Тратить по-европейски: что мешает прозрачности бюджетов украинских городов

Четверг, 22 сентября 2016, 10:14 — Сергей Сидоренко, Европейская правда, Днепр-Львов-Киев

"Вот бы у нас бюджетные средства расходовали так прозрачно, как в Европе". Фразу, подобную этой, слышал, наверное, каждый.  Кого не спроси в соцсетях – любой поддержит инициативу, позволяющую отследить расходование средств госбюджета или бюджета города.

А если такой механизм появится – кажется, все захотят им воспользоваться.

Вот только реальность – иная.

На самом деле в Украине – при финансовой поддержке ЕС – уже созданы такие сервисы. Вот только они не могут похвастаться огромной популярностью. "Сарафанное радио" также не работает – данные о том, сколько денег дали и сколько украли при строительстве местной школы или детской площадки, не обсуждают в каждом дворе.

Достаточно оторваться от "фейсбук-Украины" и поговорить с людьми вне столицы, как выясняется: интерес к этой теме существенно преувеличен.

Зачем же ЕС продолжает тратить средства на программы бюджетной прозрачности в Украине? Реально ли, что они все же обретут популярность? В этом попыталась разобраться "Европейская правда".

"Вопрос не в деньгах, просто не хватает рук"

"Идея сервиса "Открытый бюджет" появилась еще в 2013 году, когда мы участвовали в подготовке законопроекта "Об открытости использования публичных средств", – рассказал ЕП Владимир Тарнай, руководитель проекта Open Budget в Центре "Эйдос".

"Выяснилось, что местная власть нередко готова публиковать данные о расходах, но разобраться в них невозможно. Они просто "выдают на-гора" сканы таблиц с бюджетными кодами. Мы решили визуализировать эти данные", – говорит Тарнай.

Сервис был запущен еще в прошлом году. Сейчас работает два независимых модуля: один показывает детальную структуру поступлений и расходов местного бюджета, подключенного к системе, второй – дает разбивку по конкретным объектам.

К примеру, в Днепре на ремонт кровли по улице Пушкина 53, над квартирой №10, выделено 59 800 грн. На тренажерную площадку неподалеку – 48 тыс. грн.

Но насколько популярна такая возможность?

27 тысяч посещений за полтора месяца, порядка 700 за рабочий день. Это – показатели посещаемости Open Budget в июле-августе 2016 года, предоставленные разработчиками. Речь идет суммарно о 32 городах, городках и общинах, подключенных к сервису.

Днепр – крупнейший местный бюджет, заведенный в Open Budget. Город подключился к системе в июне и, по словам Тарная, активнее других участвует в ее доработке, но его показатели в статистике – откровенно невысокие. В первые недели после запуска, пока шла реклама в местных СМИ, посещаемость была чуть повыше, а с июля – снизилась до порядка 30 посещений в рабочий день.

ЕП встретилась с куратором проекта в городе – Яникой Мерило, и.о. заместителя мэра и  гражданкой Эстонии. В Киеве Яника больше известна как экс-советник бывшего главы МЭРТ Айвараса Абромавичюса, специалист по инвестициям и фанат e-governance.

Заказав кофе у секретаря по СМС (со словами "мы же строим электронное управление, правда?"), она предложила свое объяснение невысокой посещаемости сервиса. По ее мнению, нынешних возможностей "Открытого бюджета" не хватает, проект необходимо доработать. "Нужно показать бюджет коммунальных предприятий, ведь это такая тень... Людям интересны именно их расходы", – уверена она.

Как оказалось, Днепр уже выделил 80 тыс. грн на доработку программного комплекса.

"Мы хотим намного большей открытости, чем предлагает разработчик.  Готовы открывать всю информацию по школам, больницам – вплоть до того, что показать, что и по какой цене попадает детям на обед. У города есть финансовый ресурс для разработки, мы готовы были даже заплатить больше, чтобы получить результат быстрее, но вынуждены ждать. Вопрос не в деньгах. У них просто не хватает рук", – говорит заммэра.

