Чего ждать Украине от режима свободной торговли с ЕС?

Четверг, 9 июля 2015, 15:31 — Жослин Гиттон, представительство Евросоюза, для Европейской правды

Менее чем через 6 месяцев, а именно 1 января 2016 года, глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли (так называемая ГВЗСТ) будет внедрена в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Несмотря на многочисленные обсуждения данного соглашения, остается немало недоразумений среди сторонников и противников ассоциации в Украине и других странах. Что не удивительно, учитывая сложность самого соглашения: это 486 статей (312 из них касаются ГВЗСТ) на 2137 страницах.

Именно поэтому стоит детально объяснить и описать, что такое ГВЗСТ.

Очевидно, что в положениях соглашения предусмотрены все условия установления зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и Украиной. Это означает, что таможенные тарифы, которые платятся при продаже товаров между Украиной и ЕС, в большинстве случаев постепенно снизятся до нуля.

Стоит выделить три особых признака этого договора.

Во-первых, соглашение является асимметричным. То есть несмотря на то, что ЕС снизит свои тарифы почти сразу и в полном объеме после внедрения глубокой и всеобъемлющей ЗСТ, для Украины это будет происходить поэтапно, до 10 лет, чтобы отразить разницу в промышленной конкурентоспособности между двумя территориями.

Во-вторых, в связи с очень сложной экономической ситуацией в Украине, ЕС в одностороннем порядке вводит тарифную часть договора с конца апреля 2014 года. Это значит, что украинские экспортеры большей части товаров могут иметь доступ к рынку ЕС без уплаты пошлин.

В-третьих, одним важным исключением в полной тарифной либерализации со стороны ЕС будет сельское хозяйство, где определенная экспортная продукция будет ввозиться без взимания ввозных пошлин, но только в рамках определенных квот. Однако это не означает, что вне квоты ввоз экспортной продукции запрещается, просто в таком случае нужно будет платить указанную в соглашении ввозную пошлину.

Кто-то может заметить, что ничего революционного здесь нет: создание зон свободной торговли – это один из самых распространенных инструментов торговой политики, потому что они приносят экономические выгоды, значительно подкрепленные экономической теорией и практикой.

ЕС уже ввел зоны свободной торговли во многих странах мира и в настоящее время ведет переговоры о новых соглашениях – в частности, с США и Японией. Так же, как и Украина имеет зону свободной торговли со странами Содружества Независимых Государств и ведет переговоры о соглашениях с Канадой, Турцией и Израилем.

Однако ГВЗСТ включает в себя положения, по которым Украина постепенно примет в значительной степени "правовую часть ЕС", направленную на ликвидацию большинства "нетарифных барьеров".

Это означает, что правила внутреннего рынка ЕС в широком смысле (технические стандарты, санитарные и фитосанитарные правила, государственные закупки, конкуренция, интеллектуальная собственность и тому подобное) постепенно будут применяться в Украине и будут базироваться на украинском законодательстве.

Никто не отрицает, что это определенный вызов для Украины.

Правила внутреннего рынка ЕС достаточно сложны, поскольку их краеугольным камнем является защита прав потребителей. Но это не означает, что эти правила не нацелены на развитие бизнеса. Наоборот, они направлены на установление правильного равновесия между защитой прав потребителей и конкурентоспособностью промышленности.

Существует распространенное мнение, что, приняв правила Евросоюза, Украина получит преимущества на рынке ЕС, но столкнется с трудностями при экспорте на другие рынки – теряя с одной стороны то, с чем можно выиграть с другой.

Однако это неправильно.

Во-первых, с 500 миллионами потребителей и ВВП около 14 трлн евро в 2014 году (это в 12 раз больше, чем, например, в России, учитывая текущий обменный курс) рынок ЕС является крупнейшим в мире.

Во-вторых, европейские нормы и стандарты широко известны по всей планете: возможность экспорта продукции в ЕС во многих случаях означает возможность экспорта в остальные страны мира.

В-третьих, европейские отрасли, которые неуклонно придерживаются правил ЕС, не имеют никаких проблем с экспортом продукции на российский рынок, о чем свидетельствует тот факт, что ЕС является сегодня главным торговым партнером России. Грубо говоря, разница между нормами ЕС и России никогда не становилась помехой в экспорте немецких автомобилей в России.

Возможно ли подсчитать экономические выгоды конкретно для Украины? Совместное исследование Немецкой консультативной группы и Института экономических исследований и политических консультаций, проведенное в 2011 году, предполагает, что благосостояние украинских потребителей вырастет на 11,8% в среднесрочной перспективе. Конечно, это существенные изменения, но все еще недостаточные для трансформации украинской экономики.

Однако, учитывая очень веские причины, можно спрогнозировать, что ГВЗСТ повысит украинскую экономику далеко за пределы этих показателей.

Принятие норм и стандартов ЕС в сочетании с беспошлинной торговлей будет способствовать привлечению инвесторов и передаче технологий из западноевропейских и других ведущих экономик. Это поможет превратить украинскую экономику из экспортера сырьевых материалов и сельскохозяйственной продукции в игрока, который полностью интегрировался в рынки ЕС и глобальные цепочки начисления стоимости: существенный скачок в плане добавленной стоимости ее производства.

Однако для этого надо постепенно снизить нестабильность, возникшую из-за экономической и военной агрессии, и нужно, чтобы текущие реформы результативно повлияли на искоренение коррупции, закрепление верховенства права и т.п. для улучшения деловой среды.

Вычислить возможные результаты очень трудно, если вообще возможно, но сравнение с западными соседями Украины дает нам подсказку.

Как показано на рисунке, с тех пор как распался Восточный блок, четыре соседки Украины, которые впоследствии присоединились к ЕС, демонстрировали средний годовой рост более 3% (в 1992-2013 годах реальный рост экономики в Польше составил 4,2%, в Словакии – 4,1%, в Румынии – 2,2%, в Венгрии – 1,7%, по данным Всемирного банка), тогда как ВВП Украины в среднем ежегодно сокращался на 0,7%.

 

Конечно, у любого сравнения есть пределы. Польша, Словакия, Венгрия и Румыния относятся к ЕС (с 2004 года, а Румыния – с 2007 года), они географически ближе к зажиточной Западной Европе и не входили в СССР.

Но следует иметь в виду, что в период с 1992 по 1995 год, когда они подписали соглашения об ассоциации с ЕС, их членство было очень отдаленной перспективой, и большинство инвесторов не принимали этого во внимание. Страны все-таки сумели продемонстрировать существенный экономический рост на протяжении 1990-х.

Спусковым механизмом устойчивого роста в восточноевропейских странах является не членство в ЕС, а удачное сочетание либерализации торговли, амбициозных реформ и принятия стандартов Евросоюза.

Все эти факторы значительно стимулируют все западные компании осуществлять часть своего производства в этих странах.

Конечно, Украине может потребоваться значительно больше усилий, чем этим странам. Хотя бы потому, что она два десятилетия оттягивала внедрение реформ, но также потому, что реформы будут проводиться во время военно-экономического кризиса.

Но как положительный момент стоит отметить, что Украина может сделать определенные выводы из успехов и неудач своих соседей.

В любом случае нет никаких веских причин, почему Украина не может повторить эти достижения, и ГВЗСТ – правильный шаг в этом направлении.

 

Автор: Жослин Гиттон,
первый секретарь Представительства Европейского союза в Украине,
доцент экономики Института политических исследований (Париж).

Мнение, высказанное в этой статье, представляет собой личные взгляды автора.

Статья подготовлена VoxUkraine специально для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.