Информационная война, европейский фронт. Часть первая

Пятница, 14 ноября 2014, 12:09 — Екатерина Андреева, для Европейской правды
Взгляды чешских политиков (в центре - Милош Земан) зачастую совпадают с российской, а не с европейской позицией по ситуации в Украине.

"Гражданская война" в Украине? "Майдан – логово бандеровцев"? Ходорковский – "не политзаключенный, а просто вор", которого следовало посадить?

Нет, это не цитаты российского пропагандиста Дмитрия Киселева. Это – высказывания действующего чешского президента Милоша Земана.

Этот ряд цитат можно продолжать, и не только в Чехии. Словацкий премьер Роберт Фицо, к примеру, называл Путина лидером, достойным подражания.

Многие в этих странах воспринимают слова своих политиков за чистую монету. И эта проблема имеет глубокие корни.

"Европейская правда" начинает подготовку серии публикаций о том, как выглядит Украина в масс-медиа стран ЕС. О том, какую картину Украины может увидеть рядовой житель Евросоюза, и о том, возможно ли изменить эту картину к лучшему.

Ведь в период информационной войны, которая открыто ведется против нашего государства, западный фронт не менее важен, чем восточный.

* * * * *

"Если у тебя не было личного опыта в Украине, то ты не поймешь, что там происходит на самом деле", – говорит словацкий эксперт по безопасности Радован Бланик в эфире ночного дискуссионного ток-шоу Pod lampou ("Под лампой") на государственном телеканале Dvojka.

Pod lampou – одна из последних интеллектуальных программ на территории бывшей Чехословакии, продолжение существования которой в последние годы – под большим вопросом. Сейчас она выходит в слоте 22.00 по четвергам – не лучшее время для серьезной 2,5-часовой дискуссии.

Но у зрителя, который хочет получить серьезную информацию об Украине, нет выбора.

Именно в этой программе зрители смогли наконец получить глубокий анализ ситуации в Украине из первых рук – от журналистов Чехии и Словакии, которые работают в горячих точках и ездят к нам каждый месяц.

Выудить такую информацию в местных телевизионных новостях практически невозможно.

После подписания минского соглашения наша страна исчезла с экранов. К украинскому вопросу телеканалы вернулись только накануне парламентских выборов и только в контексте выборов.

Ежедневные жертвы, раненые, волонтеры, героизм, от которого у нас захватывает дух – информация обо всем этом к чешским зрителям не попадает.

Ради справедливости скажу, что и в мирное время Украина в телевизионных новостях появлялась также крайне редко – только в случае экстраординарных происшествий: взрыв жилого дома, жертвы на шахте, драка в парламенте, суд над украинской мафией в Словакии, пьяный украинский водитель, арестованный в Праге.

Информационная картина, думаю, понятна.

Газетный мир

Большая часть информации в Чехи и Словаки потребляют через газеты и интернет, где стандарты качества информации могут быть пониже, формулировки – оценочными и авторскими, а под статьями изобилуют всевозможные комментарии.

Вы возмущены засилием желтой прессы в Украине? Полноте, у нас ее еще не так много.

При этом на Западе считается вполне нормальным, что желтая пресса пишет не только о жизни звезд, но и о международной политике – с соответствующим смещением акцентов.

Полноцветные таблоиды Blesk (Чехия) и Nový Čas (Словакия), принадлежащие Ringier Axel Springer и издающиеся уже более 20 лет  – самые продаваемые газеты в этих странах.

Тираж Blesk’а – более 430 000 экземпляров ежедневно (в стране с населением 10,5 млн). Тираж Nový Čas – более 110 000 экземпляров (население Словакии – 5,4 млн).

Полноцветная газета – чтиво не для одного человека, она ходит из рук в руки.

Согласно исследованиям медиарынка, аудитория одного номера Blesk’а – более 1 600 000 человек.

Так что среднестатистический  чех и словак  каждое утро черпает новости в этих и подобных изданиях, узнавая новости в очень коротких заметках с броскими заголовками.

Это – то, что люди читают по дороге на работу и за чашкой утреннего кофе на предприятиях.

Украинцы в таких газетах – это лишь криминальная хроника и чрезвычайные происшествия.

Для сравнения, у "серьезных" чешских ежедневных газет Mladá fronta DNES и Právo тиражи составляют по 260 000 экземпляров, у старейшей ежедневки Lidové noviny – 41 000, у "Экономических известий" (Hospodářské noviny) – 56 000.

Тираж словацких "Экономических известий" (Hospodárske noviny) – 17 000, ежедневки SME – 70 000, Pravda – 78 000.

Это меньше, чем у таблоидов, но все равно – это прекрасные тиражи, которым позавидует любая украинская газета. К нашей стране есть интерес у населения, и его росту в последнее время способствуют острые высказывания чешского и словацкого руководства – те, с которых начинается наша статья.

