ЕС поможет пережить потерю рынка РФ. Подробности закрытого заседания комитета Ассоциации

Среда, 13 апреля 2016, 13:43 — Юрий Панченко, Европейская правда

Новые торговые отношения Украины и ЕС прошли первую попытку ревизии.

Такой проверкой стало первое заседание торгового комитета ассоциации Украина–ЕС, состоявшееся 12-13 апреля в Киеве и проходившее в закрытом режиме.

По Соглашению об ассоциации, к полномочиям Комитета относится рассмотрение вопросов двусторонней торговли, а также имплементации и функционирования зоны свободной торговли с ЕС. Иными словами, комитет должен был оценить состояние реализации экономической части Соглашения об ассоциации, определить, где мы показали прогресс, а где безнадежно вышли из графика.

Но самое главное – с этим заседанием украинская сторона связывала немалые надежды.

Прежде всего – о начале переговоров о пересмотре беспошлинных квот, необходимость которого постоянно подчеркивают в правительстве.

Однако ранее у европейцев было достаточно аргументов, почему они не готовы это делать, почему это пока не актуально.

Прежде всего, нельзя было пересматривать соглашение до его вступления в силу. А главное – весь прошлый год Украина и ЕС пытались найти компромисс с Москвой по поводу ее "обеспокоенности", связанной с влиянием ЗСТ на российскую промышленность. При этом россияне не скрывали, что их прежде всего интересует возможность очередного переноса старта ЗСТ на несколько лет, а заодно – внесение изменений в документ, что фактически означает начало новых переговоров с нуля.

"В ситуации, когда мы говорим представителям РФ, что изменение договора невозможно, мы не можем пойти навстречу Киеву и внести изменения, о которых он просит. Хотя бы потому, что из Москвы позвонят в Берлин и спросят: почему вы вносите правки по просьбе Киева и отказываете нам?" – рассказывал в октябре прошлого года чиновник из структур Еврокомиссии.

Но теперь эти опасения уже неактуальны. С 1 января режим свободной торговли Украины и ЕС вступил в силу, а Москва, повысив в ответ пошлины на украинский импорт, тем самым окончательно вышла из консультаций с Киевом и Брюсселем.

А соответственно – пришло время поднять вопрос о коррекции соглашения.

Для этого прежде всего надо было показать, что Украина выполняет все свои торговые обязательства, взятые в рамках Соглашения об ассоциации. Но выглядит ли ситуация настолько позитивно на самом деле?

"Европейская правда" пообщалась с участниками переговоров. По их оценке,

в целом Украина показала неплохой прогресс в имплементации европейских норм.

В частности, в ЕС положительно оценили ход реформ в сферах технического регулирования, антимонопольного законодательства и государственных закупок. Правда, более противоречивыми были оценки прогресса в таможенной сфере и энергетике.

С одной стороны, ЕС отметил принятие законов, способствующих прозрачности работы таможни. С другой, как отмечают переговорщики с европейской стороны, эти изменения еще не отразились на реальном положении дел на таможнях.

Подобная ситуация – и в энергетике. Требованием ЕС является создание независимого регулятора, который должен устанавливать тарифы. Как это всегда происходит в Украине, прогресс был достигнут в последние часы – 11 апреля Рада проголосовала в первом чтении доработанный законопроект № 2966-п "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг".

Этот шаг был воспринят положительно – как свидетельство того, что вопрос наконец-то сдвинулся с мертвой точки. Однако, как отмечают сами европейцы, они не настолько наивны, чтобы делать выводы, не дождавшись окончательного принятия законопроекта и, что самое главное, его практической реализации.

В число проблемных моментов, которые требуют активизации работы уже нового украинского правительства, вошли вопросы санитарных и фитосанитарных стандартов – Евросоюз недоволен скоростью их внедрения и говорит о нарушении графиков. Теперь сторонам придется согласовывать новые графики, выполнение которых ЕС будет контролировать еще жестче.

Другим примером срыва графика стал запоздалый старт работы Госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбы). По поводу последней стоит напомнить, что этот орган был создан еще в 2014 году, но заработал только недавно. Однако прогресс по этому вопросу, достигнутый в последние недели, достаточен, чтобы успокоить европейцев.

Впрочем, несмотря на проблемные позиции, украинские переговорщики отмечают, что общая оценка имплементации Украиной норм Соглашения об ассоциации положительная.

