Интеллектуальный экспорт. Есть ли спрос в ЕС на украинские бренды?

Четверг, 25 июня 2015, 12:35 — Юрий Панченко, Европейская правда

Украинцы уже привыкли к многочисленным иностранным брендам, работающим в нашей стране. Часть из них пришла в Украину на условиях франчайзинга – соглашения, по которому местная компания покупает право использовать иностранный бренд.

На таких условиях в Украине работает большинство западных компаний по продаже одежды, обуви, аксессуаров, некоторые рестораны быстрого питания.

А возможен ли вариант, когда иностранные компании интересуются украинскими брендами и готовы развивать их, в частности – в Европе? Ведь в таком случае украинские компании экспортируют не товары, а свою интеллектуальную собственность.

Или, может, украинские бренды не интересуют европейцев?

К счастью, мы выяснили, что это не так.

По крайней мере несколько украинских компаний не только удачно вышли на европейские рынки, но и готовы продвигаться дальше, используя механизмы франчайзинга.

"Европейская правда" продолжает цикл рассказов об украинских компаниях, которые достигли успеха на рынках стран ЕС. Их опыт может быть полезен и другим украинским предпринимателям, которые пока только вынашивают такие планы.

 

В центре Варшавы работает кафе с вполне польским названием – "Краковская мастерская шоколада". Но украинцы опознают этот логотип как свой – ведь заведение было открыто львовской сетью.

По словам основательницы сети кофеен "Львівська майстерня шоколаду" Наталии Дубовой, сейчас в Польше действуют три подобных заведения: два в Кракове и один в Варшаве. "Смена названия была обусловлена тем, что они ориентированы на туристов, которым нужна, прежде всего, местная экзотика, в частности – краковская. Однако ситуация с Польшей особая – по нашим оценкам, украинскую продукцию там зачастую воспринимают даже лучше, чем местную", – рассказывает она.

Хотя львовская компания работает на условиях франчайзинга и в Украине, польские заведения она открыла самостоятельно.

Уже в ближайшем будущем компания планирует распространить свою деятельность на Чехию, открыв там заведения под названием "Пражская мастерская шоколада". Эти заведения будут работать уже на условиях франчайзинга – их развитием будет заниматься местная компания, а владелец бренда будет следить за соблюдением стандартов.

По словам Наталии, их компания уже получила несколько предложений об открытии заведений на условиях франчайзинга. В частности, есть предложения открыть подобные кофейни в Великобритании, США, Канаде и даже в Катаре.

Наталия Дубовая признает: "Это очень амбициозные планы, которые мы не смогли бы реализовать самостоятельно. Тем более, как показал опыт нашей работы в Польше, выход на рынки другой страны – дело нелегкое. А франшиза позволяет переложить эти трудности на местную компанию, которая намного лучше знает свой рынок".

Нужно признать – пример "Львовской мастерской шоколада" не является образцово-показательным, ведь будущие партнеры сами вышли на львовян с предложением.

Обычно компании, делающие бизнес на франчайзинге, самостоятельно ищут новых партнеров, делая продажу лицензий своим главным источником доходов.

Впрочем, это не единственная украинская компания, имеющая собственный стиль, который может пользоваться спросом и за рубежом.

Причем – и это стоит подчеркнуть – это не специфика одних лишь кафе или ресторанов.

Особый стиль, выделяющий компанию среди многочисленных конкурентов, можно найти в любой отрасли.

Доказательство – история еще одной украинской компании, сети парикмахерских "Экспресс Стрижка".

"У нас четыре точки в Варшаве, из которых три наши, а одна – на условиях франчайзинга. Кроме того, на этих же условиях работают еще две точки в Кракове и во Вроцлаве", – рассказывает директор компании Ирина Погодина.

По ее словам, компания одновременно работала над выходом на польский рынок и над продажей там франшизы. Выход на польский рынок был необходим, чтобы достичь узнаваемости, ведь это – одно из главных условий успеха франчайзинга.

Первых покупателей франшизы заманивали скидками. "В сентябре прошлого года мы приняли участие в ярмарке франчайзинга в Варшаве, нашли первых партнеров", – рассказывают в компании.

"Партнер получит не только торговую марку, но и действующую модель работы бизнеса – там расписано все до мелочей. Также партнер получает нашу поддержку, а значит, защищает себя от ошибок. Накануне выхода на польский рынок мы много работали там, занимаясь адаптацией нашей модели, работающей в Украине, к местным условиям", – объясняет Ирина Погодина.

 

Сейчас в "Экспресс Стрижке" занимаются подобной работой, пытаясь адаптировать украинскую бизнес-модель в Германии и Испании. "Мы заинтересованы прежде всего в продаже франчайзинга в широком круге стран. Для этого мы продолжаем работу, изучая другие рынки и создавая бизнес-планы для них.

Можно ли ожидать подобного выхода на европейские рынки и других украинских компаний?

Оба героя нашей статьи солидарны –

на европейском, по крайней мере – на польском рынке, нет предубежденности перед украинскими компаниями. Наоборот, есть потенциальный интерес ко всему новому, конечно, если оно сопровождается еще и высоким качеством.

"Европа пресыщена, а поэтому для успеха нужна не только качественная продукция, но и "изюминка", которой нет у конкурентов", – так формулируют свой секрет успеха в "Львовской мастерской шоколада".

"Вы должны предлагать уже готовую модель, полностью адаптированную для зарубежного рынка. Это требует много работы, но финансово оправдывает усилия", – добавляют в "Экспресс Стрижке".

Однако стоит отметить – это требует очень тщательной работы над своими правами интеллектуальной собственности. Ведь мало создать работающую и эффективную бизнес-модель – необходимо также защитить свои интеллектуальные права. А с этим в Украине всегда были проблемы.

Именно поэтому пока мы говорим лишь о единичных случаях выхода украинских компаний на европейский рынок.

Впрочем, времена меняются, и украинский бизнес постепенно учится работать по европейским стандартам. В том числе – предлагая на экспорт не только товары, но и интеллектуальную собственность.

Как свидетельствует европейский опыт – этот путь может оказаться весьма перспективным.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: