Австрия: слабое звено Европы или исторический союзник Украины?

Пятница, 6 мая 2016, 09:25 — Дарья Гайдай, Институт мировой политики

"А вы знаете, что из Вены до Украины ближе, чем до австрийской границы со Швейцарией?"

Этой фразой начинается почти каждое обсуждение украинско-австрийских отношений. Далее собеседники вспоминают о том, что всего столетие назад западные области современной Украины были частью Австро-Венгерской империи.

Однако на самом деле многочисленные культурные, политические и экономические связи, которые объединяли два народа в прошлом, сегодня почти забыты как в Украине, так и в Австрии. До 2014 года австрийцы, как, впрочем, значительная часть граждан ЕС, часто путали Украину с Россией, ведь почти ничего об Украине не знали.

Память о принадлежности отдельных украинских регионов к Австро-Венгерской империи стала лишь интересным фактом двусторонних отношений, а не их фундаментом. И, к сожалению, иногда даже поводом для неоимперских шуток.

Так, в 2014 году президент Федеральной палаты экономики Австрии Кристоф Ляйтль, принимая у себя президента Владимира Путина, назвал Украину территорией общих интересов и заявил: "В 1914 году Украина была частью Австрии, а сегодня, сто лет спустя, Украина...". "Я уже боюсь дальше слушать, что вы скажете", — остановил его президент России.

Дружеский обмен шутками по поводу раздела Украины менее чем через 4 месяца после аннексии Крыма не вызвал никакой негативной реакции.

Сегодня Украина для Австрии — это регион, географически близкий, но политически весьма далекий.

Пока Австрия с ее тесными связями с Россией рассматривается украинскими чиновниками и лидерами мнений как угроза единству Европейского Союза в вопросах поддержки Украины и противодействия российской агрессии.

Но есть еще "другая" Австрия, которая видела и видит в Украине значительный экономический потенциал, которая хочет быть медиатором между Востоком и Западом и которую не пугают трудности ведения бизнеса в постсоветских реалиях.

В кратко- и среднесрочной перспективе интересы Украины в отношении Австрии сфокусированы вокруг двух вещей: санкции и инвестиции.

Сегодня ключевой интерес Киева заключается в сохранении единства Европейского Союза в поддержке Украины и продлении санкций против России, пока не будет достигнут явный прогресс в выполнении Минских договоренностей. Вторым главным интересом является увеличение австрийских инвестиций в украинскую экономику.

Среди других важных интересов Украины в отношении Австрии следует выделить совместную борьбу с преступлениями в сфере экономики, в частности противодействие отмыванию средств и уклонению от уплаты налогов.

Не лишним будет напомнить, что Австрия уже давно стала излюбленным местом отдыха и даже жизни для десятков украинских политиков и бизнесменов. Самое парадоксальное, что в Вене пустили корни представители так называемой элиты Украины, которые критически относятся к европейской интеграции Украины, к Евромайдану и т.п. (сын экс-премьера Алексей Азаров, известный олигарх, находящийся под следствием ФБР, Дмитрий Фирташ, Сергей и Андрей Клюевы).

"Экономизированная" внешняя политика

Австрийскую внешнюю политику можно охарактеризовать как инертную и все еще находящуюся под сильным влиянием послевоенного опыта Австрии. Обозреватели указывают на отсутствие идеалов, ресурсов и четких ориентиров при формировании внешнеполитического курса страны.

Однако отсутствие внешнеполитических амбиций компенсируется в Австрии мощными экономическими интересами. По сути, цель австрийской дипломатии сегодня заключается в продвижении австрийского экспорта за рубежом, освоении новых рынков и привлечении австрийского бизнеса к выгодным инвестиционным проектам.

Именно высокие экономические показатели придают Австрии, небольшой центральноевропейской стране, громкий голос внутри ЕС и влияние на международной арене.

По данным Евростата, в 2015 году по величине валового внутреннего продукта на душу населения Австрия заняла пятое место среди стран ЕС.

