"Грязная бомба" как оружие террористов: реальна ли ядерная угроза в Европе?

Пятница, 11 марта 2016, 15:57 — Юрий Онищенко, Роттердам-Киев
Фото whitehouse.gov

Ядерный терроризм нынче – едва ли не наибольшая угроза для мира.

Словосочетание "грязная бомба" слышал каждый, но мало кто всерьез задумывался над возможными последствиями ее использования.

На высшем политическом уровне о ядерном терроризме заговорили в 2009 году, когда президент США Барак Обама выступил в Праге с речью, в которой представил стратегию по ликвидации потенциальной угрозы.

Тогда он предложил дальнейшее сокращение существующих ядерных арсеналов, укрепление Договора о нераспространении ядерного оружия и самое главное – усиление борьбы с контрабандой радиоактивных материалов, которые террористы могут использовать для создания оружия.

США инициировали проведение саммита по ядерной безопасности (Nuclear Security summit), который впервые состоялся год спустя в Вашингтоне. После этого подобные саммиты проводились еще дважды, в Сеуле и Гааге.

Насколько реальна эта угроза?

Случаи нелегального перемещения по миру радиоактивных материалов фиксируются в специальной базе – Incident and Trafficking Database (ITDB), которая была создана МАГАТЭ в 1995 году, после нескольких серьезных случаев контрабанды.

Опасные случаи произошли в середине 1990-х. Их "триггером" стал распад СССР.

В частности, известно о трех попытках контрабанды плутония и 10 – высокообогащенного урана. Изотопы и первого, и второго металла, как известно, используются для создания ядерной бомбы.

В странах Восточной Европы за последние пять лет были предотвращены четыре попытки продажи радиоактивных материалов (предположительно, российского происхождения) террористам с Ближнего Востока.

Последний громкий случай произошел в Молдове весной 2011 года, когда спецслужбы предотвратили попытки исламистов купить партии урана и цезия.

Расследование установило, что преступную группу возглавлял россиянин, которого молдавские власти считают офицером ФСБ России. Посредник от этого россиянина предлагал клиенту из Судана уран-235 и чертежи для "грязной бомбы".

И речь не о мелких шалостях.

Посредник предлагал продать 10-граммовый образец урана за 320 тыс. евро. Покупатель должен был проверить образец, и если бы его все устроило, то через неделю мог бы купить килограмм урана за 32 млн евро.

На переговорах речь шла о возможности продажи до десяти килограммов урана – это пятая часть того, что было использовано в Хиросиме.

И вряд ли кто-нибудь с уверенностью скажет, что сейчас время контрабанды ядерных материалов прошло.

В периоды нестабильности угроза ядерной контрабанды существенно возрастает.

Поэтому намерения террористов по приобретению радиоактивных веществ для создания оружия могут только усиливаться.

Что такое "грязная бомба"?

За 20 лет в базе ITDB собраны 2734 подтвержденных инцидентов, связанных с незаконным оборотом радиоактивных материалов.

Но это не означает, что известно о тысячах попыток сделать ядерную бомбу.

Немало записей в ITDB связаны с контрабандой природного (не обогащенного) урана, который вполне легально можно купить, например, в США. Просто порой такие операции проводят лица, не имеющие соответствующей лицензии.

Кроме того, регулярно происходят случаи краж радиоактивных материалов, которые применяют в медицине и промышленности, например, цезия-137 или иридия-192, которые можно использовать для создания "грязной бомбы".

Надо понимать, что "грязная бомба" – это не ядерный взрыв, который приводит к огромным разрушениям. Это, прежде всего, оружие, направленное на разрушение экономики.

"Грязные бомбы" не стоят на вооружении армий мира. Это – потенциальное оружие террористов.

Такая бомба загрязняет территорию радиоактивными материалами на длительное время. А следовательно, если ее применить в важном финансовом или промышленном регионе, это может разрушить банковскую систему или остановить торговлю.

Кроме того, взрыв "грязной бомбы" способен действовать как психологическое оружие, задача которого – посеять страх в стране или регионе.

Нидерланды и ядерный терроризм

Одна из самых современных систем противодействия контрабанде радиоактивных материалов находится в Роттердаме, где расположен крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире портов. Ежегодно через него проходят около 12 млн контейнеров со всего мира.

