Трансатлантическая зона свободной торговли. Вызовы и возможности для Украины

Понедельник, 27 июля 2015, 09:05 — Вероника Мовчан, для Европейской правды

ЕС и США провели уже десятый за два года раунд переговоров по вопросу подписания соглашения о Трансатлантическом партнерстве по торговле и инвестициям (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP).

Если договоренность будет достигнута, это соглашение станет самым масштабным решением о создании зоны свободной торговли, сблизив два рынка, которые уже сейчас являются крупнейшими торговыми партнерами в мире.

Конечно, у подобных планов есть не только сторонники. Переговоры сопровождаются многочисленными митингами и протестами, особенно в Европе. Для многих такая либерализация считается угрозой для европейской экономики, в первую очередь – для сельского хозяйства.

Очевидно, с продвижением переговоров эти протесты будут становиться все сильнее.

 

Именно поэтому стоит подробнее рассмотреть аспекты предстоящего соглашения. Тем более, что

создание общего трансатлантического рынка свободной торговли повлияет на экономики всех стран мира, в том числе и на украинскую.

В 2013 году взаимная торговля товарами и услугами ЕС и США составила около 857 млрд евро, а совокупный объем взаимных прямых инвестиций – около 3348 млрд евро. Как со стороны ЕС, так и со стороны США структура торговли достаточно концентрированная. Например, в торговле товарами доминирует продукция машиностроения (машины и оборудование, транспортное оборудование, оптические приборы и т.п.) и химической промышленности.

Несмотря на впечатляющие масштабы взаимной торговли и относительно низкие ввозные пошлины (средневзвешенная ввозная пошлина США для товаров из ЕС составляет 2,1%, а ЕС для США – 2,8%), бизнес обеих сторон жалуется на торговые барьеры, в том числе нетарифные меры, связанные с регуляторной средой каждой из стран, а также затрудненный доступ на рынок государственных закупок

По данным опроса, который проводил ЕС к началу переговоров, 46% респондентов, принявших участие в публичных консультациях о целесообразности создания ЗСТ между ЕС и США, выразили обеспокоенность неоправданными регуляторными барьерами, в том числе в сфере технического регулирования и безопасности пищевых продуктов, 45% – пошлинами, 38% – таможенными процедурами, 20% – инвестиционными барьерами.

 

Расчеты ЕС показали, что комплексное решение существующих проблем в двусторонних экономических отношениях выгодно.

По информации Евросоюза, ТТІР может принести 119 млрд евро ежегодно ЕС и 95 млрд евро – США. При этом экономический выигрыш остальных стран мира оценивается на уровне 100 млрд евро ежегодно.

Переговоры ведутся сразу по трем основным направлениям: (1) доступ на рынки; (2) регуляторное сотрудничество; (3) правила.

Улучшение взаимного доступа на рынки, а следовательно, отмена почти всех ввозных пошлин является одной из задекларированных целей ТТІР.

Хотя примерно для половины товарной номенклатуры США и ЕС уже сейчас действует беспошлинная торговля, а средние значения ввозных пошлин низкие, пошлины на отдельные виде сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий или товаров машиностроения превышают 15%, что, по определению ВТО, является тарифным пиком, создающим существенные препятствия для торговли.

Ожидается, что ТТІР не приведет к полной отмене ввозных пошлин сторонами. Для некоторых чувствительных товаров либерализация будет частичной, вероятно, с применением инструмента тарифных квот, как это произошло в других ЗСТ, заключенных Евросоюзом, например, в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.

Помимо устранения барьеров в торговле товарами, страны нацелены на значительное облегчение торговли услугами.

Стороны рассчитывают, что переговоры приведут к либерализации в таких секторах, как телекоммуникации, электронная коммерция, финансовые услуги, почтовые и курьерские услуги, морской транспорт, обеспечив равноправную конкуренцию европейских и американских фирм и усилив сотрудничество регуляторов в будущем.

Как и в случае с товарами, вопросы предоставления некоторых услуг рассматриваются как чувствительные и выводятся из-под действия соглашения. Например, в марте 2015 года представители ЕС и США заявили о праве каждой из сторон предоставлять публичные услуги тем способом, который они выбирают сами.

Третьим компонентом переговоров по доступу на рынки являются государственные закупки. Обеспечение взаимного недискриминационного доступа к государственным тендерам рассматривается как одно из важных преимуществ ТТІР, причем в этом вопросе, кажется, отсутствуют оговорки относительно открытия рынков.

Направление регуляторного сотрудничества предусматривает переговоры по сближению регуляторных процессов за счет разработки общих норм, а также улучшению сотрудничества и обмена информацией. Вопросы технических барьеров в торговле, защиты здоровья людей, животных и растений, безопасности продуктов питания, а также гармонизации регулирования в отдельных секторах составляют важную часть усилий переговорных команд по снижению нетарифных барьеров в торговле.

Как ожидается, ТТІР позволит уменьшить затраты времени и средств на прохождение процедур подтверждения, устранить дублирование, но в то же время – обеспечить сохранение надлежащего уровня защиты.

Сейчас в ЕС и США продолжаются регуляторные "аудиты", которые позволят точнее определить параметры соглашения.

Переговоры о торговых правилах – третье направление переговоров – касаются упрощения процедур торговли, а также устойчивого развития, улучшения доступа к природным ресурсам, прежде всего энергетическим, защиты прав интеллектуальной собственности, политики в области конкуренции, защиты прав инвесторов.

 

Очевидно, что успех ТТІР будет означать усиление экономического сотрудничества ЕС и США. Как это может повлиять на Украину?

Создание ЗСТ означает усиление конкуренции на рынках стран-участников соглашения, что создает угрозу замещения товаров и услуг из третьих стран товарами и услугами стран-подписантов.

Этот эффект может иметь значение и для Украины, особенно в сфере продовольственных товаров, рынок которых сейчас в США и ЕС взаимно защищен.

С другой стороны, для современной торговли характерна дифференциация товаров, а следовательно, эффект вытеснения товаров из третьих стран после заключения соглашения может оказаться не таким значительным, как показывают модели.

В то же время оживление экономической активности будет стимулировать спрос в ЕС и США на товары других стран, особенно если эти товары являются частями производственных цепочек.

Подписание ТТІР будет означать также сближение норм и стандартов, действующих в США и ЕС.

Если ТТІР позволит таким странам, как Украина, которая сейчас гармонизирует национальное законодательство в сфере ТБТ и СФЗ с нормами ЕС, воспользоваться преимуществами признании эквивалентности в ЕС при выходе на рынок США, это будет несомненный выигрыш.

Еще одним важным преимуществом ТТІР может стать появление общих регуляторных норм, что снизит издержки экспорта сразу на два рынка для остального мира.

Итак, чтобы воспользоваться возможностями, которые ТТІР создает для остального мира, для Украины сейчас важны реализация обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, активизация участия в производственных цепочках ЕС, а также создание своих уникальных продуктов, которые смогут конкурировать в мире в условиях постоянного роста конкуренции.

 

Автор: Вероника Мовчан,

директор по научной работе

Института экономических исследований и политических консультаций

Статья подготовлена VoxUkraine специально для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.