В городском бюджете на программы открытости зарезервировано до 1 млн грн, говорится на городском вебсайте. Open Budget был создан на деньги Евросоюза, но проект ЕС уже завершился и теперь для оплаты работы программистов приходится искать сторонние источники, пояснили в "Эйдосе".

Владимир Тарнай подтвердил, что такая доработка действительно есть в планах. "Я бы изначально разработал модули и для коммунальных предприятий, и для расходов госбюджета. Но об этом легко говорить сейчас. А проект готовился в 2013 году, когда закон "Об открытости использования публичных средств" был только в планах", – пояснил он.

Вот только увеличит ли эта доработка реальную популярность сервиса?

"Легче всю жизнь платить по 800 грн"

Open Budget – не единственная инициатива в сфере бюджетной прозрачности, созданная на деньги ЕС. В 2014 году при поддержке Евросоюза был запущен проект "Ціна держави". Как и с "Открытым бюджетом", европейское финансирование было выделено на два года и уже завершилось. И точно так же проект не умер с исчерпанием средств.

"Сейчас поддерживаем его за свой счет и за счет частных инвесторов", – говорит руководитель проекта, исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук.

В проекте "Ціна держави" также есть несколько компонентов. В их числе – анализ бюджета госпредприятий и создание "счета от государства" – виртуального чека, в котором налогоплательщик может увидеть, сколько средств из его налогов пошли на медицину, на пенсии, армию и так далее.

Этот сервис, конечно же,  не является полным аналогом того, что планирует запустить Яника Мерило. Но в CASE-Украина не верят, что ее инициатива будет действительно популярной.

"Это только кажется, что бюджеты предприятий – это интересно. Совсем нет. Те же госпредприятия – данные о них оказались менее интересны читателю, чем данные о расходах министерств, хотя деньги там очень большие", – говорит Боярчук. Второй момент, с которым столкнулись в "Ціні держави" – нежелание  госпредприятий "светить" свой бюджет. Возможно, с коммунальными предприятиями, подчиненными городу, ситуация будет иной, но на центральном уровне многие просто игнорировали требование закона об открытости.

"Очень сложно открывают данные. Ми пишем запросы, жалобы, но штраф за это нарушение – порядка 800 грн. Они готовы всю жизнь платить по 800 грн, лишь бы оставаться закрытыми", – пояснил Дмитрий Боярчук.

По его наблюдениям, тема бюджетной открытости оказалась слишком "скучной", чтобы стать популярной: "Радикальные, яркие месседжи действительно хорошо расходятся, но как только оказывается, что жизнь не черно-белая, что у любой проблемы есть оттенки – заинтересованным остается лишь узкий круг".

"Не бюджет дал деньги, а депутат"

Если Днепр – город-новичок в системе Open Budget, то Львов входит в число "передовиков". Он присоединился к системе еще зимой. В карту расходов занесены и нынешний, и прошлый год. В общем, у местных жителей было полно времени освоить новые возможности.

Было бы желание. А вот его, похоже, и нет.

Во дворе дома 313 по улице Городоцкой – шум от работы "болгарки" и детский смех. Строители работают в сквере неподалеку (более 1,2 млн грн на обустройство, согласно карте расходов),  а дети играют на площадке, установленной в нынешнем году (40 тыс.грн). Площадка – одна на квартал, так что тут всегда людно.

Качели, горка, "вертушка" и маленькая песочница – комплект, который у львовских производителей стоит несколько дешевле

Вот только для  местных жителей стало откровением то, что объект профинансирован из городского бюджета. Все, с кем беседовала ЕП, были уверены, что ее оплатил местный депутат. Эту версию подтвердила пенсионерка Ольга, квартира которой выходит на скверик с площадкой (местные мамы сразу порекомендовали обратиться к ней – "она все знает").