Все без исключения контейнеры проходят через специальные порталы-сканеры, которые в течение 20 секунд определяют наличие радиоактивных материалов.

За день в Роттердаме фиксируют 250-300 случаев наличия радиации в контейнерах.

Однако 98% случаев – это так называемая "обычная тревога" (normal alarm), то есть невысокий уровень радиации, скорее всего, имеющий естественное происхождение.

Порталы-сканеры, через которые проходят фуры

После катастрофы на японской АЭС "Фукусима" в порту Роттердама задерживали радиоактивный пластик.

Работники порта приводят такие примеры, как американские орехи с цезием, выращенные в местности, где когда-то проводили ядерные испытания, керамика из Индии или изделия из Китая, содержавшие радиоактивные металлы, например, кобальт-60.

Но каждая такая тревога рассматривается как реальная угроза, контейнер изолируют на отдельной площадке, исследуют его содержимое и в большинстве случаев возвращают в страны происхождения.

Таким образом, система предназначена не только для обнаружения контрабанды радиоактивных материалов, которые могут использовать для создания оружия, но и для защиты населения от продукции, содержащей радиоактивные элементы.

Если же в контейнере находят продукцию со значительным радиационным излучением, ее отправляют на исследование в научный институт вблизи Роттердама, чтобы определить тип радиоактивного материала и, по возможности, страну происхождения.

По их данным, 85% всех радиоактивных материалов происходят из стран, имеющих ядерное оружие.

Частые "гости" – радиоактивные образцы в металлоломе, в частности, из российских Новосибирска, Электростали и Санкт-Петербурга.

В Роттердаме изымали также металлические обломки, которые, как оказалось, родом из Чернобыля.

Краны, выгружающие металлолом с барж в порту Роттердама, оборудованы датчиками, которые фиксируют радиацию.

Забрала ли Россия или Украина эти обломки, ученые не уточняют.После установления страны происхождения голландские дипломаты ведут переговоры с соответствующими странами относительно возвращения этих опасных материалов.

Новый саммит и новые договоренности.
Но без РФ

В конце марта в США состоится четвертый саммит по ядерной безопасности, который должен подытожить достижения за прошедшие годы и принять новый план действий, который недавно был согласован странами на конференции в Стокгольме.

На саммите в США будет присутствовать делегация из Украины во главе с президентом. Украина принимала участие в предыдущих саммитах и стала одной из 12 стран, которые с 2009 года выполнили свои обязательства по перемещения высокообогащенного урана со своей территории.

На этот раз РФ отказалась участвовать в саммите, мотивируя это тем, что американцы якобы навязывают другим странам свои условия.

В Москве заявили, что "политическая повестка дня исчерпана", и они не видят причин для новых договоренностей.

О своем "сожалении" по поводу такого решения заявили ключевые государства мира – об этом говорили и в США. Но, несмотря на свой демарш, российская сторона остается ключевым элементом ядерной безопасности в мире. Разрывать сотрудничество с ней по этому вопросу не станут даже самые ожесточенные противники.

А инструментом сотрудничества с РФ по ядерному вопросу остается МАГАТЭ, авторитет которого признают и Москва, и Запад.

Тем не менее, не исключено, что Вашингтонский саммит, который состоится 31 марта и 1 апреля, может стать очень успешным. Несмотря на российский бойкот.

Есть шанс, что на саммите объявят о намерении Беларуси вывезти из страны высокообогащенный уран, который в настоящее время используется в экспериментальных ядерных реакторах. Напомним, в 2010 году именно такое решение приняла (а до этого времени – окончательно выполнила) Украина. В нашем случае США, в качестве компенсации, профинансировали строительство в Харькове новой ядерной установки, работающей на топливе с низким содержанием изотопа уран-235.

Правда, вероятность того, что Беларусь пойдет нашим путем, сейчас оценивается как 50 на 50. "Это было бы приятным сюрпризом", - сказал ЕП один из собеседников в МАГАТЭ.

Также ожидается, что Китай во время саммита присоединится к договоренностям по ядерной безопасности, принятым на саммите в 2014 году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: