому формату?

 Не думаю, что мы снова увидим Женевский формат, но вполне возможно, что Нормандия превратится в "Нормандию плюс", к ней присоединятся американцы и, возможно, также ЕС.

Но в любом случае Германия сохранит роль лидера в нормандских переговорах.

 Как насчет других международных инициатив ЕС?

 Я могу привести пример, в котором формально ведущую роль играет ООН, а на самом деле ключевыми являются усилия ЕС - это переговоры по Кипру.

С 1974 или даже с 1963 года - в зависимости от того, как считать, - эта страна глубоко разделена. И теперь наконец у нас есть шанс на разрешение кризиса.

Надеюсь, что в течение следующего года мы наконец получим мирное соглашение, соглашение об объединении Кипра.

Вообще есть два процесса в сфере международной безопасности, где участие ЕС в последнее время оказалось очень эффективным - это урегулирование кипрского кризиса и переговоры по иранской ядерной программе. Хотя в конце концов иранское соглашение превратилась, по сути, в договоренности между Ираном и США, участие ЕС в переговорах очень помогло.

Вообще изначально это была европейская инициатива, предложенная Хавьером Соланой, в то время американцы даже слышать о ней не хотели

Но есть процессы с участием ЕС, которые вообще не имеют успеха. Это и переговоры по ближневосточному урегулированию, которые полностью застряли, и Сирия, и Ирак, включая проблему "Исламского государства", и Ливия. И хотя по последней есть проблески надежды, в ближайшее время там успеха не будет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.