Настоящая цена газа, или почему газовому сектору Украины нужны европейские реформы

Четверг, 18 июня 2015, 13:58 — Андерс Ослунд, для Европейской правды

Газовая торговля с Россией и на внутреннем рынке была одним из главных источников обогащения в Украине.

В 1998 году тогдашний глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Игорь Бакай отметил: "Все богатые люди в Украине заработали свои капиталы на российском газе". Суть их обогащения заключалась в покупке газа по низкой регулируемой на государственном уровне цене и продаже по непомерно высокой рыночной цене, защищенной со стороны монополии, либо в производстве экспортной продукции с использованием дешевого газа.

Такая торговля газом была главным источником коррупции во властной верхушке Украины. Один-единственный способ, который способен побороть эту коррупцию, – это унификация разных цен на газ на рыночном уровне. Если Украина не примет такие меры, то коррупция во властной верхушке будет преобладать и в дальнейшем, а Украина не достигнет существенного экономического роста.

В ноябре прошлого года четыре журналиста агентства Reuters опубликовали статью "Союзники Путина отправляли миллиарды украинскому олигарху, который поддерживал пророссийского президента Украины". Человеком, о котором шла речь в той статье, был Дмитрий Фирташ, который с 2002 года был главным посредником в российско-украинских газовых отношениях, вскоре после того, как президент Владимир Путин взял "Газпром" под свой контроль.

По данным Reuters, с 2010 по 2013 год "Газпром" продал Фирташу более 20 млрд кубометров газа по цене ниже рыночной. По оценкам информагентства, цена, которую заплатил Фирташ, была такой низкой, что компании, которые он контролировал, заработали более $3 млрд на этой сделке.

"За тот же период... приближенные к Путину владельцы банков предоставили Фирташу кредитные линии на сумму $11 млрд. Этот кредит помог Фирташу, который в 2010 году поддерживал пророссийского кандидата в президенты Украины Виктора Януковича, обеспечить себе доминирующую позицию в химической промышленности и в производстве удобрений в стране", – отмечает издание.

"Когда Фирташа арестовали в Вене", российский бизнесмен из окружения Путина "одолжил украинскому бизнесмену $155 млн для внесения залога".

Дмитрий Фирташ считался одним из двух крупнейших бизнесменов, которые поддерживали Януковича, наряду с Ринатом Ахметовым, но в 2014 году Forbes оценил его чистую прибыль лишь в $500 млн. Возникает вопрос, просто ли он осуществлял свою деятельность на основании кредитной линии в $11 млрд, выделенной "Газпромбанком", а не как независимый предприниматель.

Кто бы ни управлял украинскими закупками газа из России, он или она всегда стремились взять плату, за которую можно было купить политическое лидерство в Украине.

Как минимум, торговля газом должна быть открытой и прозрачной, с надлежащей оценкой импортированных объемов и цен, но этого вряд ли будет достаточно.

Позже в своем известном докладе "Путин и Газпром" Борис Немцов и Владимир Милов отметили, что основной целью этой корпорации было обогащение президента Путина и его приспешников.

Вторая цель – это геополитические намерения, как видно из ценовой дискриминации и многочисленных сокращений поставок, посредством которых "Газпром" оказывал давление на клиентов из Восточной Европы.

Учитывая тот факт, что главные цели "Газпрома" заключались в коррумпированности и расколе страны, Украина должна разорвать с ним все торговые отношения. К счастью, это вполне возможно в ближайшем будущем.

Поскольку нынешнее руководство "Нафтогаза" открыто для европейских поставок топлива по трубопроводам с Запада, Украине больше не нужно полагаться только на поставки российского газа, и в дальнейшем ей следует сокращать поставки из РФ. Временное снижение цен – это те хитрости, на которые серьезные бизнесмены не должны попадаться.

Главная проблема украинского газового сектора заключалась в очень низких ценах для населения и высоких – для производства, что привело к избыточному потреблению и недостаточному выпуску продукции.