Ольга, которая "знает всё", также не догадывалась, что деньги на строительство выделены из коммунального бюджета. А потраченная сумма и вовсе поставила ее в тупик.

– 40 тысяч? Да вы что, быть такого не может! За эти пару качелей? – искренне удивилась она и тут же обратилась к соседке. – Ты слышала, на эту площадку 40 тысяч потратили!

Соседка, конечно, тоже об этом не слышала, но... на этом их интерес исчерпался. 

– Да я и сама найду в интернете, если захочу узнать, сколько потратили, – отмахнулась Ольга от дальнейших деталей. – Но зачем оно нам, простым людям?

И это, конечно же, не специфика Львова.  В Днепре ЕП наугад выбрал детскую площадку, нанесенную на карте по улице Савченко, 46. Девятиэтажке с запущенным двором действительно крайне необходим "детский уголок". Найти его не удалось – как позже пояснили в мэрии в ответе на письменный запрос ЕП, сейчас проходит конкурс на подрядчика, который будет строить этот объект. Но на данный момент ни девочки-подростки, курившие у подъезда, ни местный житель, отказавшийся называть свое имя ("вы же журналист, оно мне надо?!"), даже не слышали о том, что деньги на строительство уже выделены.

Такие "детали" никого не интересуют, даже если касаются их лично.

Изменить ментальность

Впрочем, не стоит полагать, что ситуация безнадежна. Вовсе нет.

Интерес к прозрачности – есть. Да, он слаб, но это не значит, что он не возрастет со временем. "Пусть сейчас это не является вопросом массового интереса, но есть интерес активистов. В каждом городе есть активисты. Те же молодые мамы, которые хотят следить за ремонтом детских садов возле дома", – аргументирует Ирина Корецкая, начальник управления информационных технологий мэрии Днепра.

Именно такие активисты способны убедить мэрию подключиться к системе. На сегодня 90% городов с населением более 20 тысяч не участвуют в программе Open Budget.

Вторым игроком, подталкивающим местную власть к внедрению системы, как ни странно, являются... сами бюрократы. Те, кто не задействован в госзакупках, но "по должности" вынужден отвечать за выполненную работу. Для них чем больше открытости, тем лучше. В их числе – директор Днепровского планетария Сергей Линговский. И сам планетарий, и территория вокруг него давно требует ремонта. В 2016 году город наконец выделил 2 млн грн. Но при этом, к примеру, аварийная лестница, которую посетители видят в первую очередь, в задачи для ремонта не вошла. И на карте Open Budget это четко описано.

"Для меня прозрачность – только плюс. Нас обвинить не в чем", – говорит он, вдохновенно рассказывая о деталях запланированной реконструкции, об утеплении и о проблемах с отоплением зала.

Линговский, правда, признает: на деле мало кто будет интересоваться бюджетными данными: "Подавляющее большинство безо всяких данных четко уверены – снова разворуют".

 Днепропетровский планетарий и аварийная лестница к нему. Персонал говорит, что зимой по ней действительно опасно ходить. Фото автора

В представительстве ЕС считают, что финансирование проектов бюджетной открытости все же не было напрасным. Хотя и не питают иллюзий о том, что такой проект способен в корне изменить ситуацию.

"Такая пассивность людей имеет исторические корни, – считает Давид Стулик, пресс-атташе представительства. – В Украине есть миф о бесплатности всего. Миф о бесплатной медицине, образовании и так далее. Нет осознания того, что вы платите налоги, то есть оплачиваете все расходы бюджета".

"Мы помогаем делать бюджет прозрачным, но тут нужно менять менталитет. Наш проект – это только половина работы. Надо изменить сознание", – говорит Стулик.

И, надо признать, определенные изменения есть.

К примеру, недавно в городе Вишневое, пригороде Киева, открылся сервис электронных петиций. В числе первых оказалась просьба о подключении города к системе Open Budget. Именно эта петиция сейчас – в числе лидеров на сайте мэрии.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: