Трудности на взлете: что мешает нашему авиапрому выйти на рынок ЕС

Среда, 30 ноября 2016, 16:30 — Юрий Панченко, Европейская правда
Фото thalesgroup.com

Считается, что Украина уже потеряла свои рынки сбыта наукоемких технологий. И что лучшее, на что нам остается рассчитывать – экспорт продукции лишь с минимальной обработкой.

Однако на самом деле это не так. ЕвроПравда уже писала об успешных примерах выхода на европейский рынок компаний, производящих приборы для измерения радиации, поступившие на вооружение многих стран-членов НАТО.

Наш новый герой – харьковская компания FED, производящая агрегаты для самолетов.

Это сравнительно молодая компания, однако образованная на базе советского гиганта (и сохранившая его имя).

Для таких украинских компаний ориентация на экспорт является безальтернативной – ведь внутреннего спроса на подобную продукцию в Украине практически нет.

Над получением сертификатов ЕС в FED задумались еще в 2012 году. "Хотя тогда у нас не было проблем на российском рынке, мы понимали, что наше будущее – в максимальной интеграции в мировую систему, а без европейских сертификатов это невозможно", - говорит глава правления компании Виктор Попов.

Такой подход помог компании пережить спад в 2014 году. Стоит отметить, что для компаний, связанных с авиастроением, разрыв с РФ был куда более болезненным, чем для остальных. Помимо ограничений со стороны России, на объемы поставок повлиял и запрет СНБО на продажу товаров военного и двойного назначения.

Как результат – компания потеряла не только заказы из РФ, но и из других стран, выполняемые в партнерстве с россиянами.

Многие украинские предприятия до сих пор не оправились от такого удара. В FED же рассчитывают, что объемы производства по итогам нынешнего года будут на 3-5% выше, чем в 2013 году.

Это стало возможным благодаря участию в европейском проекте ESPOSA по созданию малоразмерных двигателей. В этом проекте участвуют 20 промышленных предприятий, 12 научно-исследовательских институтов и 10 университетов из 15 стран, в том числе и украинские компании.

"Для начала мы смогли договориться с чешской UNIS поставлять насосы к их авиадвигателям. Это был первый шаг, который позволил нам выйти на европейский рынок. Потом этими моторами заинтересовался австрийский Diamond Aircraft, однако в итоге они выбрали полностью украинский двигатель, куда мы поставляем насос-дозатор", - рассказывают в FED.

Первая модель самолета Diamond с украинским двигателем – DART-450 – в этом году была представлена на салоне Фарнборо.

 DART-450. Фото diamond-air.at

Особенность авиабизнеса – в долгосрочности поставок. "Как у нас говорится, если ты попал на крыло, пусть даже гайкой – у тебя заказы на несколько десятилетий, пока эту модель не снимут с производства", - говорит Виктор Попов.

А Diamond рассчитывает производить по 200–300 самолетов в год.

И это не только учебно-тренировочный DART-450, но и больший по размерам DA50-JP7, который использует такой же украинский двигатель и сейчас тоже проходит сертификацию. Это маломестный самолет, который может использоваться как "воздушное такси" – а именно в таких моделях наибольший дефицит в Европе, ведь Airbus не производит самолетов такого типа.

Более того, права на производство австрийской модели уже выкупили китайцы. А значит, не исключено, что моторы и для этих самолетов будут производиться в Украине.

Второй успех харьковчан – участие в тендере французской компании Thales на поставки теплообменников для спутников.

"Это была не первая наша попытка участвовать в западных тендерах. Были и победы – в Канаде, правда, к сожалению, этот проект так и не был реализован заказчиком. Поэтому определенный опыт у нас был. И он нам пригодился – это был очень сложный отбор, французские специалисты проверили все нюансы нашей работы", - рассказывает зампред правления компании Сергей Авершин.

Достаточно ли этого, чтобы рассчитывать на масштабный выход на европейские рынки?

К сожалению, на пути в ЕС у украинских производителей немало препятствий.

Некоторые  из них традиционны – например, валютные ограничения. Или сертификация, которую украинские органы проводить не могут – хотя бы по причине небольшого количества отечественных компаний, выпускающих такую продукцию. 

Куда более серьезная проблема – боязнь европейцев заключать контракты с украинскими компаниями.

 Тут и далее – фото FED

"Очень простой пример – для производства нам необходимо очень дорогое европейское оборудование. А для установки такого оборудования к нам должен приехать специалист от производителя.

Однако на практике это выглядит следующим  образом – представитель компании достает рекомендации их МИДа, где написано, что они считают безопасным посещение своими гражданами Киева, однако не рекомендуют посещать Харьков или Днепр.

Нам приходится долго убеждать их, давать дополнительные гарантии, сулить премии за риск. И это при покупке, а теперь представьте, как они реагируют, когда покупатели – они?" – говорит Виктор Попов. По его словам, эта проблема должна решаться на государственном уровне – украинский МИД должен доказывать, что посещение украинских городов безопасно.

И это далеко не все проблемы. Ведь европейские покупатели должны быть уверены, что их поставщик выполнит заказ вовремя. 

И это ключевая проблема – в этом плане у украинских компаний репутация не очень.  

Многочисленные срывы масштабных контрактов украинскими предприятиями не могли остаться незамеченными. Ирония – срывы совершают госкомпании, а репутация страдает у всех.

Но и это не все!

"На европейском рынке наш основной конкурент – австрийский Liebherr Aerospace, он производит схожую с нами номенклатуру продукции, в частности, поставляя узловые детали для Airbus. Однако на самом деле у нас очень хорошие отношения – мы постоянно обмениваемся делегациями, следим за работой друг друга.

Логично, что постоянно поднимается вопрос сотрудничества. И хотя это выгодный проект и для них, их топ-менеджеры признают – совет директоров не утвердит его", - говорит Виктор Попов.

 В чем проблема? В первую очередь – в уверенности. Не в производителе, а в государстве.

 

Европейские компании уже давно знают особенности украинского бизнес-климата. "Они прекрасно знают, что работу любого предприятия может заблокировать налоговая, пожарная служба и много кто еще. А допустить срыва заказа нельзя. И это все работает против нас", - признают в FED.

Традиционно считается, что авиаотрасль, как никто другой, зависит от государственного содействия. Как говорится, "самолеты создают профессионалы, а продают – президенты".

В то же время успехи украинских компаний были достигнуты скорее вопреки. И это вызывает вопрос – что было бы с отраслью при нормальной государственной политике, например, подобной европейской?

Впрочем, последние обещания правительства, в первую очередь – наладить систему лизинга украинских самолетов, вселяют оптимизм. "Если хотя бы часть обещаний будет реализована, уже в следующем году украинская авиаотрасль может существенно улучшить свои показатели", - резюмирует Виктор Попов. 

Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together! 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.