Регион наибольшего интереса для Австрии — Западные Балканы. Их интеграция в ЕС является приоритетом внешней политики официальной Вены. Австрия, которая активно помогала Словении и Хорватии получить членство в ЕС, сегодня расширила сферу своих интересов на Балканах, включив в нее все республики бывшей Югославии и Албанию.

После падения коммунистических режимов в Восточной Европе Австрия, еще сама не будучи членом ЕС, взяла на себя роль посредника между западной и восточной частями Европы. Вена стремилась стать своеобразным хабом для демократической трансформации государств, которые были по ту сторону "железного занавеса".

Так народы, которые когда-то относились к Габсбургской империи, при активном содействии своей бывшей метрополии "возвращались" в европейскую семью.

Украина тоже была частью этого процесса, пока ситуация на Балканах окончательно не перетянула на себя все внимание австрийского руководства.

Впрочем, сейчас австрийская дипломатическая служба усиливает свою активность в странах Восточного партнерства, включая восточное соседство ЕС в сферу своих приоритетов. К 2018 году Австрия намерена открыть свои дипломатические представительства в Беларуси и Грузии и закрыть в странах Балтии.

При этом Австрия стремится разделять свои отношения с разными странами, держаться в стороне от любых противостояний и поддерживать контакты с широким кругом партнеров.

Стремление "дружить со всеми" является практическим выражением центрального элемента австрийского мировоззрения — нейтралитета.

Именно нейтралитет рассматривается как гарантия и предпосылка независимости и суверенитета Австрии. Ведь после Второй мировой войны именно нейтральный статус дал возможность австрийцам, зажатым между военной мощью Варшавского пакта и НАТО, восстановить свою государственность.

Нейтральная Австрия, превыше всего ценя стабильность, негативно относится к любым геополитическим решениям, ставящим под угрозу эту стабильность.

Дебаты о возможном членстве Австрии в НАТО, которые продолжались десятилетиями после распада СССР, пошатнули внутриполитическую стабильность страны.

В настоящее время в Австрии есть негативный консенсус по поводу членства в НАТО и Альянса как такового. Расширение НАТО на Восток считается ошибкой, которая "спровоцировала Россию", а потому курс Киева на углубление сотрудничества с НАТО в Вене воспринимают как деструктивную и опасную позицию.

С начала протестов 2013 года австрийские представители на разных уровнях настойчиво советовали Украине стать нейтральным государством во избежание конфликтов. Как отметил один из украинских дипломатов, Австрия уважает политический выбор украинской нации, но он, по большому счету, не совпадает с политическим выбором нации австрийской.

Вместе с тем следует отметить особенность австрийского нейтралитета, который вовсе не означает, что Вена держится в стороне от важных международных проблем. В частности, Австрия готова участвовать в военных операциях за рубежом, если на то есть мандат ООН.

Прагматичный подход австрийского правительства обычно подают как невыгодный для Украины, заранее проигрышный, учитывая разницу в экономических возможностях Украины и России.

Инвестор №5 в Украине

В последние годы Австрия является одним из главных инвесторов в украинскую экономику. В конце 2014 года она занимала пятое место среди всех стран мира по объему инвестиций в экономику Украины ($2,7 млрд, или 5,5% от общих инвестиций).

Австрийские бизнесмены, в отличие от своих коллег из Германии или других стран ЕС, с большим пониманием относятся к "особенностям" ведения бизнеса в странах постсоветского пространства.

С 2004 года Австрия постоянно наращивала свое экономическое присутствие в Украине, которая рассматривалась как один из основных рынков для дальнейшего расширения.

Первыми в страну хлынули австрийские банки (Raiffeisen Bank International AG, UniCredit Bank Austria AG, Erste Bank). В 2012 году доля австрийских финучреждений в банковском секторе Украины составляла 15%.

Сегодня австрийские аналитики признают, что риски ведения бизнеса в Украине тогда были значительно недооценены, а на недостатки институциональной сферы просто не обращали внимания. Несмотря на это, присутствие австрийских финучреждений помогло существенно трансформировать украинский банковский сектор.

Оценивая в 2010 году перспективы для иностранных инвесторов, австрийские аналитики отмечали многообещающее сочетание в Украине двух факторов: близости к рынку ЕС и дешевой высококвалифицированной рабочей силы, дополненные значительным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом страны.