Но у общественно-политических СМИ также  есть серьезная проблема в освещении украинских событий.

Здесь беда не в том, что нас показывают некорректно, тенденциозно или неполно, а в том, что украинские новости в большинстве случаев вовсе не попадают на их страницы.

Так что мнение народа – то есть избирателей – формируют все-таки таблоиды.

Адвокаты Украины

В последнее время участились попытки молодых и амбициозных журналистов писать репортажи об Украине с места событий, но все они, конечно же, ограничены скромными редакционными бюджетами.

Лишь у нескольких профессиональных репортеров есть возможность регулярно освещать украинские события.

Считанные единицы журналистов глубоко разбираются в предмете. И хотя они пытаются разбить ложную картину, формируемую желтыми СМИ и политиками, сделать это непросто.

"У чешского общества большие проблемы в том, чтобы правильно интерпретировать и понять ключевую информацию о происходящем в Украине. Это – внутренняя чешская проблема, которую мы должны решить сами", – говорит зарубежный корреспондент České televize Йозеф Паздерка (Josef Pazderka).

Он освещает события в Украине с 2006 года, с тех пор как работал в корпункте ČT в Москве. Последние два года Йозеф работает в Варшавском корпункте, в зону ответственности которого переместилась Украина, и приезжает к нам в страну каждый месяц.

Его репортажи и прямые включения выходят на государственных телеканалах ČT1 и ČT24.

"Главная проблема – неосведомленность, – утверждает редактор зарубежного отдела Mladá fronta DNES Лубош Палата (Luboš Palata), освещающий события в Украине с начала своей журналистской карьеры в 1991 году.  – Украина вплоть до Майдана 2013-2014 годов была "золушкой", которой, за исключением короткого периода Оранжевой революции, никто особо не интересовался".

Лубош подчеркивает, что "не слишком высокое качество чешского журналистского сообщества играет на руку русской дезинформационной кампании".

Палата владеет и русским, и украинским. Он обладатель ряда журналистских наград разных стран ЕС – пожалуй, единственный журналист чешских печатных медиа, приезжающий в нашу страну каждый месяц.

Его колонки и репортажи об Украине каждую неделю печатают MF DNES и Lidové noviny, а также немецкие, польские и словацкие СМИ.

Но – вернемся к тиражам – основным формирователем общественного мнения остаются таблоиды.

А там попросту не заинтересованы в аналитике. Ни об Украине, ни по другим темам.

Но означает ли это, что надо сложить руки и просто смириться с происходящим? Ничуть нет.

Дипломаты без работы

У посольств Украины есть рычаги влияния на ситуацию, но наша закостенелая дипломатическая служба, как правило, попросту не использует имеющиеся возможности.

Ключевая проблема, конечно же, связана с лидерами рассматриваемых нами стран (в Чехии ключевым выразителем "антиукраинской позиции" является президент, в Словакии – премьер)

"Основополагающей проблемой является деятельность президента Земана и экс-президента Клауса в поддержку российской дезинформационной машины, – говорит Лубош Палата. – Необходимо личное вмешательство украинских дипломатов, их реакция на конкретные дезинформации в чешских медиа.

Нужны ясные публичные заявления, адресованные двоице Земан-Клаус. Но их нет..."

Очевидно, такую же работу следовало бы вести и в Словакии, политики которой также многое "наговорили" в уходящем году.

У журналистов, занимающихся Украиной, есть также немало идей о том, как влиять на общественное мнение в Чехии и Словакии.

Есть также готовые рецепты того, как попасть с позитивными новостями на страницы таблоидов.

Беда в том, что наши посольства, похоже, эти пути не сильно интересуют.

"Я бы сосредоточил силы на двух ключевых вещах, – советует Йозеф Паздерка. – Во-первых, крайне не хватает появления  конкретных украинцев, представления их судеб в чешских медиа и на публике.

Это может быть кто угодно – писательница, журналист, представитель общественной организации, раненый военный, обычный человек с интересной судьбой.

Во-вторых, дипломатам  стоит попробовать быстро и точно реагировать на заявления влиятельных чешских политиков по Украине: либо их поддержка, либо, наоборот, спокойная, основанная на фактах полемика с ними. Но это должно быть быстро, чтобы реакция Киева не "пропадала" и оказывалась в СМИ".

О том, как работает наша дипломатическая служба в информационном пространстве и какой образ украинца системно формирует телевидение в Чехии и Словакии – во второй части статьи на страницах "Европейской правды".

Редакция "Европейской правды" приглашает авторов из других стран ЕС к сотрудничеству в рамках подготовки цикла статей об имидже украинцев в Европе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.