Все это позволяет поднять вопрос коррекции соглашения. Более того, по данным переговорщиков, в этом вопросе впервые зафиксирован определенный прогресс.

ЕС впервые на официальном уровне согласился начать консультации по дополнительной либерализации условий торговли и компенсации проблем украинского экспорта на российском рынке.

Теперь эти вопросы вынесены на экспертное обсуждение – ими займутся эксперты, работающие в четырех специальных подкомитетах: по санитарным и фитосанитарным мерам, таможенным вопросам и содействию торговле, географическим указаниям, торговле и устойчивому развитию.

Переговорщики отмечают: в первую очередь помощь ЕС будет касаться не пересмотра квот, а увеличения финансирования и экспертной поддержки.

В частности, в правительстве ожидают финансовой и консультативной помощи ЕС в создании экспортного агентства – одного из основных инструментов, который должен содействовать  экспортерам.

Также ЕС может способствовать налаживанию бизнес-контактов, в том числе организовав масштабный визит представителей европейского бизнеса в Киев.

Что касается ключевого вопроса – пересмотра квот, то все признают – даже несмотря на нынешний прогресс, это довольно долгий вопрос. "Этот вопрос должны согласовать все страны-члены ЕС, среди которых есть и те, кто не очень этому рад", – признают украинские переговорщики.

Именно поэтому пересмотр квот будет зависеть от разных вопросов, многие из которых напрямую не касаются торговли с ЕС, прежде всего – от имиджа Украины в Европе.

"Это достаточно болезненная тема для европейских фермеров. Именно поэтому ЕС никогда не пойдет навстречу стране, основные новости из которой – постоянные политические распри и провалы в борьбе с коррупцией", – отмечает переговорщик с европейской стороны.

Но самое главное – Украина до сих пор сохраняет ограничения в торговле с ЕС. И для европейцев это мощный аргумент против дальнейшей либерализации.

Сейчас есть два таких ограничения.

Первое – действующий 10-летний мораторий на экспорт необработанной древесины, вступивший в силу с ноября 2015 года. Этот законопроект очень беспокоит ЕС, ведь затрагивает интересы производителей многих стран.

Правительство уже подало законопроект, отменяющий этот мораторий (заменяя его на продажу древесины на аукционах – отдельно для резидентов, отдельно для иностранцев), что может стать компромиссом, который устраивает ЕС. Однако эта идея не нашла поддержки в Раде – об этом свидетельствует негативная реакция политиков на появление законопроекта. Кроме того, документ не прошел даже первого чтения, а потому будет отозван после назначения нового правительства.

Вторая проблема – ожидаемое повышение Украиной пошлины на экспорт металлолома. В марте Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №3868, который предлагает на три года повысить вывозную пошлину на лом черных металлов с 10 евро за тонну до 35 евро. Важный момент – за этот законопроект голосовала коалиция, а спикер Владимир Гройсман призвал поддержать инициативу.

Здесь ситуация очень схожа с древесиной, ведь свободный экспорт лома является существенным ударом по отечественному производителю.

По данным профильной ассоциации "Объединение "Металлургпром", экспорт металлолома в 2015 году составил 1213 млн тонн, что является наибольшим показателем за последние 10 лет. Как следствие – дефицит внутреннего потребления металлолома в прошлом году составил 855 тыс. тонн, или 22% от потребности.

При этом если в ситуации с древесиной возможным выходом может быть полное эмбарго на вырубку леса, обусловленное экологическими проблемами (однако такой шаг фактически убьет отечественную деревоперерабатывающую отрасль), то с ломом сохранение ограничений не может трактоваться иначе, как нарушение норм Соглашения об ассоциации.

Таким образом, Украина получила возможность корректировать Соглашение об ассоциации. Это очень хорошо, ведь Соглашение писалось много лет назад и базировалось на совершенно другой структуре украинской экономики.

Именно поэтому такая коррекция крайне необходима, чтобы в полной мере пользоваться преимуществами, которые дает Украине зона свободной торговли с ЕС.

Но чтобы воспользоваться этой возможностью – что еще не гарантирует конечный результат, необходимо прежде всего устранить собственные нарушения, что станет ударом по не последним отраслям отечественной промышленности.

Правительство стоит перед довольно сложным выбором. Но сложный выбор – в любом случае лучше, чем его отсутствие.

Автор: Юрий Панченко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.