Видя в Украине широкие возможности, австрийский бизнес готов был идти на определенные риски и нести дополнительные расходы.

Следует отметить, что этот процесс был двусторонним. Украина была страной, которая активно использовала механизм Oesterreichische Kontrollbank AG (OeKB), что служило своеобразной страховкой для иностранных предпринимателей, стремившихся наладить сотрудничество с австрийскими инвесторами. В 2012 году 8,54% из 34,8 млрд евро гарантий, выданных OeKB, приходилось на Украину.

За первый год военных действий объемы австрийских инвестиций в украинскую экономику сократились более чем на $500 млн, а товарооборот между Украиной и Австрией — почти вдвое. Следует отметить, что основу украинского экспорта до сих пор составляет сырье (руда и сталь), около 60%.

Украина рискует потерять своего пятого инвестора, который уже достаточно давно работает здесь и готов при условии благоприятного бизнес-климата к расширению своего присутствия на украинском рынке. Если десять лет назад Украина оценивалась инвесторами как страна с большим потенциалом, то сегодня — как страна с высокими политическими и геополитическими рисками, а также малым размером рынка.

Тем не менее, те австрийские инвесторы, которые уже имеют активы в Украине, не спешат сворачивать свой бизнес. Более того, как отмечают эксперты, хорошо знакомые с настроениями в австрийских бизнес-кругах, австрийские инвесторы сегодня находятся "на низком старте" и ждут конкретных достижений в таких сферах, как дерегуляция, борьба с коррупцией, реформа судебной системы.

Слабое звено европейского единства

Австрию небезосновательно причисляют к клубу сторонников России в ЕС.

Именно Вена стала первой европейской столицей, которая принимала Владимира Путина после аннексии Крыма. Австрия также была среди тех стран-членов ЕС, которые выражали наибольший скептицизм по поводу введения секторальных санкций против РФ.

Поддержка Веной политики санкций в отношении РФ и европейского единства в отношении Украины является первоочередным интересом Киева относительно Австрии.

До недавнего времени Вена выражала лишь сомнения в целесообразности и эффективности санкций, однако сейчас все чаще звучат решительные заявления о необходимости их отмены.

Глава Федеральной палаты экономики Кристоф Ляйтль во время уже упомянутой встречи с Путиным открыто подчеркнул, что экономические вопросы важнее политических разногласий. В феврале 2016 года австрийский вице-канцлер и председатель Народной партии Рейнхольд Миттерленер посетил Москву, где заявил, что своей санкционной политикой ЕС не достиг политического прогресса, вместо этого обе стороны страдают от экономических убытков.

Однако в вопросе санкций не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Хотя австрийцы выступают против радикальных действий в отношении России, большинство (53%) поддерживало введение санкций в 2014 году. Лишь около трети австрийцев (28%) считали, что вместо санкций нужно искать дипломатическое решение конфликта.

В то же время лишь 9% заявили, что санкции ЕС слишком мягкие, и выступили за их усиление, в то время как 40% оценили санкции как достаточные, а 38% — как слишком жесткие, что причиняет вред самой Австрии.

Австрийско-российская дружба держится на трех столпах: экономические интересы, энергетика и схожие взгляды по ряду вопросов международной политики.

Так, австрийские инвестиции в России насчитывают около 8,5 млрд евро, в свою же очередь российские инвестиции в Австрии достигают 10,15 млрд евро. Для сравнения, австрийские инвестиции в Украину — это около 2,5 млрд евро.

Переломным моментом в австрийско-российском бизнес-сотрудничестве стала зимняя Олимпиада 2014 года. Совокупный объем заказов, освоенных австрийским бизнесом в Сочи, превысил $1,65 млрд. С 2012 года ведутся активные переговоры об участии австрийских компаний в проектах, связанных с подготовкой чемпионата мира по футболу 2018 года, который по своему масштабу превысит сочинскую Олимпиаду.