До 1 апреля 2015 года цены на газ для украинских домашних хозяйств составляли лишь 12% от его реальной цены. Вполне естественно, что потребность компенсировать эту разницу влекла за собой рост бюджетного дефицита и дефицита торгового баланса.

Низкая цена на украинский газ в первую очередь способствовала коррупции.

По официальным данным, около 40% газа украинского производства продавалось по цене $50 за 1000 кубометров и незаконно перепродавалось частному сектору по цене $380 за 1000 кубометров в 2013 году.

Популисты призывают к усилению государственного контроля, чтобы дешевый газ действительно предназначался для потребностей украинского населения. Но украинское государство еще недостаточно окрепло, чтобы лишить нескольких человек с большими связями $2,5 млрд в год.

Поэтому правительство страны сделало то, что должно было сделать, когда 1 апреля этого года повысило цены на газ для домохозяйств. Главная проблема в том, что цены не были повышены до рыночного уровня сразу.

В прошлом году Украина тратила не меньше 10% ВВП на энергетические субсидии, а еще почти 8% – на газовые субсидии. В начале года были отменены субсидии для угольной промышленности. Вместе с повышением цен с 1 апреля были отменены ценовые субсидии в размере 5% от ВВП; другие 2% ВВП газовых субсидий, вероятно, исчезнут благодаря падению международных цен на нефть и газ.

В целом 80% вредных энергетических субсидий в этом году отменены, что соответствует требуемому фискальному регулированию. Без этих сокращений Украина мгновенно объявила бы дефолт. Даже с этими сокращениями страна находится на грани банкротства.

Невероятно, но некоторые украинские политики-популисты призывают к существенному снижению тарифов, однако на это нет средств. Это враждебный акт в отношении украинского государства.

Экономия настолько ощутима, что денежные компенсации только 1% ВВП могут полностью компенсировать расходы беднейшей трети населения страны. Для этого в Украине достаточно управленческого потенциала.

Вследствие чрезвычайно низких цен на энергоносители в Украине сформировалось избыточное потребление энергии – самый высокий показатель в Европе на единицу измерения продукции.

Новые повышенные цены должны рационализировать потребление украинской энергии. В 2014 году потребление газа в Украине уменьшилось до 42,6 млрд кубометров. В 2015-м оно, возможно, снизится до 35 млрд кубометров, поскольку за первые четыре месяца упало на 21,5%.

Объемы добычи газа украинского производства составляют 20 млрд кубометров в год, но за несколько лет их можно легко увеличить до 35 млрд кубометров, если частным предприятиям предложат удобное налогообложения, торговые и регулятивные условия.

В 2012 году Международное агентство по энергетике отметило: "Украина может избавиться от своей зависимости от импортного газа в недалеком будущем, существенно увеличив объемы добычи газа собственного производства...".

По непонятным причинам нынешнее украинское правительство отказалось предложить частным предприятиям, работающим в сфере добычи газа, соответствующие рыночные условия по газодобывающим скважинам. Украине не надо будет импортировать газ или уголь, если она предложит нормальные экономические рыночные условия для энергетического сектора. Она могла бы даже стать экспортером газа.

Дальнейшее удержание низких цен на газ украинского производства, чего требуют некоторые популисты, означает дискриминацию домашнего производства в пользу импорта. Принимая во внимание то, что в 2013 году в Украину было импортировано газа на $11,5 млрд, регулирование рынка газа способствовало бы существенному сокращению дефицита текущего счета Украины.

Такие шаги крайне необходимы для успешного функционирования рынка.

К счастью, действующее украинское правительство заложило фундамент с новым законом о рынке газа, который создается в соответствии с принципами Третьего энергетического пакета ЕС.

Открытый рынок с многочисленными производителями, поставщиками и дистрибьюторами, свободные цены и частное предпринимательство – вот лучшие способы борьбы с субсидированием, коррупцией, бессилием и бедностью, чтобы достичь национального благосостояния по всей стране.

 

Автор: Андерс Ослунд,

старший научный сотрудник

Атлантического совета США в Вашингтоне

Статья подготовлена VoxUkraine специально для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.