Кроме того, австрийские банки имеют 36 млрд евро непогашенных кредитов, выданных российским заемщикам. Однако хотя коллапс российского рынка, бесспорно, обернется для Австрии существенными потерями, как отмечают обозреватели, австрийское возмущение (как в 2014, так и в 2015 году) на данный момент объясняется не так текущими потерями, как невозможностью реализовать выгодные совместные проекты.

Второй мощный фактор — энергетика. Более 70% газа Австрия импортирует из Российской Федерации.

В 2010 году Россия и Австрия подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода "Южный поток", а "Газпром" и австрийский энергоконцерн OMV — базовое соглашение о сотрудничестве.

Государственная компания OMV пригласила "Газпром" инвестировать в местную инфраструктуру, надеясь стать центральноевропейским дистрибутором российского газа. Кроме того, австрийские чиновники пообещали своим российским партнерам использовать все свое влияние, чтобы добиться реализации проекта "Северный поток-2".

Выступая против тех или иных решений Брюсселя, Австрия старается избегать открытой конфронтации и движется в фарватере Берлина, а потому маловероятно, что она рискнет сломать европейское единство. При этом

австрийские политики под давлением бизнеса более настойчиво будут убеждать своих коллег, в частности немцев, во вреде санкций.

В отсутствие активных боевых действий на Донбассе Киеву все сложнее будет убеждать ключевые страны ЕС в обратном.

Группы интересов и влияния

В политической плоскости Австрия сейчас переживает переломный период, связанный с окончанием так называемой "эры больших коалиций". Падение рейтинга двух основных партий — Народной партии и Социал-демократической партии — сопровождается ростом популярности праворадикальной Партии Свободы.

Вовремя распознав страхи и преференции электората, в прошлом секулярная политическая сила-Партия Свободы с новым лидером Хайнцом-Кристианом Штрахе начала апеллировать к традиционным христианским ценностям с добавлением антииммигрантских и антинатовских месседжей, а также жесткой критики ЕС.

Подобная риторика, подкрепленная серьезными финансовыми вливаниями, сделала новых австрийских ультраправых верными союзниками Кремля.

До 2014 года Партия Свободы приглашала на свои собрания российских политиков и националистических деятелей (Константина Малафеева, Александра Дугина). В 2009 году в Австрии разгорелся скандал вокруг одного из бывших лидеров ультраправых Йорга Гайдера, которого обвинили во взятке почти в миллион евро за помощь двум российским бизнесменам с получением гражданства.

На фоне недовольства австрийцев наплывом мигрантов и политикой Брюсселя популярность ультраправых растет. На парламентских выборах 2013 года ультраправые получили 20,5% голосов, а на выборах в отдельных федеральных землях Партия Свободы заняла второе место. В октябре 2015 года ультраправые набрали более 30% голосов в Вене.

Изменение политического дискурса отражается и на риторике ведущих политических сил — Социал-демократической и Народной партий.

Низкий уровень знаний об Украине в сочетании с традиционным антиамериканизмом и евроскептицизмом австрийцев стал основной причиной поспешных выводов об украинско-российских отношениях и влиянии ЕС и США на события в Украине. Большинство австрийских политиков, бизнесменов, журналистов, как и рядовых граждан, склонны считать противостояние на Донбассе "гражданской войной", а вовсе не войной с Россией.

В 2014 году, отвечая на вопрос, кого следует винить за кризис в Украине, 44% австрийцев выбрали вариант совместной ответственности Украины и России. Около трети (28%) возложили ответственность на руководство России, 7% — на руководство Украины, а 21% не смогли определиться.

Украинская диаспора в Австрии слишком немногочисленна, чтобы влиять на общественное мнение в стране.

Однако их акции и инициативы, как и деятельность посольства Украины (и лично посла Александра Щербы), помогают удерживать украинский вопрос в повестке дня и подрывают монополию российского дискурса.

В Австрии катастрофически не хватает позитивной информации об Украине, особенно о ее успехах в реформировании. В единичных статьях, не связанных с войной, ведущими темами становятся коррупция, неэффективность управления и политическая нестабильность.

Автор: Дарья Гайдай,

аналитик Института мировой политики

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.